Рубрики

В российских вузах будут обучать специалистов-футурологов: кому понравится работать с будущим и какие навыки понадобятся

Нина Яныкина, которая является ректором "Университета 2035", сообщила корреспонденту РИА "Новости" о том, что в ближайшем будущем в вузах России будут обучать новой для нашей страны специальности - футурологии. Как отметила собеседница агентства, на сегодняшний день во многих государствах имеются магистратуры, специализация которых предполагает такое направление, как футурология. Это профессиональное обучение по работе с будущим: выстраивание долгосрочных стратегий развития, оценка перспективности технологий и проектов.

Необходимость в футурологах налицо

В наши дни востребованность в футурологах в госуправлении, образовании и бизнесе неуклонно возрастает. В связи с этим, как утверждает Нина Яныкина, в скором времени в России будет утвержден соответствующий образовательный стандарт.

По ее словам, первые специалисты, работающие с будущим, должны появиться у нас не позднее, чем в ближайшее пятилетие. В применении их навыков заинтересованы ученые, директора по развитию, инженеры, чтобы проектировать новые решения.

Теперь ответы на вопросы о том, какое будущее нас ждет, дают не разного рода предсказатели с мистическим уклоном, а ученые. Они обеспечивают более интересные прогнозы, а главное - более точные. Как увидеть больше, чем другие люди, как обучиться работать с трендами - об этом порталу Forbes Life рассказали два футуролога. Это Кирилл Игнатьев и Анна-Лиз Кьер.

В чем суть футурологии?

Футурология - это молодая дисциплина, насчитывающая около семидесяти лет. Как наука она сформировалась после Второй мировой войны. Тогда началось осуществление масштабных проектов, связанных с восстановлением экономики и ее дальнейшим развитием. Футуролог Игнатьев объяснил:

Если первые футурологи существовали на границе социологии и философии, то современные их коллеги в первую очередь занимаются изучением трендов. Сейчас футуролог - это профессиональный исследователь будущего. Он анализирует тенденции настоящего и составляет максимально реалистичный хронопрогноз с возможными рисками.

Например, в семидесятые годы прошлого века компании Shell для расчета рентабельности проектов, связанных с работой в Северном море, понадобилось разработать стратегию ценообразования.

Футурологами было составлено несколько сценариев развития ситуации. В одном из них имелось предположение: Советский Союз резко увеличит торговлю газом и нефтью. А за этим последует снижение цен. Такое было возможно при трансформации социалистической системы или при ее крахе.

Тем самым футурологи Shell задолго до самого события рассматривали возможность распада СССР. И план работы компании был разработан с учетом данной информации.

Важные качества для такой профессии

Среди таковых Анна-Лиз Кьер прежде всего выделяет любопытство и креативность. По ее мнению, если человеку свойственно любопытство, то тенденциям, которые он наблюдает, он будет давать творческую оценку.

Она учит думать подобно футурологам целые корпорации. Кьер в первую очередь говорит их сотрудникам: "Любопытство - это путь к критическому мышлению и творческому развитию". Исследователи из Школы бизнеса в Гарварде пришли к выводу, что необходимо воспитывать любопытство, так как оно способствует гибкости компаний и повышает их производительность.

Необходимые навыки

Среди них Кирилл Игнатьев называет четыре таких инструмента:

  1. Межотраслевые исследования. Химики, инженеры, физики являются специалистами в своих областях. В задачи футуролога входит изучение результатов их деятельности с той целью, чтобы из трендов, существующих в отдельных направлениях, сложилась общая картина грядущего.
  2. Экспертные интервью. Для того чтобы дать прогноз, отличающийся объективностью и реалистичностью, необходима работа со множеством специалистов узкого профиля.
  3. Форсайт-сессии. Их цель - проектирование будущего в долгосрочной перспективе с учетом ключевых игроков, которым предстоит жить в нем. А также форсайт необходим для объединения данных в общую картину.
  4. Контент-анализ. Футуролог должен из ряда информационных потоков выделить главное и представить информацию в понятном формате. Необходимо, чтобы контент, относящийся к тренду, был релевантным. Затем возможно использование математического моделирования и искусственного интеллекта.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание