Рубрики

Бюджетное обязательство и денежное обязательство: описание, особенности и счета

Бюджетные обязательства - один из ключевых элементов в системе бюджетных правоотношений. Без понимания их сути и особенностей учета невозможно эффективно управлять государственными и муниципальными финансами. В этой статье мы разберем, что представляют собой бюджетные обязательства, чем они отличаются от денежных обязательств, каковы особенности их принятия, исполнения и учета. Рассмотрим проводки и счета бюджетного учета обязательств на примерах. Покажем, как избежать ошибок и искажений при отражении обязательств в учете и отчетности. Эти знания помогут бухгалтерам правильно оформлять операции с обязательствами и готовить достоверную отчетность.

Папка с контрактом на столе

Понятие и виды обязательств в бюджетном учете

Бюджетные обязательства - это расходные обязательства бюджета, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году в соответствии с бюджетным законодательством РФ (ст. 6 БК РФ). Бюджетные обязательства возникают из договоров, соглашений и законов, обуславливающих платежи из бюджета.

В свою очередь, денежные обязательства - это обязанность учреждения выплатить бюджетные средства в соответствии с исполненными условиями гражданско-правовой сделки или положениями закона (ст. 6 БК РФ).

Основное отличие денежных обязательств от бюджетных в том, что первые предполагают конкретную сумму к выплате конкретному лицу. А бюджетные обязательства закладываются в бюджет на плановой основе.

Например, учреждение заключило контракт на поставку канцтоваров на сумму 300 000 руб. Это и есть бюджетное обязательство. А вот накладная и счет на оплату первой партии товара на сумму 80 000 руб. - это уже возникновение денежного обязательства.

Порядок принятия бюджетных обязательств

Процесс принятия бюджетных обязательств включает следующие этапы:

  1. Утверждение и доведение лимитов бюджетных обязательств до учреждения.
  2. Принятие обязательств путем заключения контрактов, договоров.
  3. Подтверждение принятых обязательств.
  4. Внесение изменений в принятые обязательства при необходимости.

Основание для принятия бюджетного обязательства - документ, свидетельствующий о возникновении такого обязательства (договор, контракт, закон о бюджете и др.).

Принятие бюджетных обязательств осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Лимиты устанавливают предельные объемы принимаемых обязательств на год.

Особенности принятия обязательств в конце года:

  • Закупки у единственного поставщика без конкурса.
  • Авансовые платежи по контрактам.
  • Принятие обязательств на сумму неиспользованных остатков лимитов.

Исполнение бюджетных обязательств

Исполнение бюджетных обязательств - это расходование бюджетных средств в соответствии с принятыми обязательствами. Оно включает:

  1. Возникновение денежного обязательства.
  2. Санкционирование оплаты денежного обязательства.
  3. Подтверждение исполнения денежного обязательства.

Денежные обязательства возникают после подтверждения поставки товаров, услуг в рамках ранее принятого бюджетного обязательства.

Для оплаты денежного обязательства требуется санкционирование. Финорган проверяет обоснованность и правомочность платежа. После чего учреждение перечисляет средства.

Подтверждением исполнения обязательств служат выписки банка, акты и другие документы.

Таким образом, исполнение бюджетных обязательств представляет собой многоэтапный процесс контроля и санкционирования расходования бюджетных средств.

Бухгалтер за компьютером

Внесение изменений в принятые обязательства

Иногда возникает необходимость внести изменения в ранее принятые бюджетные обязательства. Это может потребоваться в таких ситуациях:

  • Изменение цены контракта.
  • Изменение объемов поставляемых товаров, услуг.
  • Продление сроков по контракту.
  • Расторжение контракта.

Чтобы внести изменения в контракт, нужно заключить дополнительное соглашение в соответствии с законом 44-ФЗ. На основании соглашения корректируются бюджетные обязательства.

Особенности учета бюджетных обязательств

Для учета бюджетных обязательств используется счет 502 00 "Обязательства". Операции по бюджетным обязательствам отражаются следующими проводками:

  • Принятие бюджетного обязательства: Дт 501 00 Кт 502 00.
  • Подтверждение бюджетного обязательства: Дт 502 00 Кт 502 00.
  • Исполнение бюджетного обязательства: Дт 502 00 Кт 304 01.

Для учета денежных обязательств используется отдельный субсчет 502 01 "Принятые обязательства".

Сведения о бюджетных обязательствах

В соответствии с бюджетным законодательством, учреждения обязаны представлять сведения о бюджетных обязательствах:

  • В органы Федерального казначейства.
  • В вышестоящий финансовый орган.

Сведения о бюджетных обязательствах включают информацию о принятых, подтвержденных и неисполненных обязательствах.

Номер бюджетного обязательства

Каждому принятому бюджетному обязательству присваивается уникальный номер в реестре.

Номер бюджетного обязательства имеет определенную структуру, установленную Минфином. Он состоит из кода главного распорядителя, кода учреждения и порядкового номера.

Номер бюджетного обязательства указывается во всех документах по данному обязательству, в учетных регистрах и отчетности.

Контроль бюджетных обязательств

В целях соблюдения бюджетного законодательства осуществляется контроль за принятием и исполнением бюджетных обязательств.

Контроль может проводиться:

  • Финансовыми органами.
  • Федеральным казначейством.
  • Счетной палатой.

Контроль позволяет выявить нарушения в принятии и исполнении бюджетных обязательств.

Ответственность за нарушения

За нарушение бюджетного законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность.

К административной ответственности привлекаются должностные лица учреждений. Могут применяться штрафы.

Уголовная ответственность наступает в случае значительного ущерба, причиненного бюджету.

Рекомендации по учету обязательств

Чтобы избежать нарушений при учете бюджетных обязательств, рекомендуется:

  • Проверять наличие лимитов перед принятием обязательств.
  • Сверять принятые обязательства с данными контрагентов.
  • Анализировать своевременность исполнения обязательств.

Такой подход позволит минимизировать риски нарушений. Рассмотрим примеры проводок по учету типовых операций с бюджетными обязательствами.

Пример 1. Принятие бюджетного обязательства

Учреждение заключило контракт на поставку канцтоваров на сумму 500 000 рублей. Это бюджетное обязательство отражается проводкой:

Дт 501 11 340 Кт 502 11 340 - 500 000 рублей

Пример 2. Возникновение денежного обязательства

Поставщик осуществил поставку канцтоваров на сумму 100 000 рублей. Возникло денежное обязательство:

Дт 502 11 340 Кт 502 12 340 - 100 000 рублей

Пример 3. Исполнение денежного обязательства

Учреждение перечислило поставщику 100 000 рублей в оплату поставки. Отражаем исполнение:

Дт 502 12 340 Кт 201 11 610 - 100 000 рублей

Пример 4. Изменение бюджетного обязательства

Цена контракта увеличилась на 50 000 рублей. Корректируем бюджетное обязательство:

Дт 501 11 340 Кт 502 11 340 - 50 000 рублей

Пример 5. Завершение бюджетного обязательства

После поставки всего объема товаров бюджетное обязательство закрывается:

Дт 502 11 340 Кт 501 11 340 - 500 000 рублей

Особенности учета обязательств в казенных учреждениях

В казенных учреждениях применяется следующий порядок учета бюджетных обязательств:

  • Используются лицевые счета в органах Казначейства.
  • Принятие обязательств отражается только после санкционирования расходов.
  • Обязательства учитываются на основании утвержденных бюджетных ассигнований.

Особенности учета в казенных учреждениях обусловлены наличием единого счета федерального бюджета и казначейского контроля.

Учет обязательств в бюджетных учреждениях

В бюджетных учреждениях применяются следующие особенности учета бюджетных обязательств:

  • Используются собственные лицевые счета в банках.
  • Обязательства учитываются в пределах утвержденных планов ФХД.
  • Применяются санкционирование и казначейский контроль платежей.

Учет обязательств в автономных учреждениях

Для автономных учреждений характерны следующие особенности учета бюджетных обязательств:

  • Отсутствует казначейский контроль оплаты обязательств.
  • Обязательства учитываются в пределах субсидий из бюджета.
  • Применяется план ФХД, утверждаемый учреждением.

Таким образом, учет обязательств зависит от типа учреждения и степени бюджетного контроля.

Раскрытие информации об обязательствах в отчетности

Информация о бюджетных и денежных обязательствах подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности учреждений.

В бухгалтерском балансе отражаются:

  • Принятые обязательства по расходам текущего финансового года.
  • Обязательства по расходам будущих периодов.

В пояснениях раскрывается детальная информация:

  • Остатки обязательств на начало и конец периода.
  • Принято и исполнено обязательств за период.
  • Причины образования остатков неисполненных обязательств.

Отчет о бюджетных обязательствах

Учреждения составляют отчет об обязательствах по установленной форме.

В нем отражаются показатели:

  • Лимиты бюджетных обязательств.
  • Объемы принятых, исполненных, неисполненных обязательств.
  • Причины образования остатков обязательств.

Аудит обязательств

Бюджетные и денежные обязательства являются объектом аудита и ревизий.

Проверяется:

  • Соответствие принятых обязательств утвержденным лимитам.
  • Обоснованность и правомерность обязательств.
  • Соблюдение порядка учета и сроков исполнения обязательств.

Бюджетные обязательства в вопросах и ответах

Вопрос: Что такое бюджетные обязательства?

Ответ: Бюджетные обязательства - это расходные обязательства бюджета, которые подлежат исполнению в текущем финансовом году в соответствии с бюджетным законодательством.

Вопрос: В чем отличие бюджетных и денежных обязательств?

Ответ: Бюджетные обязательства носят плановый характер. Денежные обязательства возникают по факту поставки товаров, услуг и предполагают конкретную сумму платежа.

Вопрос: Как отражаются бюджетные обязательства в учете?

Ответ: Для учета бюджетных обязательств используется счет 502 00. Применяются специальные проводки.

Шаблоны документов по бюджетным обязательствам

При работе с бюджетными обязательствами применяются следующие типовые формы документов:

  • Договор, контракт (основание возникновения обязательства).
  • Акт приемки выполненных работ (услуг).
  • Счет на оплату.
  • Платежное поручение (исполнение обязательства).

Рассмотрим пример шаблона договора, являющегося основанием для возникновения бюджетного обязательства.

Подготовка к ведению учета бюджетных обязательств

Чтобы правильно вести учет бюджетных обязательств, необходимо:

  • Изучить нормативные документы, регулирующие данный учет.
  • Разработать учетную политику в части учета обязательств.
  • Утвердить регистры аналитического учета обязательств.
  • Определить ответственных исполнителей и контролеров.

Такая подготовка позволит наладить учет и избежать нарушений.