Рубрики

Marantz — компания, основанная дилетантом

У знатоков хорошей электроники этот американский бренд вызывает неподдельное уважение. Слово «Маранц» ассоциируется с понятием высококачественного, «пышного» звучания, по сравнению с которым характеристики любой аппаратуры, даже очень хорошей, производимой известными японскими, немецкими или корейскими фирмами, как говорится, «отдыхают» и «нервно курят в сторонке». Интересно, что основал эту компанию человек, изначально не имевший профессиональных знаний. Его достижения снискали уважение всех аудиофилов в мире.

Marantz

Кем был Сол Маранц?

У Сола Бернарда Маранца была сильная, но неприбыльная страсть — он любил слушать музыку. В те времена, уже далёкие, в конце сороковых годов XX века, основным, а фактически единственным доступным носителем звукового сигнала были ацетатные диски, рассчитанные на проигрывание со скоростью вращения 78 оборотов в минуту. В 1948 году благодаря компании CBS появился новый формат — долгоиграющая пластинка типа LP (Long Play) увеличенного до 12 дюймов диаметра, более плотной нарезки и со временем записи, теоретически достигающим часа (обычно от 30 до 50 минут суммарно с двух сторон). Если добавить ещё одно технологическое новшество, а именно двухканальное стерео, становится понятно, почему этот тип записей так долго продержался. До самого появления CD и некоторое время параллельно с ним «винил» оставался главным источником музыки для всех меломанов мира. Несколько позже была достигнута определённая унификация параметров и характеристик, но не сразу. Первые долгоиграющие пластинки часто звучали по-разному: одни «глухо», другие «плоско», третьи трескуче-раздражающе. Маранцу было 37 лет, он обладал большой коллекцией записей и сам был музыкантом-любителем. Знаний в электронике он больших не имел, а вот желания улучшить параметры имевшейся у него аппаратуры хватало. Оказалось, что этого достаточно.

аппаратура

Идея

«Активы» Сола по состоянию на 1952 год можно перечислить по пальцам. У него был подвал, в котором музыкант оборудовал самодеятельную мастерскую, несколько образцов бывшей в употреблении звуковоспроизводящей аппаратуры, общие представления об устройстве аудиоусилителя и о том, от чего зависят его характеристики, коллекция грамзаписей разного качества, а также собственные представления о желаемом результате. Маранц поделил свои пластинки на несколько категорий и стал экспериментировать с индуктивно-емкостными фильтрами. Он быстро разобрался, что нужен набор характеристик, отвечающих тому или иному типу воспроизводимого сигнала. Если запись звучала глухо, требовалось подавление средних и низких частот. «Бедные» или «плоские» диски требовали, напротив, коррекции на среднем диапазоне, и тогда они обретали «живость». Решив для себя принципиальный вопрос, Сол взялся за паяльник.

предусилитель-корректор

Первая «Консолетта»

Принципиальных открытий в схемотехнике Сол Маранц не совершил, да он и не ставил перед собой такой задачи. Его первый аппарат назывался Audio Consolette, был собран из деталей, приобретённых в радиомагазине Harvey Radio на Манхеттене, и представлял собой предусилитель-корректор, дающий возможность менять частотные характеристики по желанию пользователя. Кроме этого, самодельная модель имела несколько входов с переключателем на семь положений, к которым можно было подсоединять разные источники сигнала: микрофон, проигрыватель пластинок с пьезоголовкой или электромагнитным звукоснимателем, приёмник, магнитофон и телевизор, что тоже было в то время необычным, но очень удобным решением. Маранц применил тонкомпенсацию, то есть сделал частотную характеристику зависимой от громкости, что позволяло слышать качественный звук даже тихого сигнала. Собрав это устройство, Сол пригласил в гости своих приятелей, таких же музыкантов-меломанов, как он сам, и продемонстрировал свой «самопал». Audio Consolette произвела на них неизгладимое впечатление.

предусилитель-корректор

Бизнес

Востребованность устройства стала очевидной уже в момент домашней презентации. Первыми клиентами стали приятели, а так как Сол не хотел брать с них деньги (возможно, за исключением компенсации прямых издержек), то и прибыли несколько стартовых экземпляров не принесли. Впрочем, и бесполезным этот труд назвать нельзя. Друзья стали первыми испытателями продукта, дали какие-то советы, а также оценили степень надёжности и в процессе пользования выявили некоторые слабые стороны. Потом в дело вмешалась супруга, явно отличавшаяся боле практическим складом ума, и настояла на мелкосерийном (сто штук) производстве первой коммерческой партии. Когда все аппараты продались, а в очередь записались ещё четыре сотни клиентов, стало ясно, что с «кустарщиной» пора заканчивать. Требовалась своя фирма.

Marantz

Первый продукт

Фирма Marantz была основана Солом в 1953 году, и первой её промышленной продукцией стал монофонический предварительный усилитель, незатейливо названный «моделью один» (Model 1). Изделие предназначалось для включения в сигнальную цепь между источником (чаще всего звукоснимателем проигрывателя) и оконечными каскадами. Функционально оно соответствовало «Консолетте», то есть производило фонокоррецию, но исполнение отвечало требованиям технологичности производства и действовавшего (недавно принятого) стандарта RIAA. В схеме присутствовали те же семь входов и предустановки «эквалайзера». Цена задавала эксклюзивность продукта, иными словами, она «кусалась» — сумма 168 долларов в 1953 году соответствовала заплате хорошего американского специалиста. Тем не менеп люди, понимающие в звуке (и желающие прослыть таковыми) приняли продукт «на ура».

Marantz

Развитие модельного ряда

Появление следующих образцов происходило по логичной схеме. Следом за «Первой», появилась вторая модель (Model 2, 1956), на этот раз уже в виде не корректора, а полноценного усилителя мощности. Потом — Model 3, для предобразования монофонического сигнала в псевдостерео (такое было модно довольно долго), а после установления окончательного господства объёмного звука была выпущена Model 6, включающая в себя два блока. Самым значительным созданием фирмы Marantz многие считают ламповую Model 7C, однако при дальнейшем развитии её перевели на транзисторную элементную базу (7Т). Технологии некоторое время боролись. Начало 60-х ознаменовалось стартом производства первого стереоусилителя мощности фирмы Marantz — 30 ваттной «Модели 8», дизайном которой демонстративно подчёркивалась ее «устаревшая» (там многим тогда казалось) сущность. Вакуумные лампы не прятались внутрь корпуса, а напротив, выставлялись напоказ. Следующей, 9-й моделью был транзисторный усилитель на 70 Ватт. Model 10 задумывалась, скорее, как приёмник, но с расширенной звуковой функциональностью и потрясающей индикацией точности настройки на волну. В течение десятилетия Marantz стал символом эксклюзивности, эталоном понятия Hi-Fi и High-End, а также законодателем элитного дизайна мировой радиоаппаратуры.

аппаратура

Смена времён и хозяев

В 1964 году Сол Маранц продал свою фирму вместе с брендом «имени его» компании Superscope Inc. Причин для принятия этого решения было несколько, в том числе и касающихся музыкальных модных веяний. Корректировать новые записи групп и исполнителей не было особой необходимости, ведь диски производились в достаточных для массового потребителя качественных стандартах, поэтому «главная фишка» оказалась невостребованной. Чтобы слушать громкую рок-музыку, характерную для «гремящих шестидесятых», не нужен был изысканный звук, а вот высокая цена свою роль сыграла. Эпоха «старого Маранца» окончилась вместе с эрой ламповых усилителей, по крайней мере, в массовом аспекте. Сам Сол умер в 1987 году, ему было 86 лет.

Marantz

Борьба и итог

Желание президента Superscope Inc. Джозефа Тушинского перепозиционировать продукт с целью повышения его конкурентоспособности понятно и логично. Во-первых, он решил вынести производство в Японию, где монтаж, сборка и настройка обходились намного дешевле, чем в США, что позволяло существенно понизить цену. В качестве исполнителя им была выбрана фирма Standard Radio Corporation of Japan. Во-вторых, модельный ряд неизбежно должен расширяться с учётом потребностей массового рынка. В 1966 году появилась Model 25, а несколько позже бюджетные (относительно, конечно, ведь аппаратура «Маранц» никогда не была дешёвой) модели 22 и 28. С 1975 года фирма официально называется Marantz Japan Inc. Однако все эти меры носили скорее тактический, чем стратегический характер. Голландский концерн Philips положил глаз на знаменитый бренд и постепенно к 1992 году завладел всеми правами на него.

Marantz

Marantz в век цифровых технологий

В отличие от многих прославленных брендов, ныне пришедших в упадок и полузабытых, марка Marantz продолжает олицетворять собой исключительное качество и сохраняет специфические черты, сочетающие определённый консерватизм и современность. Продукция нашла применение в цифровых технологиях и демонстрирует свою актуальность. В настоящее время фирма является частью холдинговой компании D&M (буквы расшифровываются как Marantz и Denon). Лучшую усилительную аппаратуру трудно даже представить.