К основным принципам административной ответственности можно отнести:
- Принцип законности. Гражданин, который привлекается к административной ответственности, не должен подвергаться наказанию и соответствующим мерам, обеспечивающим производство по делу о данном правонарушении, вне пределов порядка и оснований, установленных на законодательном уровне.
- Индивидуализация ответственности (нужно изучить все факторы, которые определяются законом, без стереотипов и шаблонов).
- Ответственность правового субъекта только за собственные поступки.
- Ответственность наступает лишь за деяния, когда вина доказана. На субъект возлагается административная ответственность за правонарушения, в противном случае наказание не допускается.
- Принцип справедливости, который заключается в том, что наказание обязательно должно быть соразмерным правонарушению.
- Принцип целесообразности, который подразумевает соответствие задачам административной ответственности выбранной меры правового воздействия.
- Принцип гуманизма, то есть меры ответственности должны применяться без унижения достоинства человека, его чести, остальных естественных свобод и прав гражданина страны.
- Принцип презумпции невиновности. Гражданин подвергается административной ответственности лишь за те правонарушения, по отношению к которым его вина установлена. Он является невиновным до того момента, пока вина его не будет подкреплена доказательствами таким образом, как это предусматривается в КоАП, и определена имеющим силу закона постановлением судьи, должностного лица, органа, которые рассматривали дело. Гражданин, привлекаемый к административной ответственности, не должен доказывать собственную невиновность. Если имеются неустранимые сомнения в его виновности, то они должны быть истолкованы в пользу данного гражданина.
- Принцип своевременности, который заключается в том, что ответственность за административное правонарушение должна быть определена в максимально быстрые сроки.
Принципы административной ответственности были нами рассмотрены выше. Далее остановимся на нюансах рассматриваемой темы.
Составление протокола об административном правонарушении: сроки
В соответствии с требованиями, определёнными в статье 28.5 КоАП ПФ, составление протокола об административном правонарушении должно осуществляться немедленно после того, как было выявлено его совершение. Если же потребуется дополнительное установление обстоятельств данного дела либо информации о юридическом или физическом лице, в отношении которых планируется возбуждение дела об административном правонарушении, то протокол о нём составляется на протяжении двух суток после того, как был установлен факт его совершения. В ситуации осуществления административного расследования данный протокол должен быть составлен в установленные сроки после окончания процесса.
Признаки административной ответственности наступают тогда, когда производится правонарушение.
Какой срок давности у административных правонарушений
Хотя факт нарушения действующего закона был уже совершён, правонарушитель имеет возможность избежать соответствующих последствий в форме наказания в том случае, если пройдут сроки давности привлечения гражданина к административной ответственности. В принципе, нельзя вынести постановление о привлечении к ответственности и после этого наказать виновного, если был превышен срок привлечения лица к гражданской ответственности.
В соответствии со ст. 4.5., п. 1, КоАП РФ в подавляющем числе случаев срок давности по административным правонарушениям равен двум месяцам, а по разбираемым в суде делам – трём месяцам. Признаки административной ответственности становятся явными тогда, когда наступает правонарушение со своими особенностями. Это деяние имеет антиобщественный характер, отличается противоправностью.
По отношению к обширному перечню деяний, срок привлечения к административной ответственности исходит из давности правонарушения и равен одному году. Связано это с объективными условиями обнаружения вредных последствий от определённого правонарушения. Это такие случаи, когда непосредственно противозаконный поступок и наступивший от него вред разбросаны по времени. Например, загрязнение водоёма выбросами совершалось в определённый момент, а последствия его в виде нарушения экологии проявились только через два месяца.
Какие правонарушения входят в группу административных
В нее включаются правонарушения в области:
- валютного законодательства;
- патентного законодательства;
- защиты прав потребителей;
- антимонопольного законодательства;
- деятельности обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ;
- участия в долевом строительстве домов;
- трудового законодательства.
Срок привлечения к административной ответственности за нарушение бюджетного и таможенного законодательства составляет два года. Если же законодательство было нарушено в сфере политических партий, то три года. При нарушении законодательства о противодействии терроризму и коррупции – шесть лет.
На каких основаниях производится освобождение от ответственности
Основанием применения административной ответственности служит субъективное противоправное деяние. Что же в противоположном случае?
Если для правонарушителя отсутствуют отрицательные последствия, то на практике это бывает связано со следующими ситуациями:
- если речь ведётся об исключении явления административно-правовой ответственности, в случае имеющихся признаков поступка;
- когда правонарушение признаётся в качестве совершённого, но при этом виновный не может быть привлечён к ответственности.
Случаи отмены наступления ответственности
В кодексе об административных правонарушениях отмечаются следующие ситуации, на основании которых гражданин может быть освобождён от административной ответственности в принципе - это замена иным наказанием, малозначительность, невменяемость и прочие.
Освобождение связано в определённой мере с тем, что у государственного аппарата есть необходимость экономно тратить средства принуждения. Основная задача правоприменяющего органа – верно установить содержание субъективной и объективной сторон правонарушения, а также выявить отягчающие и смягчающие обстоятельства.
Что понимается под малозначительностью?
Благодаря Кодексу РФ об административных правонарушениях у суда, должностного лица и органа, составляющих постановление о привлечении к административной ответственности, появляется право при ряде некоторых признаков признать деяние, совершённое гражданином, малозначительным.
В большинстве случаев для должностных лиц является авторитетным решение Верховного суда. Под малозначительным правонарушением понимается такое деяние, тяжесть, размер вреда и характер которого не представляют сильной угрозы для нормального общественного функционирования. При этом не берутся в расчёт имущественное положение и личностные мотивы лица. Суд, выступающий при в этом в качестве конечной инстанции, имеет право изменить решение другого органа, отменив постановление или признав его незаконным. Таким образом, на законодательном уровне малозначительность точно не определяется, и это помогает уполномоченному органу быть демократичнее, но в то же время даёт возможность для появления злоупотреблений, из-за которых даже при недопустимых факторах осуществляется освобождение от административной ответственности.
Замена наказания
При освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью к гражданину применяется относящееся к мерам реагирование устное замечание. Оно призвано проинформировать его о недопустимости подобного поведения в дальнейшем. Письменного выражения у него нет, и оно может выноситься на любом этапе административного производства. Замена осуществляется ещё и в тех ситуациях, когда речь ведётся о военных (поскольку военнослужащий должен привлекаться к такой ответственности, как дисциплинарная), несовершеннолетних. Чаще всего имеются в виду совершённые впервые проступки. Новшество представляют собой последние изменения, которые касаются смягчения наказаний для представителей среднего и малого предпринимательства за те правонарушения, которые были выявлены в процессе государственных проверок. В таком случае вместо штрафа в качестве инструмента принуждения может выступить предупреждение.
Освобождение несовершеннолетних от наказания
Административная ответственность лиц, не достигших совершеннолетия, представляет собой особый случай. Нужно сказать, что граждане от шестнадцати до восемнадцати уже выступают субъектами административной ответственности. В суде могут заменить наказание устным выговором, основываясь на личностных характеристиках правонарушителя. Подобный вердикт выносится и комиссией по делам несовершеннолетних. Кроме того, перечень мер определяется ФЗ "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
С понятием, целями административной ответственности мы разобрались. Подробно коснулись принципов и сроков рассматриваемого явления. Что можно добавить?
Особые разновидности
Специальными видами являются как те случаи, когда привлекаются отдельные группы граждан (например, несовершеннолетние или военнослужащие), так и содержание особой части, где прямо установлен порядок освобождения от административной ответственности.
Граждане, которые призваны на военные сборы, и военнослужащие могут не подпадать под ответственность в том случае, если в части действует установленный дисциплинарный акт.
Органы, привлекающие к административной ответственности - это административно-исполнительные, общественные и судебные инстанции.