Структура теории государства и права требует к себе особого подхода. Приступая к ее изучению, необходимо осознавать всю сложность данного вопроса. Право представлено в виде классово-политического явления. Оно относится к субъективной сфере жизни. Далее в статье будет описана структура теории государства и права.
Общие сведения
Структура государства и права относится к "надстройке". Ее существование обуславливается определенным экономическим фундаментом. В своем формировании и последующем функционировании структура общего права зависит от воли людей. При этом имеет место нераздельная связь и с основным компонентом "надстройки". В качестве него выступает государство. Вся система включена в состав более обширных образований. Это, в частности, система политических отношений и социального регулирования. При этом необходимо учесть специфику разных национальных правовых сфер, уровень их развития, некоторую отстраненность от механизма регулирования. Немаловажное значение в изучении поставленного вопроса имеет и принадлежность разных систем к той либо другой структурной общности.
Основные черты
Понятие и структура права предусматривают наличие определенных особенностей, отличающих всю эту систему от иных. В частности, к основным чертам следует отнести:
- Принадлежность к особой категории системных объектов. Структура права сочетает в себе черты органичных и неорганичных систем. Их проявление зависит от уровня развитости власти, особенностей, связанных с кодифицированностью существующего законодательства. В этой плоскости рассмотрения структура права имеет некоторые черты логической системы.
- Социальную функциональность. Развитие, появление и существование права подчиняется классовым целям. В соответствии с этим, для системы и ее подразделений характерны некоторые специфические функции.
- Стабильность и динамичность, наличие механизмов саморегуляции.
- Связь с правосудием. Система является социальной. Однако ее функционирование и существование связаны с индивидуальной правовой деятельностью конкретных компетентных органов.
- Многоуровневость.
Характеристика
Структура права иерархична. Она отличается наличием множества уровней. Право выступает в качестве нормативного образования, а его структура – как технико- и специально-юридическое его содержание. Эта система едина по своей сути. Однако в каждой стране она отличается внутренней расчлененностью на сравнительно автономные, но при этом взаимосвязанные части – элементы структуры права. К ним, в частности, относят институты, направления, подразделения, предписания. За счет них, в свою очередь, формируются группы, ассоциации, объединения. Кроме этого, компоненты могут проявляться и во вторичных системах. Вместе с этим структура права содержит и глубинные компоненты. В качестве них выступают принципы, запреты, дозволения. Эти компоненты связывают непосредственно содержание права с идейно-политическими и экономическими его основами. Многоуровневость системы выступает в качестве показателя степени ее институционности и - в этой связи - уровня ее совершенства, социальной ценности, регулирующих возможностей. В структуре выражена многоплановость приемов и методов юридического управления, способность к многостороннему воздействию на социальную жизнь.
Базис
Особенности экономических основ считаются решающими при определении структуры права какой-либо страны. Немаловажным компонентом считается и уровень социально-политического развития. В характере правовой структуры, во многих гранях формирования ее технико-юридической сути, в принципах, особенностях запретов и дозволений отражается категория производственных отношений, политический режим и система, в целом свойственные для данной страны. Влияние на устройство системы оказывают и другие факторы. К ним относятся и правовые закономерности, в числе которых выделяются процессы специализации юридического регулирования.
Специфика
Рассматривая право в рамках определенного государства, можно перейти к осмыслению вопросов с более широкой позиции. Другими словами, появляется возможность осветить структуру национальной системы в целом. В первую очередь это осуществляется благодаря взаимодействию и единству конституционных компонентов. К ним, в частности, относится собственно само право, юридическая практика и идеология. Следует сказать, что специфика национальной юридической системы либо их комплекса отражается и в самой терминологии. Так, достаточно широко распространены такие определения, как "структурная общность" или "структурное образование". Это говорит о том, что специфика в первую очередь проявляется во внутреннем устройстве системы.
Нормы права: признаки, структура
Рассматривая основные черты и особенности системы, необходимо четко дифференцировать используемые определения. В данном случае имеется в виду структура источников права. Речь идет о законодательной системе. Структура права выступает в качестве объективно существующего внутреннего деления. Законодательство же - это построение, соотношение, состав форм. К этой категории в числе прочих относят также юридические предписания и отрасли права. Структура законодательства предполагает обособление по целевому и предметному критерию. Вместе с этим данные две категории – внутреннее устройство системы и состав форм – взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. С одной стороны, в законодательстве в той либо другой степени, но, безусловно, не абсолютно точно, обнаруживается структура права. С другой стороны, посредством состава форм, предписаний, актов и прочего компетентные органы могут осуществлять воздействие на внутреннее устройство системы. Однако стоит сказать, что данное влияние не выступает как автоматический результат любого обособления какой-либо законодательной сферы. Это воздействие считается итогом кодификационной работы соответствующих правотворческих органов, основанной на объективных предпосылках и факторах. В этой деятельности формулируются и развиваются системные юридические обобщения.
Юридические предписания
Здесь стоит подробнее остановиться на таком определении, как структура нормы права. Исходным, первичным подразделением в любой национальной юридической системе является предписание закона. Эти положения, "сцепляясь" друг с другом, перерастают в образования. Структура нормы права, соотношение ее с прочими предписаниями обуславливаются логической природой и степенью обобщений. В качестве системных выступают такие положения, которые сформулированы как компоненты всего комплекса единой системы.
По своей природе они способны функционировать и существовать в скоординированном, согласованном виде, связанном в единое целое. Системность выражена в нормах по-разному. Своеобразным характером она отличается в юридических судебных сферах. В данных областях вырабатываются постепенно скоординированные устойчивые принципы – идеи права. Они, в свою очередь, формируют тематические (предметные) общности. Последние, однако, не получают статуса компонентов замкнутого построения. Они выступают в качестве тематически конкретизированных направлений "открытой" (судебной) системы.
Системность
Развитый характер она получает в нормативно-законодательных структурах в процессе целенаправленной правотворческой деятельности компетентных органов. Они опираются в своей работе на научные юридические сведения. Компетентные органы могут придать предписаниям значительную абстрактность, формулировать различные по сути нормы (задачи, принципы, запреты и прочие), согласовывать и унифицировать материал, подчиняя его конкретным началам, определенным режимам регулирования. Методом решения данных задач выступает кодификационное правотворчество. В системных актах свое развитие получают обобщенные предписания. Таким образом протекает процесс формирования структурно-замкнутой, логически завершенной системы.
Кодификация
Понятие и структура нормы права не относят систематизацию к исходным компонентам. Кодификация выступает в качестве формирующего начала сложного процесса создания и развития юридической сферы. Решающее значение в этом направлении принадлежит существующим потребностям социального развития. При его воплощении должны быть учтены свойства и присущие всей юридической сфере закономерности в полной мере. Однако было бы неоправданным при этом относить кодификацию исключительно к правовой форме, внешней систематизации материала. В данном случае не следует забывать, что работа такого рода способствует системной организации. Другими словами, осуществляется формулирование нормативных предписаний, а затем, посредством объединения положений, внедрения новых юридических форм, образуются подразделения в системе.
Связь с социумом
Несомненно, кодификационное правотворчество в эксплуататорских обществах не может приводить к формированию высокоразвитой структуры. Будут иметь место нарушения, которые связаны с ходом экономического становления, антагонистическими противоречиями. Кроме того, в эксплуататорском обществе отсутствует теоретико-прикладная и подлинная научная мировоззренческая база. Значение реально действующего рычага кодификация приобретает при социалистическом режиме. В обществе в таком случае формируется новый исторический вид права и качественно новая, соответствующая ему структурная общность. Ее функционирование осуществляется на научной основе. При эффективном использовании кодификации образуется стройная сбалансированная юридическая сфера. Она согласуется с потребностями коммунистического и социалистического строя.
Основные подразделения
Понятие и структура нормы права неразрывно связаны с крупными звеньями системы. Подразделения охватывают специфические виды социальных отношений, которые, в соответствии со своим глубинным экономическим, политическим содержанием требуют своеобразного обособленного регулирования. В этой связи правовые отрасли имеют свойство обеспечивать специфические режимы управления. Рассмотрим это определение.
Юридический режим
Под ним следует понимать целостную систему воздействия. Она отличается наличием специфических приемов регулирования. К ним относят особый порядок появления и становления содержания обязанностей и прав, их реализации, особенности санкций, методов их применения, а также единые принципы, общие положения, которые распространяются на конкретный комплекс предписаний. Степень специфики того или иного отраслевого режима может быть разной.
Так, они могут являться специальными, видовыми, генеральными. Отраслевой режим в пределах соответствующей области юридической действительности пронизывает все сегменты правового поля, весь комплекс положений. Вместе с этим, подразделения отличаются определенной замкнутостью, некоторой суверенностью. Также в юридической литературе отмечено, что нормы, регулирующие отношения в пределах одного режима, не распространяются на взаимодействия, находящиеся в границах другого. В этой связи решение вопроса о принадлежности жизненного случая к определенному подразделению имеет ключевое значение.
Основные черты юридического режима
По своему строению это достаточно сложное явление. Основные черты отраслевого режима можно охарактеризовать с использованием двух компонентов. Они соответствуют граням интеллектуально-волевой сути права. К ним относят:
- Особые приемы регулирования. В данном случае речь идет о специфике управленческих свойств данного формирования с волевой стороны содержания.
- Особенности общих положений и принципов, пронизывающих всю суть отрасли в интеллектуальном плане.
Определяющей в режиме считается специфика регулятивных свойств конкретной юридической общности. Для основных подразделений эти особенности представляют большое значение. Это воплощается в специфических своеобразных методах и механизмах регулирования. Несмотря на то что эти два компонента сформированы на простейших началах – диспозитивном и централизованном, последние в комплексе со всей совокупностью методов воздействия в каждой отрасли получают особое выражение. Это, в свою очередь, отражается на правовом статусе субъектов.
Юридические признаки выступают только в качестве основания для выделения в правовой системе подразделений, существующих объективно. Вместе с этим основные отличительные черты сами нуждаются в разъяснении. Все они являются производными и зависят в итоге от материальных жизненных условий общества. Для установления первичных основ отраслевого деления необходимо обращаться каждый раз к систематизирующим факторам, обуславливающим правовую структуру и к тому обстоятельству, что определяющим значением в ходе формирования подразделений обладает предмет регулирования.
Юридический режим складывается применительно к конкретному виду отношений. Его социально-политическое, экономическое содержание предопределяет непосредственно факт его образования, а также его специфику. Вместе с этим, необходимо принимать во внимание и прочие систематизирующие факторы, сравнительную самостоятельность отраслевых режимов, возможность распространения их на прочие, неспецифические взаимодействия.
Экономические отношения
Это достаточно обширная сфера взаимодействий. Одним из актуальных в ней считается вопрос о собственности. Она санкционируется людьми всегда либо негативно, либо позитивно. В последнем случае структура прав собственности одобряется социумом. При негативном отношении появляется стремление к изменению существующей системы к лучшему для социума. В этой связи отношения собственности представляет собой комплекс исключений из доступа к нематериальным и материальным ресурсам. Вся система имущественных отношений отличается подвижностью и динамичностью. В теории нет четкого определения прав собственности.
Однако здесь значение имеет другое. Любое имущественное право всегда заключено в определенном комплексе. При необходимости оно всегда может быть исключено оттуда. Вместе с этим, следует исключить "размывания" имущественного права. Такое положение возникает в случае нечеткости определения субъектов или объектов отношений. В качестве средства борьбы против размывания выступает спецификация. Она является методом установления правомочий и закрепления их за субъектами. В общем, благодаря спецификации появляется возможность исключения "ничейности" и "бесхозности" имущества. Установить правомочия могут сами субъекты по взаимному соглашению или внешняя сила (государство, например). В итоге за счет спецификации осуществляется более эффективное использование имущества, повышается ее отдача, снижаются издержки.
Социальная сфера
В этой области особое внимание уделяется гражданским правам и свободам. Одним из главных документов, регулирующих отношения в данной сфере, считается Международная Декларация. Непосредственно после ее принятия была начата работа по кодификации ее положений в Конвенцию. В соответствии с процедурными и политическими причинами, все права были разделены на два отдельных пакта. В каждом рассматриваются конкретные категории. Принятая в 1948 году Декларация стала основой для 20 основных Конвенций. Их комплексом формируется структура прав человека, развивающаяся система международных документов, которые определяют основные возможности людей и устанавливают механизмы продвижения их защиты.