В восприятии большинства граждан процесс перехода от централизованного режима хозяйствования к рыночному ассоциируется в первую очередь с таким понятием, как конкуренция. Свободное ценообразование является неотъемлемым элементом новой модели. Рассмотрим подробнее, что оно собой представляет.
Варианты установления стоимости
Каждое предприятие вправе определять стоимость своих услуг или продукции. Однако при этом организациям следует учитывать ситуацию на рынке. В соответствии с ней, они могут выбрать следующие варианты:
- Свободное ценообразование. Оно предполагает отсутствие каких-либо обязательств у покупателя и продавца до совершения сделки.
- Договорно-контрактное установление стоимости. В этом случае потребитель и продавец самостоятельно заключают сделку, но после или до нее имеют обязательства.
- Фьючерс. Он представляет собой предстоящую закупку по стоимости, установленной в контракте. Такой вариант используется для страхования активов предприятия от колебания цен.
- Опцион. Он представляет собой соглашение, в рамках которого один участник предоставляет другому право приобретать/реализовывать финансовый инструмент. Это может быть покупка/продажа акции, валюты, процентной ставки, облигации, фьючерсного контракта.
- Установление стоимости в рамках полной или частичной монополизации.
Свободное ценообразование: тип экономической системы
При переходе от командно-административной модели хозяйствования к рыночной, практика назначения государством стоимости продукции постепенно сводится на нет. Эта функция передается рынку. Свободное ценообразование – это важнейший признак установления рыночных отношений. Преобразование такого рода принято именовать либерализацией стоимости. Она представляет собой фактическое высвобождение цен из-под жесткого государственного контроля. Правительство отказывается от механизма директивного прямого установления стоимости товаров и услуг. Между тем сведение процесса перехода к рыночной модели хозяйствования исключительно с либерализацией цен будет выступать как чрезмерное упрощение, примитивизация многогранной картины всех преобразований.
Условия свободного ценообразования
В рамках рыночной модели хозяйствования стоимость товаров и услуг устанавливается в зависимости от спроса и предложения. Этим свободное ценообразование отличается от директивного. Под влиянием спроса и предложения стоимость на конкретную услугу или товар в определенный момент времени стремится к единому показателю. При совершенствовании отношений такая тенденция распространяется на весь рынок. Свободное ценообразование – это установление стоимости покупателем и продавцом в соответствии с соглашением о купле-продаже. В рыночной среде такое явление возможно на основании равновесия предложения и спроса. Ценообразование такого типа предполагает свободу выбора модели поведения продавцом и покупателем.
Признаки рыночных отношений
Свободное ценообразование предполагает различные возможности для получения предприятием прибыли. Чтобы увеличить доход, например, компании снижают стоимость услуг и продукции путем предоставления скидок. В качестве внешних признаков рыночной модели, в которой действует свободное ценообразование, выступают:
- Стоимость предложения товара равна денежной оценке спроса на него. В результате в целом в условиях рынка сумма цен спроса и предложения равны. Вместе с этим, стоимость находится в постоянном движении.
- Предприятия располагают запасами продукции и резервами мощностей. Это, в свою очередь, обеспечивает бесперебойную торговую деятельность.
- Отсутствуют очереди, характерные для дефицитного рынка. Такое состояние достигается посредством регулировочной функции цены. Стоимость повышается до уровня, уравновешивающего спрос.
- Эластичность цен. Изменение стоимости прямо влияет на предложение и спрос, равно как и наоборот.
- Снижение/увеличение цены на одну продукцию предполагает изменение ее на другие виды товаров, присутствующие на рынке, но не применяемые в ее производстве.
- Отмечаются вхождения и выходы на рынках и производителей, и потребителей.
Специфика
Свободное ценообразование предполагает отсутствие внешних ограничений. Стоимость не назначается никем. Она формируется в результате торгов на основании взаимного соглашения продавца и покупателя при взаимодействии предложения и спроса. Цены, которые создаются в таких условиях, принято именовать рыночными. В государственной модели хозяйствования, управление которой осуществляется преимущественно административно-распорядительными способами, господствует достаточно твердая, в той или иной степени устойчивая стоимость на тот или иной товар. Она может изменяться только через довольно продолжительный период.
Те дополняют договорные цены, которые также действуют на протяжении длительного времени. Они устанавливаются на основании соглашений между закупочными предприятиями и производителями. В отдельных секторах могут применяться плавающие свободные цены. Они изменяются по соглашению между потребителем и продавцом в зависимости от состояния предложения и спроса. В рыночной модели картина иная. Здесь ключевое место отводится свободной цене. За ней следует договорная стоимость. Наименьшим удельным весом обладают цены, которые назначаются государством.
Заключение
Необходимо отметить, что отождествление рыночной модели с экономикой абсолютного раскрепощения цен было бы неправомерно. Фактически, стоимость, действующая в ней, формируется не только в результате торга между потребителями и продавцами. Немаловажное значение имеет и рыночная конъюнктура, выбранная политика производителей. Таким образом, цену следует рассматривать в широком смысле в качестве продукта рыночных отношений. При этом принцип рыночной модели предусматривает минимизацию вмешательства государства в процесс определения стоимости услуг и товаров.