П. А. Столыпин являлся выдающимся экономистом, государственным деятелем, опытным политиком и реформатором. Именно он ввел военно-полевые суды в России. Впоследствии Столыпина многие критиковали за жесткость его политики.
Основные реформы
Роль П. А. Столыпина в подавлении первой русской революции была огромна. Однако в первую очередь он известен как великий реформатор. В апреле 1906 г. Николай Второй предложил ему стать министром внутренних дел. Спустя некоторое время правительство вместе с Госдумой 1-го созыва было распущено. Столыпин, в свою очередь, занял пост премьер-министра. Эту должность он занимал вплоть до своей гибели. На посту премьер-министра политик провел несколько законопроектов, вошедших в историю как "столыпинская реформа". В ходе нее была введена частная земельная собственность крестьян. Кроме этого, Столыпин участвовал в учреждении земств в западных губерниях, ограничении автономии Финляндского княжества, изменении избирательного законодательства, роспуске второй Думы. Еще одним известным мероприятием стало введение военно-полевых судов. Год их учреждения стал последним для многих террористов, действовавших в тот период.
Предпосылки к принятию закона
Введение военно-полевых судов для революционеров было обусловлено распространением террора в империи. На протяжении нескольких лет до принятия нормативного акта произошло огромное количество актов насилия. Общее количество погибших в них составляло порядка 9 тыс. чел. Среди пострадавших были и простые люди, и высшие должностные лица. Зачастую жертвами террора становились случайные прохожие. На самого Столыпина и его семью предпринималось 11 покушений. Во время одного из них 12 августа 1906 г. пострадали дети Петра Аркадьевича – трехлетний сын и 14-летняя дочь. Вместе с няней в момент взрыва они были на балконе. У дочери Столыпина, Натальи, взрывом раздробило кости ног, и на несколько лет она была лишена возможности передвигаться. Ранения сына Аркадия были нетяжелыми. Няня детей погибла. Покушение произошло на Аптекарском острове. Его совершили представители "Союза социалистов-революционеров максималистов", созданного М. Соколовым в начале 1906 г. и действовавшего в Петербурге.
Теракт был совершен в приемный день Столыпина, в субботу, на казенной даче. Работа началась около двух часов дня. Примерно в полтретьего у дачи остановился экипаж. Из него вышли два человека в форме жандармов с портфелями в руках. В приемной террористы их выбросили к следующим дверям и скрылись. От взрыва пострадало более 100 человек. 27 из них скончались на месте, 33 были тяжело ранены. Многие из них скончались впоследствии. Сам Столыпин и посетители кабинета получили незначительные ушибы. Уже 19 августа стали действовать военно-полевые суды.
1906 г.
Новые учреждения должны были осуществлять ускоренное рассмотрение дел. После совершения террористического акта материалы передавались в течение суток. Разбирательство по делу ограничивалось двумя днями. Исполнение приговора осуществлялось в течение суток. Введение военно-полевых судов объяснялось правительством тем, что действовавшие до них инстанции проявляли чрезмерную мягкость и зачастую затягивали процесс рассмотрения дел. Кроме того, ранее разбирательство проводилось в присутствии обвиняемых. Им предоставлялось право воспользоваться услугами защитников, привлечь к рассмотрению своих свидетелей. Военно-полевой суд лишал террористов всяких юридических возможностей.
Распространение учреждений
Новые суды создавались в местностях, которые объявлялись на военном положении или под чрезвычайной охраной. С начала действия закона они были учреждены в 82 из 87 губерний. Ускоренное судопроизводство осуществлялось в порядке, установленном в "Положении о военно-полевых судебных инстанциях", принятом 20 августа 1906 г. Обвиняемые могли подавать прошение о помиловании. Но распоряжением Министерства от 7 декабря 1906 г. было определено оставлять эти ходатайства без движения. За первые 8 месяцев существования инстанций было вынесено более 1000 смертных приговоров. Казнено, между тем, было около 700.
Специфика деятельности
В военно-полевой суд входило 5 человек: председатель и 4 офицера. Последние назначались начальником гарнизона по приказу главнокомандующего или генерал-губернатора. Предварительное следствие по делу не проводилось. Приговор, который выносился, основывался на материалах, предоставленных жандармским управлением или охранным отделением. Военно-полевой суд не предусматривал участие прокурора, свидетелей, защитника. Заседания проводились за закрытыми дверями. Обвинительный акт был заменен приказом. По личному распоряжению императора в Положение был внесен пункт, в соответствии с которым, приговор должен был приниматься не позднее 48 часов. При этом он сразу же вступал в действие и на протяжении 24 часов должен был быть исполнен.
Дискуссии в Думе
Закон о новых судах не был внесен на обсуждение правительством. В целом представители власти понимали, что нормативный акт встретит сопротивление левого большинства Думы и станет поводом для очередной критики внутриполитического курса. При этом сам Столыпин расценивал военно-полевой суд как меру временную и исключительную. Он не предполагал использовать эти учреждения постоянно в целях борьбы с антиправительственными силами. Однако фракция кадетов в начале марта 1907 г. внесла в Думу проект закона об отмене ранее принятого нормативного акта. Обсуждение этого вопроса использовалось партией для укрепления собственных позиций и устранения противоречий с левым большинством.
Так, депутат В. А. Маклаков 12 марта, выступая с трибуны, заявлял, что военно-полевой суд разрушительно действует на саму идею государства, закона и права, нарушает основы общества. Он говорил о том, что такая жесткая мера приведет к тому, что "озверевшее стадо займет место цивилизованных людей". При этом Маклаков признавал право власти осуществлять борьбу с революционными настроениями, используя репрессивные меры, но в пределах закона. Столыпин, в свою очередь, выступая на следующий день, 13 марта, подтвердил, что закон будет вноситься на обсуждение в Думу и будет приостановлен до 20 апреля. Премьер-министр назвал военно-полевой суд жесткой, но необходимой мерой "обороны". Он указал, что государство обязано принимать исключительные нормативные акты, пребывая в состоянии опасности, предотвращая распад страны. Столыпин подчеркивал, что такие мероприятия могут носить только временный характер, поскольку их продолжительное применение, несомненно, отразится на населении, нравы которого следует воспитывать исключительно на законе.
Деятельность учреждений после 20 апреля 1907 г.
Рассмотрение дел о тяжелых преступлениях начали передавать в военно-окружные суды. В этих инстанциях в полной мере соблюдались все процессуальные нормы. Эти суды вынесли более 4200 смертных приговоров с 1907 по 1909 г. В исполнение было приведено чуть более 1800. После 1909 г. количество казненных по обвинительным приговорам сократилось до 129 в 1910 г. и до 58 в 1911 г. К военным лицам продолжали применять Положение, в соответствии с которым, военно-полевой суд учреждался в чрезвычайной ситуации по преступлениям особой опасности.