Рубрики

Порядок выборов депутатов Государственной думы и определения результатов

Порядок выборов депутатов Государственной думы является актуальным вопросом на сегодняшний день, поскольку в 2014 году была принята поправка в федеральный закон на эту тему. Согласно данному нормативному документу и осуществлялось формирование нынешнего парламента. В данной статье будет подробно рассмотрен порядок выборов депутатов Государственной думы Российской Федерации и другие смежные с этим вопросом.

Государственная дума

Два избирательных округа

По предлагаемой в настоящее время системе избиратель голосует за одного из кандидатов, а также за список какой-либо партии из числа представленных в бюллетене и причисляемых к центральному округу.

Соответственно, нижняя палата парламента Российской Федерации формируется из двух частей. Первую из них составляют народные избранники, каждый из которых является представителем своего так называемого одномандатного округа. Вторую же часть занимают депутаты выбранных партий, которые были заявлены в бюллетене для выборов. Для того чтобы политическая организация получила право занять свое место в Законодательном собрании, необходимо, чтобы за нее проголосовало не менее 5% населения.

Как происходит подсчет голосов?

Данная процедура является довольно сложной, а ее схема представляет собой многоступенчатый механизм. В данной статье будет представлено лишь поверхностное, схематическое описание того, как происходит порядок определения результатов выборов депутатов Государственной думы.

Что касается первой части процедуры, то есть выявления победителей среди одномандатников, то здесь особых затруднений обычно не возникает. Половина Государственной думы, то есть 225 человек, пополняется за счет лиц, набравших максимальное число голосов в своих округах. Сложнее дело обстоит с голосованием по федеральному списку партий.

Процедура выборов

Порядок выборов депутатов Государственной думу устанавливается Федеральным законом о выборах. Согласно ему, происходит сначала выявление тех из них, которые преодолели пятипроцентный рубеж, а потом оставшееся места в Думе распределяются между этими организациями пропорционально количеству избирателей, их поддержавших. Таков порядок выборов депутатов Государственной думы и формирования ее состава.

Кто имеет право голоса?

Согласно закону о порядке выборов депутатов Государственной думы и Конституции Российской Федерации, участие в голосовании является правом любого гражданина России, достигшего совершеннолетнего возраста, то есть 18 лет.

Также вышеупомянутая категория населения может участвовать в любых сопряженных с этим мероприятиях, включая агитацию за одного из кандидатов, работу в региональных, центральных и других комиссиях, присутствие на участке в качестве наблюдателя и так далее.

Общее число людей, имеющих право голоса, подсчитывается специальными комитетами, сначала участковыми, которые передают эти сведения местным, а затем региональным отделениям. Таким образом, информация постепенно доходит до центральной комиссии, которая выявляет общее количество потенциальных участников данных мероприятий в масштабах целой страны.

избирательная урна

Эти списки должны быть составлены и опубликованы не позднее чем за 20 дней до назначенной даты проведения выборов. Это дает гражданам возможность ознакомиться с данными бумагами, проверить наличие своих фамилий в сводках, а также подать жалобу в соответствующие инстанции при несогласии с каким-либо обстоятельством.

Особые случаи

Порядок выборов депутатов Государственной думы, федеральным законом утвержденный, предусматривает включение в списки лиц, имеющих право участвовать в таких мероприятиях тех людей, которые находятся на длительном проживании за пределами страны. Они могут осуществить свое конституционное право на специальных участках, которые организуются при посольствах России.

В выборах не могут участвовать лица, находящиеся в местах лишения свободы. Они лишены права как являться избирателями, так и представлять свою кандидатуру на выдвижение в депутаты Законодательного собрания.

Кто может стать парламентарием?

Народным избранником имеет право быть лицо, отвечающее двум требованиям:

  • Человеку необходимо иметь гражданство Российской Федерации.
  • Кандидат должен достичь 21 года, то есть общеевропейского возраста совершеннолетия.

Что касается политических партий, то для включения их в выборный бюллетень, представителям этой организации нужно набрать не менее 200 тысяч подписей своих сторонников. Вторым вариантом может быть внесение залога в размере 5% от общей суммы финансов, необходимых для проведения агитационной кампании.

Заседание госдумы

Стоит сказать о партиях, которые не преодолеют в ходе голосования рубеж в необходимый процент голосов. Им придется возместить в полной мере средства, выделенные из государственного бюджета на их агитационную кампанию в средствах массовой информации: на телевидении, радио в прессе и так далее.

Народные избранники

Политологи говорят о том, что нынешняя система, регламентирующая порядок выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания, является наиболее демократичной за всю историю Российского государства. Они аргументируют свою точку зрения тем, что при данной схеме учитывается и воля большинства, как это происходит при голосовании за конкретных кандидатов, и принимается во внимание необходимость каждому региону иметь в парламенте своих представителей.

Немного истории

Не только порядок выборов депутатов Государственной думы и формирования состава является нововведением.

Госдума в дореволюционной России

Сама двухчастность российского парламента появилась только в начале последнего десятилетия 20 века. До этого времени функцию Законодательного собрания осуществлял Верховный Совет. Положение о разделении Федерального собрания на две палаты появилось в законе 1993 года, принятом после октябрьского путча.

Но, в отличие от многих европейских парламентов, российский вариант представляет собой более прогрессивный вид законодательного органа. Так как, в отличие от зарубежных аналогов, в парламент России может попасть человек любого социального положения. В Англии же, например, верхняя палата формируется из представителей аристократии, в то время как нижняя состоит из всех остальных классов. Таким образом, можно сказать, что в России была принята наиболее продвинутая модель устройства законодательной власти.

Борьба за многопартийность

Нынешняя нижняя палата парламента РФ представляет собой седьмой созыв этого органа управления. Трижды в истории постсоветской России порядок голосования на выборах депутатов Государственной думы был схож с действующим сегодня. В остальных случаях гражданам предлагалось отдать свой голос только за одну из представленных в списке партий, а по проценту изъявлений воли народа определялось присутствие той или иной политической организации в парламенте. В большинстве случаев, порог, который необходимо было преодолеть партиям, составлял 5%. В 2011 году эта цифра выросла до семи.

Эмблема Госдумы

Порядок выборов депутатов Государственной думы того созыва отличался еще одним нововведением. Партиям, которые не получили достаточной поддержки у народа, предоставлялось одно место в парламенте, если процент голосов, отданных на них, превышал 5%, и два кресла, если за них выступили 7%. Однако в действительности таких прецедентов не произошло. Таким образом решалась проблема необходимости увеличения числа партий в законодательном органе.

Нарушение порядка выборов депутатов в Государственную думу

Существует ряд положений, устанавливающий запреты на некоторые действия со стороны кандидатов и их штабов.

Человек, выдвигающийся на выборы не должен в ходе агитации за себя использовать особое служебное положение. Например, количество часов, отводимых каждому претенденту на депутатский мандат, на радио и ТВ строго ограничено.

Это правило должно распространяться на всех без исключения, даже если человек, участвующий в выборной гонке, является представителем прессы и имеет доступ к широкой аудитории. Также злоупотреблять своей должностью строго запрещается военным и прочим ответственным лицам.

Является незаконным участие различных государственных организаций в предвыборной кампании, таких как оборонные структуры, милицейские отряды и так далее. Есть также ряд ограничений, касающихся штабов кандидатов. Финансирование агитационных мероприятий не должно осуществляться иностранными организациями или гражданами. Любая агитация подлежит остановке в день, когда проводятся выборы. На зданиях, где расположены пункты голосования не следует размещать материалы, пропагандирующие ту или иную партию или кандидата. В Центральной избирательной комиссии запрещается участвовать представителям тех политических сил, которые участвуют в выборах.

Этот орган формируется из независимых представителей, не имеющих отношения к какой-либо государственной структуре. Стоит упомянуть о том, что порядок проведения выборов депутатов Государственной думы устанавливает запрет на выдвижение своей кандидатуры для лиц, являющихся членами Совета федерации, то есть верхней палаты Российского парламента. Эти должности признаются взаимоисключающими по той причине, что законы, принятые нижней палатой подлежат одобрению сенатом. Если же один и тот же человек занимает в обоих государственных органах, то сам этот факт является нарушением демократии.

В Федеральном законе о выборах в Государственную думу говорится о том, что предвыборная агитация может содержать информацию как положительного, так и отрицательного характера про всех без исключения кандидатов. То есть, гражданам дается возможность не только выступать за того или иного выдвиженца, но и распространять информацию, которая направлена против него.

Законодательство Российской Федерации гарантирует всем кандидатам в депутаты в Государственную думу равные права, касающиеся проведения предвыборной агитации.

Также государство обязуется предоставить соискателям на должность народного представителя в Законодательном собрании равные отрезки времени на теле- и радиоканалах, а также одинаковое количество печатных знаков в газетах и журналах.

Также специальные комиссии следят за правомерностью всех предвыборных агитационных действий со стороны кандидатов. Так, последним запрещается проводить подкуп избирателей, а также оплачивать любую деятельность, кроме той, которая касается организации работы штаба и подготовки информационных изданий. Незаконным считается бесплатное распространение любых товаров, кроме печатной и специальной предвыборной продукции с символикой партий. Запрещается также проводить от имени того или иного кандидата распродажу каких бы то ни было вещей, установление скидок и так далее.

Когда результаты выборов депутатов Государственной думы могут быть оспорены?

Результаты всей кампании могут быть признаны недействительными, если при ее проведении возникали ситуации, затрудняющие выявление тех кандидатов, за которых проголосовало фактическое большинство.

Также существует несколько положений, при которых порядок выборов депутатов Государственной думы РФ не считается нарушенным, но мероприятие может быть признано несостоявшимся. Так, если количество людей, явившихся на участки, не превышает 25% от общего числа избирателей, мероприятие считается недействительным.

Также утвержденный порядок выборов депутатов Государственной думы РФ дает возможность оспорить результаты, выявлены значительные нарушения процедуры (недействительны более 25 % бюллетеней).

Передача результатов вышестоящим инстанциям

В момент окончания выборов происходит начало следующего этапа данной кампании. Вскрываются урны с избирательными бюллетенями. Подсчитывают голоса члены участковых комиссий.

Избирательная комиссия

Они передают результаты региональным отделениям и так далее до Центрального комитета.

О статусе

Регламентируется порядок выборов депутатов Государственной думы федеральным законом. Сам же статус парламента и его полномочия прописаны в Конституции. Главная характеристика этого государственного органа заключается в его законодательной функции, а также в представительности. Власть Федерального собрания, нижней палатой которого является Государственная дума, полностью независима.

Ограничить ее не вправе никакой другой орган или должностное лицо, в том числе Президент Российской Федерации. В полномочия главы государства входит лишь право роспуска Государственной думы. Однако и оно может быть реализовано только в ряде случаев. Например, при повторном неодобрении кандидата на пост премьер-министра, президент может распустить парламент, при этом назначив дату выборов нового созыва.

Представительность этого органа власти заключается в том, что в нем присутствуют депутаты, защищающие интересы всех регионов страны. В отличие от Верховного Совета, который исполнял роль парламента в СССР, здесь нет депутатов от различных слоев общества. Политологи говорят о том, что подобное нововведение является примером положительного изменения в законодательстве, поскольку теперь парламенте присутствует только профессиональные политики.

Еще одна черта Российской Государственной думы, обозначенная в Конституции, - стабильной статус этого органа власти. Такое положение парламента основано на том, что его функция в системе управления закреплена в основном законе. Для того чтобы изменить статью конституции требуется весьма сложная процедура. Свои полномочия и статус в системе в политической системе Российской федерации не вправе изменить даже сама Государственная дума.

Сегодня нижняя палата парламента не выполняет контролирующую функцию, как прежде. То есть теперь исполнительная и законодательная власти почти полностью независимы друг от друга. По мнению политологов, такое положение подчеркивает дух федеративности, который должен присутствовать в нашем государстве.

В заключение

В статье была представлена информация о порядке выборов депутатов в Государственную думу и составе ее. Также несколько глав посвящены вопросу об определении результатов. Данный материал может оказаться полезным широкому кругу читателей.