Рубрики

Как завоевать доверие нового коллектива: "синдром самозванца" нового менеджера

Термин "синдром самозванца" впервые был выведен в 70-х годах 20-го века докторами философии Сюзанн Аймс и Полиной Роуз Кланс. Это теперь мы ассоциируем это психологическое явление с неспособностью человека адекватно оценивать свои заслуги. Но 50 лет назад психологи придумали его, обозначая женщин-карьеристок, полагавших, что они не заслуживают повышения по службе.

Эта проблема не имеет гендерных предпочтений

В ходе своих многочисленных исследований ученые обнаружили, что многие дамы, которые добились больших успехов на профессиональном поприще, имеют саморазрушающую ментальную структуру.

Любопытно, что это явление затрагивает не только представительниц прекрасного пола, вырвавшихся из плена ведения домашнего хозяйства и воспитания детей. Многие современные консультанты и карьерные тренеры согласны с тем, что "синдром самозванца" затрагивает мужчин почти так же часто, как и женщин.

Это случается, когда человек получает внезапное повышение по службе

Вероятно, вы тоже сталкивались с этим явлением. Если да, то спешим предупредить вас, что вы не сходите с ума, а "синдром самозванца" не является психическим расстройством. Карьера многих людей в наши дни начинается с работы в высокотехнологичных стартапах. Это модное словечко заполонило все вокруг. Даже средние школы занимаются разработкой стартапов для воплощения своих идей в жизнь.

Один удачный проект, и вы получаете повышение по службе. Так в одночасье вы становитесь во главе целого отдела, понимая, что элементарно оказались "в нужное время в нужном месте". В вашем сознании засела эта мысль: "Чтобы стать менеджером, нужно много и упорно работать, а я получил(а) должность всего через полгода работы".

Вам не приходит в голову связать повышение с собственными профессиональными навыками. Напротив, вы думаете, что окружающие вот-вот уличат вас в некомпетентности. Действительно ли вы самозванец? Действительно ли вы несправедливо заняли эту должность?

Построение когнитивных искажений

Люди, страдающие от "синдрома самозванца", начинают выстраивать в своем сознании целую серию когнитивных искажений. Они обычно не признают свои заслуги в успехе или в получении новой должности. Каждый раз они ищут все новые оправдания: "мне просто повезло", "это была случайность", или "в этом нет моей заслуги".

Кого настигает этот синдром?

В своих прошлых исследованиях доктор Аймс обнаружила, что это явление чаще всего встречается среди людей, которые начинают свой собственный путь в бизнесе. Поэтому неудивительно, что многие предприниматели становятся жертвами этой умственной войны. Создавая частное предприятие или фирму, они сомневаются в своих лидерских способностях, особенно если сами долгие годы работали в офисе под руководством босса.

Это явление становится реальностью для профессионалов в любой отрасли, занимающих любые должности, и даже для студентов, поступивших в престижный вуз или вот-вот получивших диплом. По этой же причине женщины боятся мужских специальностей и реже соглашаются занять высокопоставленный пост в компании. Но так ли страшно управлять коллективом?

Новые критерии для управленца

Еще 10-20 лет назад при слове "босс" у нас в головах всплывал образ жесткого и властного человека, раздающего инструкции направо и налево. Но теперь все изменилось. В моде демократические принципы управления. Если вы не знаете, как завоевать доверие коллег и подчиненных, спешим предложить несколько дельных советов.

Поиск внешней поддержки

Если вы не уверены в собственных управленческих способностях, воспользуйтесь возможностью получить помощь извне. Заручитесь поддержкой опытного наставника, который будет давать вам советы. Прибегните к услугам карьерного тренера или станьте частью деловой сети, где каждый из участников делится своим видением проблемы. Основой успешного перехода от подчиненного к руководителю - это сильная система поддержки.

Обратите внимание на местоимение "я"

Сейчас, когда корпоративные цели заточены на местоимение "мы", людям сложно идентифицировать свои собственные заслуги. Это не критично, когда речь идет о простых сотрудниках, и принимает масштаб трагедии, когда дело доходит до новоиспеченных руководителей. Поэтому первое время вам придется делать сознательные усилия для того, чтобы вычленить из контекста достижений компании или отдела собственный вклад.

Не стесняйтесь записывать это на бумаге, это позволит вам признать свои лидерские и профессиональные качества. По мере того, как ваша карьера будет развиваться, не прекращайте делать эти пометки. Это даст возможность помнить, что вы пришли на вершину не вопреки чему-то, а благодаря своими навыкам.