Каждый предприниматель с опасением ждет, когда же нагрянут исполнители государственного законодательства и начнут выискивать ошибки в ведении хозяйственно-финансового учета. Давайте разберемся, что представляет собой данная процедура и насколько она совершенна на современном отечественном экономическом рынке.
Понятие налоговой проверки
Налоговая проверка организации - это процесс под управлением представителей органов государственного администрирования. В нем последние осуществляют контроль над порядком начисления, сроками и корректностью выплаты финансовых обязательств перед государством в соответствии с действующим на данный момент законодательством.
Ни для кого не секрет, что каждый субъект хозяйствования, ведущий экономическую деятельность, платит налоги. Налоговая проверка поэтому проводится на каждом из них в той или иной форме и по мере необходимости, которую мы рассмотрим несколько позже.
Данный процесс заключается в том, что уполномоченные лица осуществляют работу по сопоставлению данных из фактических показателей, которые были получены в результате пересмотра первичных документов, с теми данными, которые были заявлены в официальных декларациях или прочих документах, подразумевающих под собой финансовую отчетность, и направленных в соответствующие органы для дальнейшего анализа.
Как правило, эта процедура комплексная и довольно сложная: в первую очередь составляется план налоговых проверок на ближайший период, после из имеющихся представителей исполнительных органов набираются специалисты, отвечающие за каждое направление обязательств предприятий перед государством, ну а далее уже по определенной очередности и осуществляется сам процесс контроля и сопоставления.
Важным отличием от любой другой хозяйственной деятельности предпринимателя является то, что данная часть финансовой отчетности всецело и пошагово контролируется нормативно-правовыми актами, и не допускается абсолютно никаких отклонений вне закона.
Что касается классификации данной процедуры, то виды налоговых проверок можно разделить согласно нескольким группам, о которых мы и поговорим ниже.
Классификация налоговых проверок
Начнем с того, что этот сложный процесс можно разделить в соответствии с несколькими критериями: по объему предоставленной документации, по способу организации процедуры, по цикличности и месту проведения.
Виды налоговых проверок согласно объемам информации:
- Целевые: охватывают какой-либо хозяйственный цикл или комплекс взаимосвязанных финансовых операций. Как правило, подобные процедуры возникают вследствие подозрительных взаимоотношений между контрагентами и охватывают что-то одно: либо экспортно-импортные движения капитала, операции на льготной основе, денежные потоки и прочее. Могут проводиться как в индивидуальном ключе, так и в комплексе с другими процессами.
- Тематические: охватывают операции, которые задействованы в одной или нескольких разновидностях налогов (например, НДС, НДФЛ, налог на прибыль и т. п.). Подобные проверки осуществляются по решению руководителя исполнительной службы.
- Комплексные: в данном случае выбирается определенный период финансово-хозяйственной деятельности субъекта, проверяются абсолютно все направления налогообложения. Касаемо их частоты - здесь у современного законодательства двоякое представление. Если предприятие, по мнению представителей службы, исправно выплачивает обязательства перед государством, а также нет оснований предполагать, что в учете допускаются нарушения, то проверок может и вовсе не быть. Если же представители власти имеют основания для подозрения о недобросовестном ведении бизнеса, то процедура должна выполняться не реже чем один раз в три года.
Виды налоговых проверок по способу организации:
- Внезапные: в данном случае не является обязательным предупреждение субъекта хозяйствования о проведении процедуры, поэтому зачастую этот процесс носит настолько неожиданный характер, что предприниматель не успевает даже подготовить из архива необходимые документы.
- Плановые: осуществляются согласно расписанию на отчетный период. Субъект хозяйствования о такой процедуре предупрежден за несколько месяцев.
Согласно цикличности процесс проверки может быть:
- Повторным: на данный момент практически изжил себя в современной практике, поскольку, согласно законодательству, не может проводиться в том случае, если налоги выплачены в казну в полном объеме.
- Контрольным: назначается в том случае, если был доказан факт некачественного проведения предыдущей процедуры. Активно применяется в современной практике.
Классификация в соответствии с местом и причиной проведения:
- выездная налоговая проверка;
- камеральная;
- встречная.
Поскольку каждый субъект хозяйствования сталкивается со всеми видами проверок из вышеназванного перечня, остановимся на них подробней и рассмотрим, что они собой представляют.
Выездная налоговая проверка
Данная процедура представляет собой процесс, при котором представители исполнительных органов лично посещают предприятия для его проведения и с архивами документов также работают в физических пределах субъекта хозяйствования.
Согласно действующему законодательству, выездная налоговая проверка осуществляется только в следующих случаях:
- бизнес относится к основным или крупным налогоплательщикам;
- для проведения данной процедуры было вынесено решение вышестоящими или правоохранительными органами;
- субъект хозяйствования не приносит прибыли;
- представители организации по каким-либо причинам не предоставляют экземпляры финансовой отчетности в государственные учреждения;
- если камеральная проверка, проводимая накануне, не дала должных результатов;
- если субъект хозяйствования находится на стадии ликвидации.
Иначе применяются другие методы выявления недобропорядочных плательщиков, о которых мы поговорим позже. Как правило, срок налоговой проверки составляет не более двух месяцев, однако она также может подлежать продлению в отдельных случаях, регулируемых действующими нормативно-правовыми актами. Помимо этого, если предприятие имеет представительства, отличные от головной компании, то на каждое из отделений также выделяется один календарный месяц для проведения аналогичных действий.
Поскольку выездная налоговая проверка производится на личной территории субъекта хозяйствования, то при наступлении форс-мажорных обстоятельств представители исполнительных органов могут не только потребовать необходимые документы, но и также самостоятельно их изъять, осмотреть и даже провести инвентаризацию и опись доступного имущества.
Процедура камеральной проверки
Иногда процедура сопоставления фактических и отчетных данных проводится и в территориальных пределах исполнительного органа, без выезда на место хозяйствования предприятия. Камеральная налоговая проверка не требует никаких плановых распределений и распоряжения вышестоящих органов государственной власти и проводится она на протяжении трех месяцев исходя из того момента, когда были поданы документы финансовой отчетности, в нашем случае – декларации. Данная процедура проводится на основании имеющихся данных и приложений, и также составляются фактические показатели с отчетными показателями без запроса прочих бумаг у налогоплательщика, как это бывает при выездной.
В том случае, если камеральная налоговая проверка выявила какие-то ошибки или умышленное искажение данных, то делается запрос на имя субъекта хозяйствования с просьбой пояснить данную ситуацию и выплатить сумму недостающих обязательств в установленный срок. Предприниматель вправе доказать свою правоту, предоставив ряд первичных документов и соответствующие выписки из регистров бухгалтерского учета.
Конечно, если это не противоречит действующему законодательству, то в ходе выявления нарушений должностные лица исполнительной службы вправе самостоятельно запрашивать подтверждающие бумаги.
По результатам камеральной налоговой проверки отбираются субъекты хозяйствования, которые подлежат дальнейшему их включению в план выездных процедур на следующий отчетный период.
Встречная налоговая проверка
Иногда исполнительными органами проводится налоговая проверка контрагента. Данная процедура имеет место быть в том случае, если у должностных лиц есть основания подозревать, что один из экземпляров первичного документа был сфальсифицирован в более выгодную сторону для хозяйствующего субъекта.
Поэтому проводится процесс сравнения и сопоставления одной и той же бумаги в разных экземплярах, которые находятся у разных сторон той или иной сделки. Конечно, данный метод целесообразен только в том случае, если речь идет о полноценных финансово-хозяйственных отношениях между несколькими субъектами, иначе бы документ выпускался в одной копии, и эта процедура не имела никакого смысла.
Поэтому налоговая проверка контрагента проводится при сопоставлении документов, направленных на отпуск и покупку-продажу тех или иных материальных ценностей. Подтверждающими бумагами могут быть счета-фактуры, расходные накладные, акты выполненных работ и оказанных услуг.
Как правило, один и тот же документ будет иметь одинаковый финансово-хозяйственный смысл на разных предприятиях, но в ходе встречной проверки может быть выявлен факт искажения количественных или ценовых показателей товара. Если подтверждающая бумага у одного из контрагентов отсутствует, то есть основание подозревать, что предприниматель недобросовестен и занимается сокрытием доходов.
Зачастую встречные налоговые проверки проводятся в рамках камеральных или выездных, а данные, полученные в ходе этой процедуры, заносятся в основной акт и соответствующим действующему законодательству образом документируются.
Проверки компаний-однодневок
Зачастую на фирмах, которые также принято называть «однодневками», согласно нормативно-правовым актам проводится камеральная налоговая проверка. Документы запрашиваются центральной инспекцией из местных органов, происходит это по цепочке, которую мы рассмотрим ниже.
Известно, что компании-однодневки не создаются с какой-то четкой целью вести экономическую производственную деятельность, поэтому для того, чтобы уличить таких субъектов в налоговых правонарушениях, проводится целая процедура.
Существуют некоторые признаки, говорящие о том, что предприятие неблагонадежное:
- расчет за финансово-хозяйственные операции ведется нетипичным образом – это могут быть переуступки прав требования, векселя, бартеры и прочие;
- если среднеотраслевая нагрузка показывает прибыльность компании, но отчетные данные в исполнительные органы говорят об обратном;
- субъект хозяйствования и вовсе не предоставляет отчетные документы соответствующим государственным организациям;
- если займы фирмы в совокупном объеме значительно больше, чем выручка;
- предприятие с определенной периодичностью подает заявления о возврате выплаченных налоговых обязательств;
- компания применяет цены нерыночного уровня;
- предприятие имеет организационно-правовою форму ООО.
Ежедневно в базы местных налоговых органов приходят данные о поступлениях субъектов на учет, изменениях в их деятельности и ликвидации. Фирмы, попадающие под критерии выше, выделяются в отдельную категорию и передаются для ознакомления в центральную налоговую инспекцию.
Но это вовсе не значит, что тотчас начнется проведение налоговых проверок на данных субъектах хозяйствования, нет. Представители центральных органов анализируют полученные от этих предприятий декларации, при необходимости делают запросы в финансовые учреждения, полученные данные сопоставляют с фактическими и отчетными. И только лишь тогда, в случае возникновения подозрений, центральные органы поручают местным исполнителям провести процедуру проверки на предприятиях.
И лишь после, по итоговым результатам, выносится решение либо о благонадежности компании, либо о нарушениях в отношении действующего законодательства.
Результат налоговой проверки
Любые действия исполнительных органов относительно субъектов хозяйствования протоколируются документарным образом. По результатам как камеральной, так и выездной сессии составляется акт налоговой проверки по форме, предусмотренной действующим законодательством.
Однако в первом случае данный документ имеет место, только если в ходе процедуры были обнаружены какие-либо нарушения, а в последнем случае документ создается всегда. Срок составления акта – два месяца.
Что касается требований при составлении, то, в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, они должны отвечать следующим критериям:
- наличие обоснованных и непредвзятых выводов;
- любые обстоятельства, указывающие на наличие факта правонарушения относительно налогового законодательства, описываются комплексно и в полной мере;
- любые изложения существенной информации в документе должны быть доступными, лаконичными и четкими;
- данные должны иметь системный характер.
Помимо этого, решение налоговой проверки обязательно должно иметь следующие данные:
- дату составления документа;
- название субъекта хозяйствования, который участвовал в процедуре;
- полные данные о проверяющих лицах, в том числе и их должности;
- перечень первичной документации, которая была изучена в процессе;
- временной период процедуры;
- информация относительно мероприятий, проведенных должностными лицами;
- факты о нарушении действующего законодательства с соответствующим подтверждением;
- общие выводы и предложения уполномоченных лиц относительно сложившейся ситуации.
Эффективность проверок сегодня
Все мы прекрасно понимаем, что проведение процедуры по выявлению нарушения налогового законодательства – это задача не из простых. Проверка налоговой инспекции подразумевает под собой выполнение огромной и комплексной работы, в которой крайне необходима щепетильность, необходимая для выявления даже мельчайших нарушений, противоречащих действующему законодательству.
Если говорить об эффективности данной процедуры, то, например, согласно статистическим данным, в последние годы только в Москве было проведено до полумиллиона подобных процедур, впоследствии чего государству удалось вернуть более миллиона рублей скрытых обязательств в год. Здесь важно учитывать все виды налоговых проверок и выбрать из них необходимый, если нет возможности применить прочие. В чем наши исполнительные органы преуспевают. И это у них выходит грамотно и хорошо.
Несмотря на то что в современной практике существует огромное множество разновидностей финансовых махинаций по уклонению от обязательств перед государством, представителям власти все-таки удается раскрыть весомую часть из них.
Проблемы современных проверок
Но давайте судить объективно. Конечно, не все так гладко, в этой системе имеются и немалые прорехи. Мы уже выяснили, что качественная и адекватная проверка налоговых органов позволяет значительно пополнить государственную казну. Ну а что же государство в ответ?
Нельзя умолчать о несовершенстве современной нормативно-правовой системы. Некоторые пункты законодательства настолько противоречивы и настолько поверхностно описывают процедуры корректного учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия, что субъектам бизнеса не составляет особого труда отстаивать свои интересы в судебных инстанциях, а иногда даже выигрывать слушания.
Даже если говорить о том, какими документами должна подкрепляться налоговая проверка организации, то ни в каких законодательных актах не описаны четкие перечни предоставляемых данных, из которых представители исполнительной власти могут запрашивать информацию.
Не хочется оставлять без внимания и тот факт, что на данный момент нормативные налоговые документы претерпевают реформационный ряд, но пока существенных изменений в них не замечено. И хотелось бы верить, что наша исполнительная система станет единой и взаимодополняемой, но пока что об этом говорить слишком рано.
Перспективы совершенствования проверок
Понятно, что нельзя говорить о совершенствовании работы исполнителей, если некоторые моменты не проговорены действующими законодательными актами. Но все же давайте представим, что проверка налоговых органов – идеальный механизм. Какой она должна стать?
- В государстве разработана единая стандартная комплексная методология по проведению данной процедуры. В ней описаны наиболее эффективные приемы и формы этого процесса. Помимо этого, должностные лица исполнительных органов наделены широким спектром полномочий. Без фанатизма, конечно.
- Теперь что касается непосредственных инспекторов, проводящих проверки субъектов хозяйствования. Для них введена единая система оценивания, которая позволит объективно посмотреть на эффективность работы каждого.
- Касаемо налогоплательщиков – административные взыскания за нарушения данного законодательства настолько велики, что предпринимателю и в голову не приходит скрыть хоть тысячу рублей дохода от обязательств.
Несомненно, мы понимаем, что нашей отечественной системе слишком далеко до идеальной, но это не значит, что мы не можем к этому стремиться сообща, всем государством. Возможно, именно благодаря правильной налоговой реформе возрастут заработные платы государственных работников, пенсии и прочие социальные выплаты.