Рубрики

Структура нормативно-правового акта: понятие, закон и особенности

Каждый человек знает о том, что такое закон, но не далеко не все люди слышали о понятии "нормативно-правовой акт". Норма права и структура закона тесно связаны с этим понятием. При этом не обязательно быть юристом, чтобы хорошо разбираться в государственной системе. В нашей статье будет подробно рассказано про структуру и виды нормативно-правовых актов.

Понятие нормативно-правового акта

Нормативным актом называют официальный документ, принятый уполномоченным государственным органом или должностным лицом. Принятие происходит путем референдума, голосования, обсуждения или любой другой процедуры, установленной законодательством. Нормативный акт, как не сложно догадаться, содержит в себе нормы - общеобязательные правила поведения. Они имеют императивный (принудительный) характер, рассчитаны на неоднократное применение среди неопределенного круга лиц. Структура и виды нормативно-правовых актов определяются в порядке правотворчества - особой процедуры, применяемой строго определенными субъектами.

Нормативный акт характерен для стран с романо-германской правовой системой. Это доминирующий, базовый источник права. В России он имеет несколько основных форм, хотя структура нормативно-правового акта неизменна.

Особенности акта

Рассматриваемый документ носит официальный характер. Он содержит в себе юридические нормы, которые регулируют общественные отношения. Какими признаками обладает нормативный правовой акт?виды и структура нормативно правовых актов

Структура нормативного документа чаще всего выстраивается из трех частей: преамбула, основная часть и заключение. Это не обязательное правило, хоть и является частым признаком рассматриваемого документа. Вторая особенность нормативного акта - его официальный характер. Документ содержит в себе специальные реквизиты, такие как наименование, дата принятия, номер и место оформления.

Все нормативные акты создаются государственными законодательными органами в процессе правотворчества. Это является третьей особенностью рассматриваемых документов. Наконец, все акты исполняются принудительной силой государства. Положения их императивны, то есть общеобязательны.

Структура нормативно-правого акта

Как уже было сказано, все нормативные документы обладают примерно одинаковой структурой, состоящей из трех частей. При этом ни в одном российском законе не дается четких установок о том, как именно должен выглядеть правовой акт.

Тем не менее, абсолютно в каждом нормативном документе содержатся нормы - правила поведения. Все они расставлены в определенном порядке - по разделам, главам, подглавам, параграфам и т.д. Статья в законе является основной единицей нормативного акта. При этом не всегда одна норма совпадает с одной статьей. Часто статья представляет собой совокупность правил, касающихся одной узкой темы. Это можно увидеть на примере основного российского закона - Конституции. Например, в статье 1 содержится характеристика названия страны, а также даются общие положения о правовом статусе государства.

Конституция и ФКЗ

Самой крупной и известной формой нормативно-правового акта является закон. Это документ, принимаемый российской законодательной властью в строго определенном порядке. Высшей юридической силой обладает Конституция - основной закон страны. Именно Конституция определяет государственный строй, свободы и права людей, гражданские обязанности и основы политики.структура нормативно правового акта

Конституция формируется на основе положений Федеральных конституционных законов. Более того, основной государственный закон - это нормативный акт, структура которого состоит из ряда федеральных законов конституционного типа. Восемь ФКЗ регламентируют положения, зафиксированные в главах основного правового акта. Еще ряд законов регулируют вопросы государственного флага, гимна и герба.

Федеральные законы и кодексы

Третья по важности группа законов именуется федеральной. Речь идет о специальных правовых актах, регулирующих основы социальной, экономической, политической, духовной, семейной и прочей политики. Федеральные законы являются крупными нормативными сборниками. Основной их особенностью является обязательность исполнения для всех без исключения граждан России.структура статьи нормативно правового акта

Группа федеральных законов содержит в себе ряд кодексов. Это крупные нормативно-правовые акты РФ, структура которых имеет чуть более обширный вид, чем у федеральных законов. Более того, кодексы касаются крупных общественных отраслей, а не явлений. Например, ФЗ "О защите прав потребителей" регулирует одно конкретное явление - отношения между продавцами и покупателями. Гражданский кодекс, в свою очередь, содержит в себе положения об имущественных и неимущественных отношениях между гражданами и юридическими лицами.

На данный момент в России существует не так много кодексов. Среди самых известных следует выделить уголовный, гражданский, семейный, административный, трудовой, налоговый, градостроительный, водный и другие кодексы.

Подзаконные акты

Итак, Конституция и федеральные конституционные акты, а также кодексы относятся к группе законов. Второй по значимости отраслью в системе нормативно-правовых актов является группа подзаконных документов. Основное отличие подзаконного акта (ПА) от закона - меньшая юридическая сила. ПА базируются на законе. Основное требование к ним - отсутствие противоречий в отношении высших нормативных актов.

Существует четыре группы ПА: общие, местные, ведомственные и корпоративные (локальные). К группе общих актов относятся указы и распоряжения главы государства, правительственные постановления, а также указы Верховного суда. Стоит при этом отметить, что далеко не все акты Верховного суда входят в правовую систему. В большинстве случаев суд издает прецеденты, которые не относятся к группе нормативных актов. Однако распоряжения, дополнения к законам и пояснения вполне могут выступать в качестве таковых. Почему здесь нет представительных органов? Все они заняты производством законов, а потому не могут встать в один ряд с Правительством и президентом.нормы права и структура нормативно правовых актов

Вторая группа ПА - местная. Здесь следует выделить региональные постановления, решения муниципалитетов, указы мэрии и многое другое. Особенность местного ПА - распространение в пределах только одного региона.

Третья, ведомственная группа ПА касается некоторых правительственных министерств и ведомств. Например, Министерство финансов может издать постановление только в рамках своей компетенции.

Внутриорганизационные (локальные) акты принимаются конкретными организациями и предприятиями. Они могут касаться расписания и времени работы, увольнения и сокращения, установления выходных и т.д. Все локальные акты должны соответствовать законам, в особенности, Трудовому кодексу РФ.

Разница между подзаконными актами и законами

Разобравшись в структуре и содержании нормативно-правовых актов, следует теперь выявить отличия между основными их видами. Для романо-германской правовой системы деление на ПА и законы - наиболее распространенная классификация. Первое отличие основное, а потому наиболее очевидное. Касается оно разницы юридических сил. Так, законы могут издавать только представительные органы власти. ПА формируют исполнительные инстанции и президент. Все ветви власти равны, но почему же не равны в своей силы обе категории нормативных актов? Здесь все просто: законотворчество является основной компетенцией представительных органов власти. Исполнительные органы способны лишь дополнять акты, принятые «соседними» органами.

Второе отличие ПА от законов заключается в процедуре принятия. Представительная власть обладает сложной и многоуровневой системой законодательства. Исполнительные органы принимают акты гораздо быстрее.

Судебная система

Структура нормативно-правовых актов хоть и не зависит от какого-то конкретного образца, тем не менее, должна отвечать принципам оформления документов, а также содержать главы, статьи, название и т.д. Постановление об этом может вынести Верховный суд (ВС РФ), и оно будет обязательным для исполнения. Получается, что судебный акт имеет юридическую силу. Но будет ли он являться источником права? Ведь, как уже сказано, в романо-германской системе стран судебные акты не входят в правовую систему. Вопрос, надо отметить, довольно спорный.структура нормативно правовых актов рф

В классическом понимании судебные акты действительно не являются источниками права. Однако ВС РФ может разъяснить тот или иной акт и тем самым немного "подкорректировать" его. То же касается и Конституционного суда. Путем выявления неточностей, пробелов, коллизий и прочих проблем суды уточняют и конкретизируют правовые нормы, но не создают при этом ничего нового.

Правотворческая деятельность

Понятия, виды и структура нормативно-правовых актов значительно отличаются друг от друга. Все зависит от формы и содержания документов. Более того, разные акты по-разному принимаются. Так, законы формируются за счет законодательной процедуры. В Государственной Думе появляется инициатива, которая выносится на обсуждение. структура системы нормативно правовых актовПроходят три процедуры чтения, на каждой из которых выявляются проблемные места законопроекта. Если все чтения завершаются успешно, будущий закон отправляется в Совет Федерации. Там также рассматривается структура нормативно-правового акта. Статьи могут меняться или ликвидироваться. Далее закон проверяется в Конституционном суде, а после подписывается главой государства - президентом.

Международные акты

Согласно статье 15 российской Конституции, нормативные акты международного характера признаются источниками права. Более того, они приоритетны, то есть имеют большую юридическую силу, нежели национальные законы и подзаконные акты.нормативно правовой акт понятие структура виды

Международные акты могут иметь форму конвенций, договоров, нот и т.д. Такие документы могут регулировать отношения, возникающие по поводу материальных и нематериальных благ, а также вопросов внешней политики.