Рубрики

Преференциальный режим - льготный режим осуществления внешнеэкономических связей

Правительство реализует политику, в рамках которой регулируются внешнеэкономические связи. Она включает в себя различные методы и инструменты. В качестве одного из них выступает предоставление таможенных льгот. Они распространяются на ввозимые товары некоторых стран. Льготы обеспечивают увеличение притока продукции, выпуск которой в РФ не осуществляется, либо она производится в недостаточном объеме. преференциальный режим

Принцип преференциального режима

Практика предоставления льгот началась в конце прошлого века. С этого же времени стало использоваться понятие "преференциальный режим". Он предполагает более благоприятные, чем обычно, условия для продукции, поступающей из какого-либо государства. История развития преференций непосредственно касается образования колоний. Именно они сформировали основу для создания монополистических систем. Оно происходило при ограничении внешней торговли государств-сателлитов. Особенно широко система таможенных льгот распространилась на территориях, принадлежавших Голландии, Бельгии, Англии и Франции.

Для этих государств колонии выступали в качестве одного из ключевых источников прибыли. В связи с тем, что с зависимых территорий, как правило, экспортировалось сырье, свободно направляющееся на большую часть рынков, а метрополии отправляли готовые изделия, преференциальный режим был более выгоден для последних. На начальном этапе, таким образом, льготная система использовалась в рамках межгосударственных отношений, при которых каждая страна сохраняла собственную "тарифную индивидуальность", но при этом оговаривала для другой послабления, не распространяющиеся на прочие государства. Льготы предоставлялись в виде полного либо частичного освобождения от пошлин. внешнеэкономические связи

Преференциальный режим в России

Регулирование этого института осуществляется в соответствии с ФЗ "О таможенных тарифах". В этом нормативном акте приводятся основные положения, касающиеся установления благоприятных условий для ряда стран. За счет предоставления льгот формируются выгодные внешнеэкономические связи, реализуется политика государства. Благоприятные условия используются в рамках конкурентной борьбы между производителями за рынки сбыта, сферы вложения капитала, сырьевые источники.

Нормативная база

Преференциальный режим действует на основании Соглашения, устанавливающего унифицированные правила, по которым определяется происхождение продукции развивающихся государств при предоставлении льгот. Этот документ подписали Чехословакия, Польша, СССР, Венгрия и Болгария в 1980 г. В 1993 г. было принято указание ГТК № 01-12/532. В соответствии с ним, сегодня на преференциальные товары распространяется порядок определения государства происхождения и применения к ним ставок импортного тарифа. Ключевые положения, касающиеся уплаты пошлин, предоставления льгот, определены в ФЗ № 5003-I. внешнеторговый контракт

Характеристика

В соответствии с ФЗ № 5003-I, преференциальный режим предполагает особые льготные условия, предоставляемые одной страной другой без распространения на третьи государства. Он реализуется путем освобождения от уплаты пошлин, снижения их ставок либо установлением квот на перемещение соответствующей продукции. Тарифные льготы предоставляются в одностороннем или взаимном порядке в ходе реализации государственной торговой политики РФ в отношении изделий, перемещаемых через границу страны. Они предоставляются в форме возврата уплаченной ранее пошлины, освобождения от нее, уменьшения ставки или установления соответствующих квот. Чтобы данная система начала действовать, должен быть подписан внешнеторговый контракт. В нем оговариваются соответствующие льготные условия и правила их предоставления.

Продукция

Тарифные преференции предоставляются на территории России в соответствии со ст. 36 ФЗ № 5003-I. Они распространяются на продукцию:

  1. Происходящую из развивающихся государств, пользователей национальной льготной системы РФ. Изделия облагаются по ставке в размере 75% от действующего таможенного тарифа.
  2. Происходящую из наименее развитых государств, пользующихся соответствующей схемой. Продукция в данном случае освобождается от пошлин.
  3. Происходящую из стран, формирующих с Россией ЗСТ, Таможенный союз либо подписавших соглашения, целью которых выступает их образование. принцип преференциального режима

Специфика

В течение нескольких последних лет преференциальная система существенно расширилась и усложнилась. В РФ появилась законодательная база, обеспечивающая ее регулирование. В России создана собственная автономная схема предоставления льгот развивающимся странам, подписавшим внешнеторговый контракт. По ст. 36 указанного выше ФЗ, периодически Правительство пересматривает действующую схему. Это происходит не реже 1 раза/5 лет. Кроме этого, допускается ежегодный пересмотр действующей системы. В соответствии с правительственным постановлением, он осуществляется по мотивированному представлению МИД и МВЭС.

Проблемы

Действующая в настоящее время торговая политика отличается широким распространением льготных схем. Они выступают в качестве исходной стадии формирования интеграционных объединений, способствуют решению различных проблем. Они касаются как экономики, так и политики. Последнее зачастую побуждает страны идти на формирование таможенных союзов и ЗСТ даже тогда, когда их эффективность и прибыльность не предопределены. По геополитическим соображениям начинают создаваться преференциальные схемы, которые если и принесут желаемый результат, то только в отдаленном будущем. преференциальные товары

Правовые возможности

Действующие сегодня нормы ГАТТ/ВТО, посредством которых осуществляется регулирование использования преференциальных схем, отличаются достаточно жестким характером. Они способствуют исключению из льготных систем "чувствительных" секторов только на период поэтапного создания таможенного союза или ЗСТ. Его продолжительность обычно не превышает 10 лет. Если говорить о преференциях в отношении развивающихся государств, то правовые возможности в этой области регулирования достаточно широки. Это обуславливается тем, что ГАТТ выводит систему за рамки действия общего обязательства, касающегося наибольшего благоприятствования. ввозимые товары

Совершенствование национальной схемы

Внесение корректировок в действующую сегодня преференциальную систему возможно исключительно на базе разработки новой модели. Она должна учитывать международные обязательства и мировой опыт. При этом должен сохраняться довольно широкий межгосударственный охват. При изменении национальной схемы необходимо уточнить товарную номенклатуру, величину и механизм предоставления послаблений и отказа от льгот. Такой подход, по мнению аналитиков, будет способствовать последующему совершенствованию действующей в России модели. Так преференциальный режим сможет превратиться в еще более эффективный инструмент регулирования. При этом он соответствовал бы положениям Общей системы, учитывал бы опыт других стран в данной области. Немаловажно также обратить внимание на вопрос о правилах определения конкурентоспособности отдельных видов продукции развивающихся стран.