В марте 2017 года Минфин и Минэкономразвития предложили провести налоговый маневр, получивший название «22/22». Он затрагивает главный косвенный платеж российской налоговой системы — НДС, а также страховые взносы, которые уплачивают работодатели. Ставку первого платежа предложено увеличить, а второго — снизить. Какие последствия повлечет повышение НДС и сможет ли их компенсировать снижение страховых тарифов?
Суть маневра
Идея заключается в том, чтобы снизить прямую налоговую нагрузку на бизнес, точнее — на фонд оплаты труда. Актуальная совокупная ставка страховых взносов составляет 30%, и ее предложено снизить до 22%. Понятно, что просто так уменьшить обязательные платежи и лишить бюджет доходов правительство не может. В качестве компенсации предлагается увеличить базовую ставку НДС с текущих 18 до 22%. Таким образом произойдет перераспределение — прямые платежи уменьшатся, а косвенные, наоборот, возрастут.
Что означает рост косвенного налога? Он включается в цену товаров и услуг и тем самым перекладывается на плечи покупателей. Таким образом, повышение НДС на 4% означает примерно такой же рост цен на облагаемые товары и услуги.
Немного истории
Изначально идея была предложена Максимом Орешкиным, главой Минэкономразвития России. Повышение НДС должно было составить 21%, и на том же уровне предлагалось зафиксировать ставку страховых взносов. Вместе с тем отменялся пороговый размер заработной платы, свыше которого тарифы резко уменьшались.
Инициатива понравилась Минфину, однако ее немного подкорректировали. По расчетам, вариант «21/21» лишал бюджет доходов в размере порядка 200 млрд рублей ежегодно. В ведомстве подсчитали, что сценарий «22/22» будет более приемлемым — это позволит добавить в бюджет ежегодно порядка 100 млрд рублей.
В итоге глава Минфина Антон Силуанов озвучил именно этот вариант, то есть повышение НДС до 22% с одновременным снижением до того же уровня базовой ставки страховых взносов.
Зачем все это нужно? В Минфине уверены, что маневр поможет очистить рынок от недобросовестных работодателей и переориентирует налоговую систему в нужном направлении. А это, как считают в ведомстве, две глобальных проблемы российской экономики.
Переориентация налоговой системы
Система налогов и сборов, существующая в России сегодня, за последнее десятилетие показала ряд неблагоприятных признаков. Пытаясь удержать страховые системы в состоянии баланса, правительство вынуждено увеличивать налоги, которые платит бизнес. Некоторые субъекты больше не могут или не хотят испытывать все увеличивающуюся налоговую нагрузку и уходят в тень. То есть попросту «оптимизируют» налогообложение, скрывая доходы и завышая расходы посредством одной из множества серых схем.
Итог печальный — добросовестные компании, которые ранее честно уплачивали налоги, перестают это делать. В результате уменьшаются отчисления, и страховые системы вновь начинает «шатать». И снова правительство вынуждено повышать налоги, чтобы удержать их в состоянии баланса...
Так вот, по расчетам Минфина, повышение НДС и снижение страховых тарифов должно помочь избежать этой порочной спирали. Налоговая система будет способствовать устойчивому росту экономики. И правительству не придется прибегать к повышению налогов всякий раз, когда в бюджете не будет хватать средств для обеспечения социальных гарантий.
Очищение бизнеса
Одной из актуальных тенденций среди работодателей до сих пор остается выплата сотрудникам серых зарплат. Это напрямую связано с высокой нагрузкой на фонд оплаты труда. Ее снижение простимулирует компании выйти из тени — во всяком случае так считают в Минфине. Перенос части налоговой нагрузки на потребителя позволит компаниям и предпринимателям получить экономическую выгоду. Вместе с тем объем зарплат «в конвертах» должен сократиться — этому поспособствует снижение страховых тарифов.
Причем в ведомстве придерживаются мнения, что этот процесс должен происходить естественным путем, без насилия. Опыт показывает, что жесткие меры вызывают лишь негативные последствия.
Побочный эффект: инфляция
Предлагая маневр, министр Силуанов не скрывал — его внедрение приведет к росту инфляции. Предположительно, это будет разовый скачок на 2%. В Минфине обещают, что долгосрочных инфляционных последствий повышение НДС до 22% не повлечет.
Однако это справедливо при том условии, что Центральный банк сможет контролировать инфляционные ожидания населения. А они, как известно, очень инертны, то есть остаются довольно высокими в течение продолжительного времени даже после того, когда уровень инфляции снизился. Каждый новый ее всплеск побуждает ЦБ реализовать жесткие меры денежно-кредитной политики. Это может свести на нет наметившиеся позитивные явления в экономике — снижение ключевой ставки и удержание инфляции на целевом уровне.
Экономисты же подсчитали, что в результате маневрирования инфляция может увеличиться на 3, а по другим оценкам — на 3,5%.
Негативные последствия для бизнеса
Казалось бы, снижение страховых взносов является позитивом, однако оно не будет иметь столь выраженного эффекта. Сейчас в России действует регрессивная ставка страховых тарифов, то есть чем выше зарплата, тем меньше доля уплаченных страховых взносов. Ставка 30% действует для заработной платы, не превышающей 55 тыс. рублей. А в среднем по стране эффективная ставка взносов составляет 27%. Таким образом, при установлении единого тарифа в 22% средняя ставка уменьшится всего на 5%.
К тому же маневр предполагает отмену пороговых значений оплаты труда и установление единой ставки для всех. Снижение страховых тарифов на условиях, предложенных Минфином, реально приведет к росту нагрузки на тех работодателей, которые выплачивают высокие заработные платы.
К чему приведет повышение НДС? Для части компаний это вызовет негативный эффект. Причем, как ни странно, преимущественно для тех, кто этот налог не платит. Ведь плательщики НДС принимают входной налог к вычету, а в некоторых случаях и возмещают его из бюджета. А вот неплательщики зачесть входной налог не могут — они включают его в состав расходов. Соответственно, повышение ставки НДС приведет к росту их расходов.
Судьба маневра еще не решена
Обсудив предложение Минфина в апреле 2017 года, правительство пришло к выводу, что время для предложенных мер еще не наступило. Так что до законопроекта о повышении НДС дело пока не дошло. Однако от этой идеи не отказались — маневр лишь отложен до поры, но остается на повестке. В текущем году к его обсуждению правительство возвращаться не намерено. Тем не менее повышение НДС вкупе со снижением страховых взносов является частью прогноза экономического развития на период 2018–2020 годов.
Выводы
Можно ли вычленить из системы два налога и изменить их ставки? Безусловно, это даст какой-то эффект, но не решит большинства проблем. Многие экономисты сходятся во мнении, что нет смысла реализовать отдельные меры налоговой политики — необходимо модернизировать всю систему в целом. Предыдущая налоговая реформа дала положительный результат, но с тех пор российская экономика стала совсем иной. Если раньше многие «дыры» покрывались стабильным нефтяными доходами, то теперь, когда цена черного золота существенно снизилась, необходимо думать о развитии экономики. И налоговая система должна быть выстроена таким образом, чтобы стимулировать экономический рост.