Рубрики

Принципы административной ответственности. Срок привлечения и освобождение от административной ответственности

К основным принципам административной ответственности можно отнести:

  • Принцип законности. Гражданин, который привлекается к административной ответственности, не должен подвергаться наказанию и соответствующим мерам, обеспечивающим производство по делу о данном правонарушении, вне пределов порядка и оснований, установленных на законодательном уровне.
  • Индивидуализация ответственности (нужно изучить все факторы, которые определяются законом, без стереотипов и шаблонов).
  • Ответственность правового субъекта только за собственные поступки.

принципы административной ответственности

  • Ответственность наступает лишь за деяния, когда вина доказана. На субъект возлагается административная ответственность за правонарушения, в противном случае наказание не допускается.
  • Принцип справедливости, который заключается в том, что наказание обязательно должно быть соразмерным правонарушению.
  • Принцип целесообразности, который подразумевает соответствие задачам административной ответственности выбранной меры правового воздействия.
  • Принцип гуманизма, то есть меры ответственности должны применяться без унижения достоинства человека, его чести, остальных естественных свобод и прав гражданина страны.
  • Принцип презумпции невиновности. Гражданин подвергается административной ответственности лишь за те правонарушения, по отношению к которым его вина установлена. Он является невиновным до того момента, пока вина его не будет подкреплена доказательствами таким образом, как это предусматривается в КоАП, и определена имеющим силу закона постановлением судьи, должностного лица, органа, которые рассматривали дело. Гражданин, привлекаемый к административной ответственности, не должен доказывать собственную невиновность. Если имеются неустранимые сомнения в его виновности, то они должны быть истолкованы в пользу данного гражданина.
  • Принцип своевременности, который заключается в том, что ответственность за административное правонарушение должна быть определена в максимально быстрые сроки.

Принципы административной ответственности были нами рассмотрены выше. Далее остановимся на нюансах рассматриваемой темы.

срок привлечения к административной ответственности

Составление протокола об административном правонарушении: сроки

В соответствии с требованиями, определёнными в статье 28.5 КоАП ПФ, составление протокола об административном правонарушении должно осуществляться немедленно после того, как было выявлено его совершение. Если же потребуется дополнительное установление обстоятельств данного дела либо информации о юридическом или физическом лице, в отношении которых планируется возбуждение дела об административном правонарушении, то протокол о нём составляется на протяжении двух суток после того, как был установлен факт его совершения. В ситуации осуществления административного расследования данный протокол должен быть составлен в установленные сроки после окончания процесса.

Признаки административной ответственности наступают тогда, когда производится правонарушение.

Какой срок давности у административных правонарушений

Хотя факт нарушения действующего закона был уже совершён, правонарушитель имеет возможность избежать соответствующих последствий в форме наказания в том случае, если пройдут сроки давности привлечения гражданина к административной ответственности. В принципе, нельзя вынести постановление о привлечении к ответственности и после этого наказать виновного, если был превышен срок привлечения лица к гражданской ответственности.

В соответствии со ст. 4.5., п. 1, КоАП РФ в подавляющем числе случаев срок давности по административным правонарушениям равен двум месяцам, а по разбираемым в суде делам – трём месяцам. Признаки административной ответственности становятся явными тогда, когда наступает правонарушение со своими особенностями. Это деяние имеет антиобщественный характер, отличается противоправностью.

освобождение от административной ответственности

По отношению к обширному перечню деяний, срок привлечения к административной ответственности исходит из давности правонарушения и равен одному году. Связано это с объективными условиями обнаружения вредных последствий от определённого правонарушения. Это такие случаи, когда непосредственно противозаконный поступок и наступивший от него вред разбросаны по времени. Например, загрязнение водоёма выбросами совершалось в определённый момент, а последствия его в виде нарушения экологии проявились только через два месяца.

Какие правонарушения входят в группу административных

В нее включаются правонарушения в области:

  • валютного законодательства;
  • патентного законодательства;
  • защиты прав потребителей;
  • антимонопольного законодательства;
  • деятельности обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ;
  • участия в долевом строительстве домов;
  • трудового законодательства.

признаки административной ответственности

Срок привлечения к административной ответственности за нарушение бюджетного и таможенного законодательства составляет два года. Если же законодательство было нарушено в сфере политических партий, то три года. При нарушении законодательства о противодействии терроризму и коррупции – шесть лет.

На каких основаниях производится освобождение от ответственности

Основанием применения административной ответственности служит субъективное противоправное деяние. Что же в противоположном случае?

Если для правонарушителя отсутствуют отрицательные последствия, то на практике это бывает связано со следующими ситуациями:

  • если речь ведётся об исключении явления административно-правовой ответственности, в случае имеющихся признаков поступка;
  • когда правонарушение признаётся в качестве совершённого, но при этом виновный не может быть привлечён к ответственности.

Случаи отмены наступления ответственности

В кодексе об административных правонарушениях отмечаются следующие ситуации, на основании которых гражданин может быть освобождён от административной ответственности в принципе - это замена иным наказанием, малозначительность, невменяемость и прочие.

Освобождение связано в определённой мере с тем, что у государственного аппарата есть необходимость экономно тратить средства принуждения. Основная задача правоприменяющего органа – верно установить содержание субъективной и объективной сторон правонарушения, а также выявить отягчающие и смягчающие обстоятельства.

понятие и цели административной ответственности

Что понимается под малозначительностью?

Благодаря Кодексу РФ об административных правонарушениях у суда, должностного лица и органа, составляющих постановление о привлечении к административной ответственности, появляется право при ряде некоторых признаков признать деяние, совершённое гражданином, малозначительным.

В большинстве случаев для должностных лиц является авторитетным решение Верховного суда. Под малозначительным правонарушением понимается такое деяние, тяжесть, размер вреда и характер которого не представляют сильной угрозы для нормального общественного функционирования. При этом не берутся в расчёт имущественное положение и личностные мотивы лица. Суд, выступающий при в этом в качестве конечной инстанции, имеет право изменить решение другого органа, отменив постановление или признав его незаконным. Таким образом, на законодательном уровне малозначительность точно не определяется, и это помогает уполномоченному органу быть демократичнее, но в то же время даёт возможность для появления злоупотреблений, из-за которых даже при недопустимых факторах осуществляется освобождение от административной ответственности.

Замена наказания

При освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью к гражданину применяется относящееся к мерам реагирование устное замечание. Оно призвано проинформировать его о недопустимости подобного поведения в дальнейшем. Письменного выражения у него нет, и оно может выноситься на любом этапе административного производства. Замена осуществляется ещё и в тех ситуациях, когда речь ведётся о военных (поскольку военнослужащий должен привлекаться к такой ответственности, как дисциплинарная), несовершеннолетних. Чаще всего имеются в виду совершённые впервые проступки. Новшество представляют собой последние изменения, которые касаются смягчения наказаний для представителей среднего и малого предпринимательства за те правонарушения, которые были выявлены в процессе государственных проверок. В таком случае вместо штрафа в качестве инструмента принуждения может выступить предупреждение.

органы привлекающие к административной ответственности

Освобождение несовершеннолетних от наказания

Административная ответственность лиц, не достигших совершеннолетия, представляет собой особый случай. Нужно сказать, что граждане от шестнадцати до восемнадцати уже выступают субъектами административной ответственности. В суде могут заменить наказание устным выговором, основываясь на личностных характеристиках правонарушителя. Подобный вердикт выносится и комиссией по делам несовершеннолетних. Кроме того, перечень мер определяется ФЗ "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

С понятием, целями административной ответственности мы разобрались. Подробно коснулись принципов и сроков рассматриваемого явления. Что можно добавить?

Особые разновидности

Специальными видами являются как те случаи, когда привлекаются отдельные группы граждан (например, несовершеннолетние или военнослужащие), так и содержание особой части, где прямо установлен порядок освобождения от административной ответственности.

постановление о привлечении к административной ответственности

Граждане, которые призваны на военные сборы, и военнослужащие могут не подпадать под ответственность в том случае, если в части действует установленный дисциплинарный акт.

Органы, привлекающие к административной ответственности - это административно-исполнительные, общественные и судебные инстанции.