Рубрики

Субъекты конституционного права РФ

Вопрос конституционно-правовых взаимоотношений представляет особый интерес в юридической науке. Участники этих взаимодействий обладают определенными возможностями и обязанностями. Особенностью конституционных правовых отношений выступает многочисленность их субъектов. Далее рассмотрим эту категорию более подробно. субъекты конституционного права

Субъекты и объекты конституционного права

За последние годы в государстве произошли существенные изменения. Они коснулись всех сфер жизни общества: экономической, социальной, политической и так далее. Тем не менее признаки конституционно-правовых взаимодействий не потеряли свою значимость. Однако ввиду реформ они были существенно дополнены. В качестве объектов конституционных правовых отношений выступают социальные политические и экономические ценности, основные юридические возможности, свободы и интересы людей, национальные отношения и прочее. Указанные взаимодействия обладают фундаментальным, первичным характером. Они являются базой для формирования отраслевых взаимодействий, предшествуют их появлению, а в некоторых случаях и предопределяют возможность их возникновения. Такая особенность позволяет оценить значимость роли конституционного права в государственном строе. Специфика взаимодействий заключается в том, что большая часть из них не детализирует участников. Индивидуализация связей, которые устанавливают между собой субъекты конституционного права выражена в определенной всеобщности обязанностей и возможностей.

Содержание взаимодействий

Оно выражено в поведении участников отношений, круг которых весьма широк и специфичен. Субъектами конституционного права России являются все вероятные стороны общественных взаимодействий, которые наделены соответствующими возможностями и компетенцией. Это является обоснованием реализации ими положений Главного закона государства.

Субъекты и источники конституционного права

Юридические отношения между участниками регулируются соответствующими нормами. Источники конституционного права субъектов РФ – это:

  • Международные договора.
  • Уставы субъектов РФ.
  • Общепризнанные мировые нормы и принципы.
  • Конституция.

Для реализации государственных гарантий, обеспечивающих защиту свобод и интересов участников рассматриваемых взаимодействий, принимаются соответствующие законы и прочие нормативные акты. Субъектами конституционного права являются:

  1. Государство.
  2. Депутаты.
  3. Народ.
  4. Регионы России.
  5. Население.
  6. Малочисленные коренные народы.
  7. Органы госвласти.
  8. Муниципальные образования.
  9. Избирательные комиссии.
  10. Структуры местного самоуправления.
  11. Собрания избирателей.
  12. Граждане.
  13. Этнические группы.
  14. Лица, не имеющие гражданства.
  15. Иностранцы и так далее. субъектами конституционного права россии являются

Народ

Особенности субъектов конституционного права РФ состоят в их многогранности и разнообразии. Так, народ в целом представляет собой общность граждан. Он выступает в качестве субъекта конституционного права при проведении выборов депутатов Госдумы, Главы государства, референдума. Велика роль народа и при реализации демократических форм на общероссийском уровне. Аналогичной общностью, но в пределах определенной территории страны, выступает народ региона (края, АО, республики, области и так далее).

Он имеет возможность реализовывать публичную власть в пределах юрисдикции конкретного государственно- либо национально-территориального образования. Конституционное право субъектов Российской Федерации воплощается в участии в референдумах, выборах в исполнительные и представительские органы, а также избрании главы определенного региона. Еще одной общностью являются малочисленные коренные народы. Они также выступают как субъекты конституционного права РФ.

Исключительность народного статуса

Она обеспечивается прежде всего за счет того, что данный субъект конституционного права выступает в качестве носителя суверенитета и исключительного источника власти в государстве. Народ обладает возможностью формировать представительные государственные органы, участвовать в избрании Президента, выражать волю посредством референдума. Этнические общности, нации могут вступать в конституционно-правовые взаимодействия друг с другом, с институтами власти для решения вопросов национальной государственности и прочих проблем, касающихся их. субъекты и источники конституционного права

Государство

Это особый субъект, статус которого определяется Конституцией. В ней закреплены свойства государственного суверенитета, внутренняя структура и международная позиция. Регионы также являются участниками рассматриваемых отношений. Их статус устанавливает конституционное уставное право субъектов РФ. Государство выступает как регулятор общественных взаимодействий. Оно является прежде всего носителем нормотворческой власти.

Субъекты РФ могут участвовать в конституционных правовых отношениях посредством госорганов, выступающих от их имени. В качестве примера следует привести Договор от 31 марта 1992 года. Его условиями были разграничены предметы полномочий и ведения между органами власти РФ федерального уровня и институтами госвласти субъектов. Рассматриваемые взаимодействия могут возникать между республиками, автономиями, автономными округами, краями, областями и так далее.

Нации

Они выступают как субъекты конституционного права зарубежных стран. Например, во Франции нация, по сути, является народом. В России проживают представители разных этнических групп. В годы СССР они рассматривались как общности, олицетворяющие титульные национальности союзных республик. Согласно доктрине того периода, эти субъекты конституционного права наделялись возможностью выхода из состава СССР. Однако современное государство строится не по конфедеративному типу. В связи с этим нации в этническом значении не могут рассматриваться как субъекты конституционного права РФ. Сегодня такие общности выступают больше как участники международных отношений. конституционное уставное право субъектов РФ

Административно-территориальные единицы

Они представляют собой не только географические, но и политические образования. Их основу составляет население. Именно оно, создавая местные органы власти, придает административно-территориальным единицам признаки политических формирований. Избирательные округа также выступают как субъекты конституционного права России. За счет их деятельности реализуется юридическая возможность граждан представительствовать в структурах госвласти.

Органы государственного и местного управления

В РФ к ним относят:

  1. Правительство.
  2. Федеральное собрание.
  3. Городскую думу.
  4. Конституционный суд.
  5. Местную администрацию.
  6. Высшую арбитражную судебную инстанцию и так далее.

Посредством норм, зафиксированных в Главном законе, разграничиваются компетенция и сферы полномочий, которыми наделены эти субъекты конституционного права. Обладая юридической возможностью реализовывать государственную власть и осуществлять местное самоуправление, они выполняют определенные задачи. К ним, в частности, относят издание законов, надзор за функционирование прочих структур, исполнением законов и так далее. Указанные субъекты конституционного права выступают во взаимодействиях как обладатели властных полномочий или как подчиненные, а в ряде случаев и как равноправные участники. источники конституционного права субъектов РФ

Должностные лица

Они также выступают в качестве субъектов конституционного права. К ним следует относить:

  • Президента.
  • Председателей парламентских палат – Федерального Собрания.
  • Генерального Прокурора.
  • Председателя Конституционного суда.
  • Главу Правительства и прочих.

Президент страны обладает широкими управленческими, правотворческими, представительскими полномочиями. Глава государства вступает во взаимодействия с регионами, Правительством, Парламентом и прочими участниками. Отношения, которые базируются на конституционных нормах, приобретают соответствующий конституционно-правовой статус. В ряд взаимодействий с участием указанных сторон вступают и должностные лица, приведенные выше.

Избиратели и депутаты

Эти субъекты обладают специфической правоспособностью. Избиратели участвуют во взаимодействиях с целью выбора представителей в разные законодательные органы. Посредством их действий формируются Госдума, Законодательное Собрание, Совет Федераций, Городская дума и прочие структуры. Депутаты могут участвовать в функционировании тех институтов, в состав которых они включены (избраны), а также в решении проблем, которые ими рассматриваются, утверждении актов, которые принимаются ими. субъектами конституционного права являются

Политические и прочие общественные формирования

Эти объединения в последнее время приобретают все большее значение и играют все более значимую роль в жизни государства. Политические партии и другие общественные формирования участвуют в избирательных кампаниях. В рамках этих процессов они выдвигают кандидатов в депутаты, планируют и проводят предвыборные мероприятия. Особую важность имеет их участие в проведении общероссийских референдумов, защите и сохранении конституционных свобод и прав граждан, местном самоуправлении.

Физические лица

Они все принимают участие в конституционно-правовых взаимодействиях. Граждане, иностранцы, лица, не имеющие гражданства, могут реализовывать свои юридические возможности, обязанности и свободы на территории государства. Рамки их прав установлены в Конституции. Граждане государства обладают, несомненно, большими возможностями. При этом следует сказать, что они наделены конституционными правами вне зависимости от расы, пола, языка, национальности, религиозных убеждений, социального статуса, служебного положения и прочих признаков. Иностранцы и лица, не имеющие гражданства, могут стать участниками рассматриваемых взаимодействий в связи с приобретением ими гражданства, получением временного политического убежища и по иным причинам, установленным в законодательстве.

Обязанности участников

Они достаточно неоднородны. Обязанности субъектов конституционного права обладают всеобщим характером. Вместе с этим, их можно условно разделить на категории. Одни распространяются на всех участников в равной степени, другие – конкретно на группу, третьи – на определенного адресата. конституционное право субъектов российской федерации

Юридические факты

Они представляют собой определенные обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают появление, изменение или завершение правоотношений. Конкретные взаимодействия требуют более точно зафиксированных юридических фактов. С учетом характера связи с личной волей индивидов, они разделяются на действия и события. Последние – факты, возникновение которых не зависит от воли участников взаимодействий.

К примеру, смерть депутата – это событие, которое влечет окончание конституционно-правовых отношений между ним и избирателями. Однако наиболее распространены среди юридических фактов действия. Они могут быть правомерными. Посредством их аккумулируется социальная активность сторон отношений. Правомерные действия отражают процесс целеустремленной деятельности. Они поддерживаются и стимулируются нормами Главного закона. Действия могут быть и неправомерными. Субъекты, осуществляющие их, нарушают предписания конституционного права. Большая часть взаимодействия возникает вследствие положительного поведения.

Выводы

Основной задачей конституционно-правовых норм выступает регулирование возникающих общественных отношений, которые составляют предмет рассматриваемой дисциплины. Под действием предписаний формируются определенные модели поведения участников взаимодействий. В этой связи следует выделить признаки конституционно-правовых отношений, отражающих их специфику:

  • Взаимодействия отличаются содержанием. Они формируются в особой области отношений, которые образуют конституционно-правовой предмет.
  • Отношениям свойственен специфический состав участников. Среди субъектов есть и такие, которые не могут выступать в качестве сторон иных видов юридических отношений.

В заключение

Конституционно-правовая сфера отличается наличием большего, нежели в других отраслях, числа разнообразных отношений, многослойным характером связей между участниками, устанавливающихся часто посредством формирования сложной цепи взаимодействий. Большинство из них возникает вследствие издания юридических актов. Конституционно-правовые отношения, таким образом, выступают в качестве общественных взаимодействий, регулируемых нормами конституционного права. Содержанием последних выступает юридическая связь между участниками в виде взаимных возможностей и обязанностей, предусмотренных в данном акте. Специфика предмета, многообразный характер конституционно-правовых норм обуславливает и различия видов формирующихся отношений.

Наиболее классическим вариантом взаимодействий считаются такие, которые возникают при реализации норм-правил. Посредством их формируются допустимые модели поведения субъектов. На базе этих норм образуются весьма определенные взаимоотношения, в рамках которых четко определены участники, их взаимные юридические возможности и обязанности. При реализации иных норм устанавливаются, соответственно другие отношения. Например, это могут быть нормы-декларации, -принципы, -цели. Через образующиеся на их базе правоотношения реализуются предписания, заложенные в этих актах. Эти взаимодействия носят общий характер. В них не конкретизирован субъектный состав, не установлен перечень обязанностей и прав. Высшую юридическую силу приобретают также результаты референдумов и выборов, оформленные в установленном законом порядке.