Рубрики

Субъекты и объекты экологической экспертизы

Экологическая экспертиза - процедура, чью важность для сохранности окружающей среды трудно переоценить. Разберемся в ее особенностях, принципах, видах, порядке. Самое пристальное внимание уделим объектам экологической экспертизы - и федерального, и регионального уровня.

Определение понятия

Экоэкспертизой называется проверка соответствия документов, обосновывающих хозяйственную или иную деятельность ее (экспертизы) объекта, установленным экологическим нормам, утвержденным российским правительством.

Цель процедуры: предотвращение негативного воздействия объекта экологической экспертизы на природу, места проживания и деятельности человека. Ее предмет - проект планируемой деятельности ее объекта. Вспомогательная документация - экологические требования. Ими выступают как соответствующие законодательные акты, так и техрегламенты.

объекты экологической экспертизы

Экологическая экспертиза разделяется на две большие группы:

  • Государственная. Внутри нее дополнительная градация - региональная и федеральная.
  • Общественная.

Процесс регулируется отдельным законодательным актом. Это ФЗ № 174 "Об экологической экспертизе". Он распространяется как на государственные, так и на общественные процедуры.

Субъекты государственной экспертизы

Об объектах, подлежащих экологической экспертизе, мы поговорим далее. Сначала посмотрим на субъектов данного мероприятия государственного масштаба:

  • Федеральный орган исполнительной власти - Росприроднадзор.
  • Органы госвласти субъектов Российской Федерации.

Их действия регулирует ФЗ № 174, а также законы и нормативные документы как федерального, так и регионального уровня РФ.

Субъекты общественной экспертизы

Продолжаем рассказ о субъектах и объектах экологической экспертизы. Перейдем к ее общественной форме. Она может производиться как по инициативе граждан, общественных объединений, так и по инициативе структуры местного самоуправления.

Осуществляют ее общественные организации, чей главный вектор деятельности - охрана окружающей среды. В уставе учреждения должна быть запись о правомочии на проведение экологической экспертизы. Также организация обязательно должна быть зарегистрирована в порядке, который устанавливает российское законодательство.

объекты государственной экологической экспертизы

Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня

Список достаточно обширен:

  • Проекты методико-инструктивной, технологической, нормативной документации в сфере охраны окружающей природы, утвержденные государственными органами власти РФ.
  • Проекты ряда целевых федеральных программ, которые предусматривают строительство и использование объектов хоздеятельности, оказывающих влияние на экологическую ситуацию. Цель - разработка варианта их размещения с учетом режима природной охраны.
  • Проекты договоров о разделе продукции.
  • Данные для обоснования лицензий на осуществление конкретных типов деятельности, которые могут оказать отрицательное воздействие на окружающий мир (по законодательству РФ в сфере использования атомной энергии).
  • Проекты документации на новые виды техники, технологии, чье негативное влияние на экологию не исключено. Сюда же относятся и бумаги на новые вещества, которые могут поступать в окружающую среду.
  • Материалы экологического комплексного обследования территории, которые обосновывают присвоение данной локации следующих правовых статусов: зоны экологического бедствия, особо охраняемой природной местности, зоны чрезвычайной экоситуации.
  • Исследования, которые подтверждают перевод природных государственных заповедников в статус национальных парков.
  • Объекты государственной экологической экспертизы, перечисленные в ФЗ №155, 187, 191. Среди них - находящиеся в пределах данных локаций: исключительные экономические зоны, внутренние морские воды, территориальные моря, прибрежная территория и континентальный шлейф. Подробнее - в следующем подзаголовке.
    объекты подлежащие экологической экспертизе

Объекты ФЗ № 155, 187, 191

Объекты экологической экспертизы федерального уровня - это и следующие примеры:

  • Проекты зданий, производств, чье строительство, реконструкция планируется на просторах особо охраняемых природных территорий федерального уровня.
  • Проектная документация технически сложных, уникальных, особо опасных объектов, реконструкция, строительство которых планируется на землях особо охраняемых природных зон местного и регионального значения.
  • Документы об эксплуатации, проекты строительства, реконструкции, вывода из рабочего состояния объектов, которые используются для размещения или обезвреживания отходов 1-5 класса опасности. Сюда же относятся планы рекультивации земель, использованных, нарушенных из-за такой деятельности.
  • Проектная документация на искусственные земельные участки, которые планируется устроить в акваториях водных объектов, принадлежащих РФ.
  • Планы ликвидации горных выработок, где заключены отходы производства черных металлов 4-5 класса опасности.
  • Проектная документация капитальных строений, которые относятся к объектам I категории согласно законам об охране окружающей среды.
  • Иные не указанные выше данные для обоснования экологического комплексного решения.
    объектами экологической экспертизы являются

Объекты региональной экологической экспертизы

Теперь перейдем к экологической экспертизе объектов строительства, реконструкции и проч. уже регионального уровня. Она касается следующего:

  • Проекты методико-инструктивных, технологических, нормативных документов сферы защиты окружающего мира, утвержденных органами власти субъектов РФ.
  • Проекты региональных целевых программ, которые предполагают возведение и эксплуатацию объектов хоздеятельности, имеющих возможность оказывать негативное воздействие на экологическую обстановку. Размещение данных предприятий, организаций с соблюдением режима охраны природных зон.
  • Данные комплексных экологических исследований, которые призваны обосновать отнесение той или иной территории к особо охраняемой природной зоне субъектного (регионального) значения.
  • Различные проекты объектов, чья реконструкция, строительство планируется на просторах особо охраняемых территорий как регионального, так и местного значения.
    объекты экологической экспертизы федерального уровня

Дополнительное, повторное прохождение экспертизы

Объекты государственной экологической экспертизы (и федеральной, и региональной), успешно прошедшие процедуру однократно, обязаны повторить ее в следующих случаях:

  • Объект доработан в соответствии с замечаниями ранее проведенной экспертизы.
  • Объект реализован с некоторыми отклонениями от планового документа, который был одобрен экспертами. Или же в сам проект внесены изменения перед началом работ.
  • Истек срок действия одобрительного заключения ранее пройденной экспертизы.
  • Был внесен ряд изменений в документ, который был одобрен специалистами-экологами.

Принципы экспертизы

Знать принципы процедуры не менее важно, чем объекты экологической экспертизы. К ним относится следующее:

  • Ответственность участников и заинтересованных лиц за организацию, проведение процедуры, уровень ее качества.
  • Гласность, учет мнения социума, допуск к участию общественных организаций.
  • Законность, объективность, научная обоснованность результатов экспертизы.
  • Независимость экспертов-участников при осуществлении своих полномочий во время процедуры.
  • Полнота и достоверность данных, предоставляемых специалистам, проводящим экспертизу.
  • Обязательный учет требований экологической безопасности при прохождении процедуры.
  • Комплексность оценки воздействия деятельности объекта экологической экспертизы (общественной и государственной) на природу и людей.
  • Презумпция потенциальной опасности для окружающей среды любой планируемой деятельности предприятия, организации (объекта экспертизы).
  • Обязательность проведения экологической государственной экспертизы до принятия решения о запуске в работу ее объекта.
    объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня

Порядок проведения

Мы разобрали, какие примеры являются объектами экологической экспертизы. Давайте ознакомимся с ее порядком.

  1. Заказчик (юридическое или физическое лицо, государственная структура) направляет в уполномоченный орган регионального или федерального уровня письменное обращение с приложением необходимых материалов. Важное место среди них занимает документация, подлежащая экоэкспертизе.
  2. Если предоставленный пакет документов неполный, то заказчика уведомляют об этом письмом о некомплектности. В течение 30 дней он может отправить недостающие материалы. В противном случае неполный пакет ему возвратят.
  3. Если предоставлены все нужные документы, заказчика извещают о сроках проведения экспертизы, предоставляют реквизиты для ее оплаты.
  4. После того как произведен платеж, уполномоченный орган формирует экспертную комиссию, назначает ее руководителя и ответственного секретаря.
  5. Далее издается приказ об организации и проведении мероприятия.
  6. Следующий этап - организационное заседание. С экспертами заключаются документы о сотрудничестве, им раздаются индивидуальные задания, материалы для работы. Соглашаются сроки экспертизы.
  7. Подготовка индивидуальных и групповых заключений. Проведение заседания экспертной комиссии. Подготовка проекта общего заключения.
  8. Предпоследний этап. Подписание руководителем актов приемки экспертных работ. Формирование сводного документа с результатами.
  9. Подписание приказа об утверждении общего заключения экоэкспртизы. Формирование документов с особым мнением (от экспертов, не согласных с общей оценкой).

Сроки проведения

Длительность государственной экологической экспертизы не может превышать трех месяцев. В порядке исключения процедуру возможно продлить на один месяц. Но только по требованию заказчика. Иные частные исключения - в ФЗ № 174.

В целом законодательство определяет такие рамки:

  • Простые объекты - до 30 дней.
  • Объекты средней сложности - до 60 дней.
  • Сложные объекты - 60-120 дней.
    объекты общественной экологической экспертизы

Общественная экспертиза

Общественная экоэспертиза - это одна из форм участия простых граждан, общественных организаций в экологической политике, принятии важных для этой сферы решений.

С ее инициаторами, субъектами мы уже определились в самом начале статьи. А каковы же объекты общественной экологической экспертизы? Абсолютно те же самые, что и государственной. Это определено законом. Он запрещает проводить общественную экоэкспертизу той документации, что не может быть подвержена государственной экологической экспертизе.

Теперь о сроках проведения. Общественная экспертиза может проводиться как до государственной, так и одновременно с ней. На практике более всего распространен последний вариант.

Заключение общественной экоэкпертизы вступает в силу после утверждения документа исполнительным органом власти - федеральным или региональным. Оно может публиковаться в СМИ, передаваться структурам местного самоуправления, заказчикам процедуры и прочим заинтересованным лицам.

Экологическая экспертиза - важное и четко структурированное мероприятие. Список объектов что государственной, что общественной его формы разнообразен и объемен.