Бюджетные обязательства - один из ключевых элементов в системе бюджетных правоотношений. Без понимания их сути и особенностей учета невозможно эффективно управлять государственными и муниципальными финансами. В этой статье мы разберем, что представляют собой бюджетные обязательства, чем они отличаются от денежных обязательств, каковы особенности их принятия, исполнения и учета. Рассмотрим проводки и счета бюджетного учета обязательств на примерах. Покажем, как избежать ошибок и искажений при отражении обязательств в учете и отчетности. Эти знания помогут бухгалтерам правильно оформлять операции с обязательствами и готовить достоверную отчетность.
![Папка с контрактом на столе](http://businessman.ru/static/img/a/2/514665/84401.jpg)
Понятие и виды обязательств в бюджетном учете
Бюджетные обязательства - это расходные обязательства бюджета, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году в соответствии с бюджетным законодательством РФ (ст. 6 БК РФ). Бюджетные обязательства возникают из договоров, соглашений и законов, обуславливающих платежи из бюджета.
В свою очередь, денежные обязательства - это обязанность учреждения выплатить бюджетные средства в соответствии с исполненными условиями гражданско-правовой сделки или положениями закона (ст. 6 БК РФ).
Основное отличие денежных обязательств от бюджетных в том, что первые предполагают конкретную сумму к выплате конкретному лицу. А бюджетные обязательства закладываются в бюджет на плановой основе.
Например, учреждение заключило контракт на поставку канцтоваров на сумму 300 000 руб. Это и есть бюджетное обязательство. А вот накладная и счет на оплату первой партии товара на сумму 80 000 руб. - это уже возникновение денежного обязательства.
Порядок принятия бюджетных обязательств
Процесс принятия бюджетных обязательств включает следующие этапы:
- Утверждение и доведение лимитов бюджетных обязательств до учреждения.
- Принятие обязательств путем заключения контрактов, договоров.
- Подтверждение принятых обязательств.
- Внесение изменений в принятые обязательства при необходимости.
Основание для принятия бюджетного обязательства - документ, свидетельствующий о возникновении такого обязательства (договор, контракт, закон о бюджете и др.).
Принятие бюджетных обязательств осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Лимиты устанавливают предельные объемы принимаемых обязательств на год.
Особенности принятия обязательств в конце года:
- Закупки у единственного поставщика без конкурса.
- Авансовые платежи по контрактам.
- Принятие обязательств на сумму неиспользованных остатков лимитов.
Исполнение бюджетных обязательств
Исполнение бюджетных обязательств - это расходование бюджетных средств в соответствии с принятыми обязательствами. Оно включает:
- Возникновение денежного обязательства.
- Санкционирование оплаты денежного обязательства.
- Подтверждение исполнения денежного обязательства.
Денежные обязательства возникают после подтверждения поставки товаров, услуг в рамках ранее принятого бюджетного обязательства.
Для оплаты денежного обязательства требуется санкционирование. Финорган проверяет обоснованность и правомочность платежа. После чего учреждение перечисляет средства.
Подтверждением исполнения обязательств служат выписки банка, акты и другие документы.
Таким образом, исполнение бюджетных обязательств представляет собой многоэтапный процесс контроля и санкционирования расходования бюджетных средств.
![Бухгалтер за компьютером](http://businessman.ru/static/img/a/2/514665/84402.jpg)
Внесение изменений в принятые обязательства
Иногда возникает необходимость внести изменения в ранее принятые бюджетные обязательства. Это может потребоваться в таких ситуациях:
- Изменение цены контракта.
- Изменение объемов поставляемых товаров, услуг.
- Продление сроков по контракту.
- Расторжение контракта.
Чтобы внести изменения в контракт, нужно заключить дополнительное соглашение в соответствии с законом 44-ФЗ. На основании соглашения корректируются бюджетные обязательства.
Особенности учета бюджетных обязательств
Для учета бюджетных обязательств используется счет 502 00 "Обязательства". Операции по бюджетным обязательствам отражаются следующими проводками:
- Принятие бюджетного обязательства: Дт 501 00 Кт 502 00.
- Подтверждение бюджетного обязательства: Дт 502 00 Кт 502 00.
- Исполнение бюджетного обязательства: Дт 502 00 Кт 304 01.
Для учета денежных обязательств используется отдельный субсчет 502 01 "Принятые обязательства".
Сведения о бюджетных обязательствах
В соответствии с бюджетным законодательством, учреждения обязаны представлять сведения о бюджетных обязательствах:
- В органы Федерального казначейства.
- В вышестоящий финансовый орган.
Сведения о бюджетных обязательствах включают информацию о принятых, подтвержденных и неисполненных обязательствах.
Номер бюджетного обязательства
Каждому принятому бюджетному обязательству присваивается уникальный номер в реестре.
Номер бюджетного обязательства имеет определенную структуру, установленную Минфином. Он состоит из кода главного распорядителя, кода учреждения и порядкового номера.
Номер бюджетного обязательства указывается во всех документах по данному обязательству, в учетных регистрах и отчетности.
Контроль бюджетных обязательств
В целях соблюдения бюджетного законодательства осуществляется контроль за принятием и исполнением бюджетных обязательств.
Контроль может проводиться:
- Финансовыми органами.
- Федеральным казначейством.
- Счетной палатой.
Контроль позволяет выявить нарушения в принятии и исполнении бюджетных обязательств.
Ответственность за нарушения
За нарушение бюджетного законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность.
К административной ответственности привлекаются должностные лица учреждений. Могут применяться штрафы.
Уголовная ответственность наступает в случае значительного ущерба, причиненного бюджету.
Рекомендации по учету обязательств
Чтобы избежать нарушений при учете бюджетных обязательств, рекомендуется:
- Проверять наличие лимитов перед принятием обязательств.
- Сверять принятые обязательства с данными контрагентов.
- Анализировать своевременность исполнения обязательств.
Такой подход позволит минимизировать риски нарушений. Рассмотрим примеры проводок по учету типовых операций с бюджетными обязательствами.
Пример 1. Принятие бюджетного обязательства
Учреждение заключило контракт на поставку канцтоваров на сумму 500 000 рублей. Это бюджетное обязательство отражается проводкой:
Дт 501 11 340 Кт 502 11 340 - 500 000 рублей
Пример 2. Возникновение денежного обязательства
Поставщик осуществил поставку канцтоваров на сумму 100 000 рублей. Возникло денежное обязательство:
Дт 502 11 340 Кт 502 12 340 - 100 000 рублей
Пример 3. Исполнение денежного обязательства
Учреждение перечислило поставщику 100 000 рублей в оплату поставки. Отражаем исполнение:
Дт 502 12 340 Кт 201 11 610 - 100 000 рублей
Пример 4. Изменение бюджетного обязательства
Цена контракта увеличилась на 50 000 рублей. Корректируем бюджетное обязательство:
Дт 501 11 340 Кт 502 11 340 - 50 000 рублей
Пример 5. Завершение бюджетного обязательства
После поставки всего объема товаров бюджетное обязательство закрывается:
Дт 502 11 340 Кт 501 11 340 - 500 000 рублей
Особенности учета обязательств в казенных учреждениях
В казенных учреждениях применяется следующий порядок учета бюджетных обязательств:
- Используются лицевые счета в органах Казначейства.
- Принятие обязательств отражается только после санкционирования расходов.
- Обязательства учитываются на основании утвержденных бюджетных ассигнований.
Особенности учета в казенных учреждениях обусловлены наличием единого счета федерального бюджета и казначейского контроля.
Учет обязательств в бюджетных учреждениях
В бюджетных учреждениях применяются следующие особенности учета бюджетных обязательств:
- Используются собственные лицевые счета в банках.
- Обязательства учитываются в пределах утвержденных планов ФХД.
- Применяются санкционирование и казначейский контроль платежей.
Учет обязательств в автономных учреждениях
Для автономных учреждений характерны следующие особенности учета бюджетных обязательств:
- Отсутствует казначейский контроль оплаты обязательств.
- Обязательства учитываются в пределах субсидий из бюджета.
- Применяется план ФХД, утверждаемый учреждением.
Таким образом, учет обязательств зависит от типа учреждения и степени бюджетного контроля.
Раскрытие информации об обязательствах в отчетности
Информация о бюджетных и денежных обязательствах подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности учреждений.
В бухгалтерском балансе отражаются:
- Принятые обязательства по расходам текущего финансового года.
- Обязательства по расходам будущих периодов.
В пояснениях раскрывается детальная информация:
- Остатки обязательств на начало и конец периода.
- Принято и исполнено обязательств за период.
- Причины образования остатков неисполненных обязательств.
Отчет о бюджетных обязательствах
Учреждения составляют отчет об обязательствах по установленной форме.
В нем отражаются показатели:
- Лимиты бюджетных обязательств.
- Объемы принятых, исполненных, неисполненных обязательств.
- Причины образования остатков обязательств.
Аудит обязательств
Бюджетные и денежные обязательства являются объектом аудита и ревизий.
Проверяется:
- Соответствие принятых обязательств утвержденным лимитам.
- Обоснованность и правомерность обязательств.
- Соблюдение порядка учета и сроков исполнения обязательств.
Бюджетные обязательства в вопросах и ответах
Вопрос: Что такое бюджетные обязательства?
Ответ: Бюджетные обязательства - это расходные обязательства бюджета, которые подлежат исполнению в текущем финансовом году в соответствии с бюджетным законодательством.
Вопрос: В чем отличие бюджетных и денежных обязательств?
Ответ: Бюджетные обязательства носят плановый характер. Денежные обязательства возникают по факту поставки товаров, услуг и предполагают конкретную сумму платежа.
Вопрос: Как отражаются бюджетные обязательства в учете?
Ответ: Для учета бюджетных обязательств используется счет 502 00. Применяются специальные проводки.
Шаблоны документов по бюджетным обязательствам
При работе с бюджетными обязательствами применяются следующие типовые формы документов:
- Договор, контракт (основание возникновения обязательства).
- Акт приемки выполненных работ (услуг).
- Счет на оплату.
- Платежное поручение (исполнение обязательства).
Рассмотрим пример шаблона договора, являющегося основанием для возникновения бюджетного обязательства.
Подготовка к ведению учета бюджетных обязательств
Чтобы правильно вести учет бюджетных обязательств, необходимо:
- Изучить нормативные документы, регулирующие данный учет.
- Разработать учетную политику в части учета обязательств.
- Утвердить регистры аналитического учета обязательств.
- Определить ответственных исполнителей и контролеров.
Такая подготовка позволит наладить учет и избежать нарушений.