Рубрики

Бренд «Фаберже»: история, ассортимент и позиционирование

Об этой российской марке ювелирных изделий чаще всего вспоминают в связи с пасхальными яйцами искусной работы, значительная часть которых была изготовлена по заказу императорского двора. На самом деле такой подход, безусловно, отличается поверхностностью. Фирма Faberge в период своего расцвета представляла собой целую ювелирную фабрику со штатом в полтысячи сотрудников, и большую его часть составляли мастера высочайшего класса. Торговая марка в полной мере соответствовала современному понятию бренда, а любое изделие, имевшее клеймо этого предприятия, считалось престижным и соответственно стоило. Слава продукции Фаберже живёт и сегодня. В чём причина этого успеха? Ведь ювелирных компаний в мире было много и тогда, в XIX веке, и в более ранние времена. Есть ли чему поучиться у Карла Фаберже нынешним предпринимателям?

Начало и истоки

Основанием фирма обязана Густаву Фаберже, французу, открывшему в российской столице (тогда Санкт-Петербурге) на Большой Морской ювелирную мастерскую в 1842 году. Путь семьи в Россию был драматичным и в значительной степени вынужденным, так как на родине протестантов притесняли, и по этой причине им пришлось даже сменить фамилию.

Фаберже

Склонность к художественной металлообработке проявлял в основном старший сын Густава, Карл. Часть знаний в этой области он получил у Питера Пендина, с которым дружил его отец. Потом Карл учился за границей (в Париже, Дрездене, Флоренции). Этот период его жизни даже называли позже «большим ювелирным путешествием», в ходе которого он за восемь лет превратился в настоящего золотых дел мастера. Карл освоил в Европе множество техник, считавшихся тогда самыми передовыми или уже классическими, стал искусным камнерезом и специалистом по перегородчатой эмали. В 26-летнем возрасте (в 1872 году) молодой человек сменил отца на посту главы фирмы, почувствовав, что квалификации ему для этого довольно, а Пендина, своего учителя, назначил первым своим помощником и фактическим руководителем. Очень кстати пришлась его женитьба (1872 г.) - супругой Карла стала дочь управляющего мастерскими царского двора. Нет никаких свидетельств того, что брак этот был заключён по расчёту, но, как оказалось позже, связи лишними не бывают никогда, конечно, при соблюдении многих других условий.

Успех

ассортимент

Фирме Карла Фаберже была поручена реставрация экспонатов Эрмитажа, с чем она успешно справлялась, а во время московской выставки сам государь Александр III обратил внимание на высокое качество копии браслета, датированного IV веком до н. э., после чего компании был присвоен статус официального поставщика императорского дома (1885 г.). Впоследствии к делу присоединились младшие братья Николай, Александр, Агафон и Евгений, и оно стало семейным. Важнейшей маркетинговой мерой, способствовавшей продвижению бренда, было участие в крупных выставках: Русского художественного и промышленного искусства (1882 г.), Стокгольмской «Северной» (1897 г.), Всемирной в Париже (1900 г.) и других.

Ценовая и ассортиментная политика фирмы «Фаберже»

Удачной показал себя метод позиционной диверсификации. «Фаберже» изготовляла предметы изысканной роскоши, стоившие огромных денег, но наравне с ними производила и изделия относительно доступной ценовой категории. Ассортимент был представлен:

  • Произведениями ювелирного искусства - кольцами, брошами, браслетами, диадемами и т. п.
  • Предметами изысканного декора – мелкой литой пластикой, цветочными композициями, миниатюрной мебелью и т. д.
  • Произведениями функционально-прикладного назначения - часами, звонками, табакерками, несессерами, канделябрами, посудой, столовым наборами, вазами, письменными приборами и даже пуговицами и пряжками.
  • Иконами, пасхальными яйцами, нательными крестиками.

Не менее разнообразными были и использовавшиеся материалы: золото, серебро, эмаль, поделочные и драгоценные камни.

фирма

В результате поклонниками искусства Фаберже стали и монархи, и аристократы (в том числе барон Ротшильд) из разных стран, и просто состоятельные люди, которые тоже могли себе позволить такие покупки.

Пасхальные яйца

Наибольшую славу ювелирному дому принесли эти изделия, столь любимые последними двумя российскими монархами, Александром III и Николаем II. Объёмы царских заказов исчислялись десятками изделий, каждое из которых, разумеется, выполнялось в уникальном дизайне. Всего фирма «Фаберже» изготовила 71 яйцо, из которых для императоров – 54. В настоящее время они хранятся в российских музеях (25), американских государственных и частных собраниях (22) и коллекциях в некоторых других странах, а 11 считаются бесследно исчезнувшими. Одно пасхальное яйцо Фаберже было найдено в 2014 году случайно – его продавали на стихийной барахолке в США.

Фаберже

Техника исполнения потрясает не только искусностью работы, но и редкой фантазией, проявляемой в «сюрпризах» и разнообразии стилей, преимущественно выдержанных в эклектичной русско-византийской манере: от самых роскошных до лаконично-скупых. Эмаль Фаберже в исполнении сына карельского крестьянина Михаила Перхина считается непревзойдённой.

Кадровая политика и обучение

Фаберже

Дом Фаберже содержал художественную школу-студию, в которой обучались талантливые модельеры, создававшие эскизы будущих изделий - Г. Малышев, Б. Фредман-Клузель, А. Ивашов, О. Мей и другие выдающиеся авторы композиций. Порядки в заведении были строгими: Карл Фаберже лично рассматривал результаты усилий молодых мастеров, и вердикта у него было всего два: слово «вещь!» означало одобрение, а в противном случае хозяин разбивал неудавшееся произведение молотком.

Филиалы и структура

фирма

По состоянию на начало XX века в фирму входили несколько ювелирных мастерских в Петербурге. Торговые филиалы открывались в Москве, Одессе (на Дерибасовской, конечно), Киеве и других российских городах. После крупного заказа от барона Фелькерзама начинается серийное производство столового серебра, для чего создаётся специальное московское отделение.

В 1916 году фирма была юридически переоформлена, став «товариществом на паях», то есть, выражаясь современным языком, акционерным обществом закрытого типа.

Упадок

Мировая война существенно подорвала финансовые дела фирмы «Фаберже». На главных производственных площадях пришлось наладить выпуск патронов, а высококлассные специалисты были мобилизованы. После начала Гражданской войны и убийства царской семьи стала очевидной необходимость эмиграции. Фабрику национализировали, а фактически конфисковали. Карл Фаберже обосновался в Риге, затем перебрался в Германию. Он скончался в 1920 году на руках у сына Евгения в Лозанне. Позже в Швейцарию из Советской России прибыл и Агафон. Всем казалось, что история прославленной торговой марки навсегда окончена.

Южноафриканский «Фаберже»

Жившие после Первой мировой войны в Париже сыновья Карла Фаберже Александр и Евгений владели основанной ими компанией Fabergé & Cie, и только в середине сороковых узнали, что в США с 1937 года неким Сэмом Рабином была зарегистрирована фирма, тоже называющаяся Faberge Inc., производящая, впрочем, не ювелирные изделия, а парфюмерию. Американцу, вероятно, просто понравилась французская фамилия, к которой он не имел, разумеется, никакого отношения. Судиться братья Фаберже с Рабином не стали – это требовало расходов на адвокатов, а с деньгами у них было не очень благополучно. С него просто взяли обязательство не продавать под этой маркой ничего, кроме духов.

фирма

Однако договор действовал только до тех пор, пока Faberge Inc. владел Сэм. В 1964 году он продал свою фирму за 26 млн $. Парижского предприятия Fabergé & Cie уже не существовало, оно официально закрылось ещё в 1960 году. После смены нескольких хозяев когда-то российский бренд стал собственностью южноафриканского бизнесмена Брайана Гилбертсона, купившего его у Unilever (2007 г.) и сразу выпустившего первую коллекцию из дюжины бриллиантовых подвесок. Будет ли эта марка вновь символизировать блеск и славу? Время покажет.