Рубрики

Принципы контрактной системы в сфере закупок

В данной статье рассмотрим принципы контрактной системы, которые используются при осуществлении государственных закупок - товаров, услуг и работ. Основной закон Федерации, в котором регламентируются торги государственных предприятий - это 44-й закон, который был принят 5 апреля в 2013 году. В нем указывается шесть основополагающих принципов закупок. Рассмотрим их более детально: что они означают и как реализуются.

Ответственность поставщиков

Сфера действия

В отрасли государственных закупок все участники должны действовать согласно принципам контрактной системы закупок. Это относится и заказчику, и поставщику/подрядчику, и оператору электронной площадки, на которой проходят торги. Также это касается и федеральных контролирующих органов и организаций, которые предоставляют услуги заказчикам по закупкам - помощь в составлении документации и ее размещению.

Данные принципы сопровождают участников закупочных процессов во всех этапах - от формирования и планирования до контроля за исполнением договора, заключенного с поставщиком по результатам закупки. Если данные принципы не соблюдаются, то действия участников будут считаться неправомерными.

Где в законе перечисляются данные принципы?

Все принципы контрактной системы государственных закупок указаны в статье 6 федерального закона. В статьях 7-12 более подробно прописано содержание этих принципов. Они являются ключевой частью закона в редакции 2013 года, когда федеральный закон был принят, и действуют в таком виде и в настоящее время.

Догмы о закупках для государственных (или муниципальных) нужд можно определить как фундамент, на котором базируются их законодательные нормы. Итак, рассмотрим эти шесть принципов более подробно.

1. Открытость и прозрачность закупок

Прозрачность закупок

Контрактная система основывается на принципе открытости и прозрачности. Это один из основных, базовых правил отрасли закупок.

Данный принцип означает, что сведения о государственных контрактах в пределах Российской Федерации должны быть открыты для всех граждан страны и находиться в публичном доступе. Информация о договорах для государственных нужд не должна утаиваться, кроме случаев, если речь идет о государственной тайне, закупках для обороны страны и других предусмотренных законов обстоятельств.

Инструментами для выполнения прозрачности закупок является банковское сопровождение контрактов: это предоставление помощи в проведении закупок - от поиска подрядчиков до контроля за распределением средств заказчиками по назначению.

Также к таким способам относят Единую информационную систему - главный портал закупок по адресу zakupki.gov.ru. В заглавной странице сразу можно произвести некий анализ закупочных процессов по России.

Например, с 2017 года совокупный объем всех закупок составил около 7,1 триллионов, а за 2016 год - примерно 6,4 триллиона. Относительно заказчиков, наибольший объем закупок приходится на Министерство внутренних дел России - 13,8 млрд руб., а также на предприятие "Черноморнефтегаз" (11,5 млрд руб.). По стоимости проведенных закупок среди электронных площадок наибольший процент у РТС-тендера и ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 28,8 % и 31,39 %.

2. Обеспечение конкуренции

Принцип конкуренции

Данный принцип контрактной системы в сфере закупок реализуется путем добросовестной конкуренции по стоимостным критериям и другим - квалификации, качеству, количеству выполненных договоров и так далее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8, всем участникам закупок должны предоставляться равные условия, то есть любое заинтересованное лицо - юридическое или физическое, включая индивидуальных предпринимателей, может стать поставщиком согласно предмету закупки.

Также ко всем участникам выказываются единые требования, перечень которых можно прочесть в статье 31 федерального закона о контрактной системе. К этим требованиям относятся: отсутствие налоговой недоимки, конфликта интересов, административной ответственности в течение двух лет и другие.

Заказчики при выполнении данного принципа должны придерживаться правил описания объекта закупки для обеспечения должного уровня конкуренции:

  • не писать товарные знаки или названия фирм;
  • не прописывать страну, где производится товар или услуга;
  • поставщики должны предоставить новый товар;
  • предоставлять в техническом задании чертежи и эскизы, если это предусмотрено в документации и прочие требования.

Этим принципом контрактной системы также предусмотрено сокращение торгов у единственного поставщика и регламентированный годовой объем закупок через запрос котировок.

3. Профессионализм заказчика

Профессионализм заказчика

В соответствие с данным принципом, закупки в отрасли государственных и муниципальных заказов должны проводиться квалифицированными кадрами, к которым относятся:

  • заказчики - государственные или муниципальные учреждения, проводящие закупки для своих нужд;
  • специализированные организации - компании, которые предоставляют услуги по закупкам - подготавливают документацию, размещают закупку (аукцион или конкурс);
  • органы в сфере контроля и надзора закупок - ФАС (антимонопольная служба), Счетная палата, Казначейство.

Должностные лица, работающие в отрасли закупок, должны регулярно улучшать свои теоретические знания и практические навыки. Для этого они повышают квалификацию и проходят профессиональную переподготовку на базе высшего образования.

4. Стимулирование инноваций

Стимулирование инноваций

Данный принцип указан в статье 10 закона - заказчик в ходе планирования, оформления закупки и ее размещения должен выбирать модернизированную продукцию, с улучшенными качественными и функциональными характеристиками.

Критерии, по которым продукцию и услугу можно отнести к категории "инновационная", регламентируются нормативными документами федеральных органов. К примеру, Приказом министерства образования и науки от 1 ноября 2012 года №881. Так, инновационными считаются объекты, соответствующие в совокупности следующим критериям: новизна, экономическая эффективность и критерий внедрения товара (работы/услуги), также продукция должна быть наукоемкой.

Высокотехнологичной же считается продукция, которая разработана в соответствии с направлениями развития науки и технологий России, а также если она изготовлена по новым технологиям с участием профессиональных кадров.

Также принцип инноваций применяется для закупок по научно-исследовательским работам. Для них наиболее важными критериями являются качество и квалификация сотрудников (до 80 % значимости критериев оценки), а не стоимость контракта.

5. Единство контрактной системы

Принцип единства

В статье 11 закона о контрактной системе принцип, согласно которому все процессы закупок должны осуществляться в четкой последовательности на всех стадиях закупочных процедур: от планирования закупок и составления графиков на следующий год, до контроля за уже заключенными контрактами.

Также выражение принципа единства представляется через Единый портал закупок - все извещения о закупках сначала публикуются на данном сайте и уже позже интегрируются с торговыми площадками - РТС-тендером, Единой электронной торговой площадкой (Росэлторг) и другими. На данном портале также размещаются торги по 223-ФЗ.

Исполнение принципа единства контрактной системы в сфере закупок осуществляется наличием единого федерального органа, который регулирует сферу закупок - Министерство финансов России.

6. Ответственность за результативность и эффективность

Открытость и прозрачность

Что входит в понятие данного принципа? Закупки, прежде всего, должны быть ориентированы на обеспечение нужд государства - в лице его учреждений. Также закупки должны быть эффективными. Как это рассчитывается? Эффективность равняется отношению затраченных ресурсов на проведение торгов (оплаты по контракту, обучения сотрудников закупочной системе в институтах) к получаемым выгодам - то есть исполнению плановых показателей деятельности органа власти.

Заказчики в виде их должностных лиц несут персональную ответственность за исполнение норм законодательства в отрасли государственных заказов - то есть закона о контрактной системе и других нормативных актов. За их нарушения, например, за использование бюджетных средств не по назначению, заказчики могут быть привлечены к ответственности - административной, дисциплинарной уголовной и прочей.