Рубрики

Что такое предостережение о недопустимости нарушения закона?

Предостережение о недопустимости нарушения закона - важный инструмент профилактики правонарушений. Этот механизм позволяет избежать нарушений, не прибегая к наказаниям. В статье мы разберем, что представляет собой предостережение, когда его применяют, как правильно на него реагировать. Узнаете все тонкости и нюансы применения этой меры. Получите ответы на вопросы о предостережениях.

1. Понятие предостережения о недопустимости нарушения закона

Предостережение о недопустимости нарушения закона - это официальное письменное предупреждение органа государственного контроля (надзора), прокуратуры или иного уполномоченного органа о недопустимости нарушения законодательства.

Цель предостережения - предотвратить возможное нарушение закона, не дожидаясь, пока оно будет совершено. Это мера профилактического, предупредительного характера. Предостережение позволяет избежать применения более строгих мер принуждения за уже совершенное правонарушение.

В российском законодательстве институт предостережений появился относительно недавно. Впервые он был введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ в отношении предостережений прокурора. Позднее нормы о предостережениях стали появляться и в законах, регулирующих контрольно-надзорную деятельность.

Основные преимущества применения предостережения:

  • Предупредительный характер, позволяет предотвратить нарушение;
  • Не требует значительных ресурсов для реализации;
  • Дает возможность добровольно устранить нарушения;
  • Способствует повышению правовой культуры.

2. Условия и основания для вынесения предостережения

Предостережение может быть вынесено при соблюдении следующих условий:

  1. Имеются сведения о готовящихся противоправных действиях лица;
  2. Деяние еще не совершено;
  3. Отсутствуют основания для привлечения к ответственности.

То есть предостережение выносится заблаговременно, чтобы предотвратить правонарушение. Если нарушение уже произошло, выносится не предостережение, а иные меры реагирования.

Основаниями для вынесения предостережения могут быть:

  • Данные внутреннего контроля органа;
  • Обращения граждан и организаций;
  • Сообщения в СМИ;
  • Иные сведения о готовящихся нарушениях.

Предостережение выносится в пределах компетенции госоргана. Как правило, предостережения выносят органы прокуратуры, государственного и муниципального контроля (надзора).

Адресуются предостережения должностным лицам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.

3. Содержание предостережения о недопустимости нарушения закона

Предостережение должно содержать:

  1. Наименование органа, объявившего предостережение;
  2. Дату и номер предостережения;
  3. Адресата (ФИО, должность физического лица или наименование организации);
  4. Указание на обязательные требования, нормы закона, которые могут быть нарушены;
  5. Информацию о действиях (бездействии), которые могут привести к нарушению;
  6. Предложение принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований;
  7. Срок для уведомления о принятых мерах;
  8. Подпись уполномоченного должностного лица.

Примерная формулировка в тексте предостережения:

Предостерегаем Вас о недопустимости нарушения требований ст. 54 Трудового кодекса РФ, выразившегося в несвоевременной выплате заработной платы, что в соответствии с ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Типичные ошибки при составлении предостережения:

  • Некорректные ссылки на нормы закона;
  • Отсутствие конкретного указания на действия, которые могут привести к нарушению;
  • Завышенные требования о предоставлении информации, документов.

4. Порядок вынесения и вручения предостережения

Порядок подготовки предостережения:

  1. Сбор информации о готовящемся нарушении;
  2. Подготовка проекта предостережения;
  3. Согласование с вышестоящим органом (если требуется);
  4. Подписание предостережения уполномоченным лицом.

Предостережение может быть вручено:

  • Лично под расписку;
  • Почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • По электронным каналам связи.

Срок вынесения предостережения обычно не установлен. Вручить его нужно в разумный срок после получения информации о готовящемся нарушении.

Адвокат держит в руках документ «Официальное предостережение» и смотрит пристально, показывая его важность.

5. Последствия получения предостережения

Получив предостережение, адресат должен:

  1. Рассмотреть изложенную в предостережении информацию;
  2. Принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований;
  3. Уведомить об этом орган, объявивший предостережение.

Срок для уведомления устанавливается в самом предостережении, обычно 30-60 дней.

Предостережение можно обжаловать в вышестоящий орган или суд.

Неисполнение законного предостережения дает основания для привлечения лица к административной ответственности.

Если же адресат исполнит предостережение, он сможет избежать более серьезных мер воздействия в случае выявления правонарушения.

6. Применение предостережения прокуратурой

Прокуроры активно используют предостережения в целях профилактики нарушений закона.

Чаще всего предостережения прокуратуры выносятся по таким нарушениям как:

  • Нарушения трудовых прав граждан;
  • Нарушения прав предпринимателей;
  • Нарушения природоохранного законодательства;
  • Нарушения в сфере закупок.

В 2018 году органами прокуратуры было вынесено 86 036 предостережений о недопустимости нарушения закона.

Предостережение прокурора можно обжаловать вышестоящему прокурору или в суд.

Прокуратуры публикуют на своих сайтах типовые образцы предостережений.

7. Предостережения в практике иных контрольных органов

Помимо прокуратуры, предостережения применяют и другие контролирующие органы.

Например, налоговые органы могут вынести предостережение о недопустимости совершения налогового правонарушения. Типичный повод - признаки неправомерного возмещения НДС.

Роспотребнадзор выносит предостережения в сфере защиты прав потребителей, санитарно-эпидемиологического благополучия.

Росреестр может вынести предостережение о недопустимости нарушений земельного, лесного законодательства.

Каждый контрольный орган выносит предостережения в рамках своей компетенции по вверенным им направлениям надзора.

8. Предостережения по трудовому законодательству

Одной из наиболее распространенных сфер применения предостережений является трудовое законодательство.

Трудовая инспекция может вынести работодателю предостережение при наличии сведений о готовящихся нарушениях трудового кодекса и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Типичные поводы для предостережений инспекции труда:

  • Задержка выплаты заработной платы;
  • Нарушения порядка увольнения;
  • Нарушения режима рабочего времени и времени отдыха.

Предостережение Государственной инспекции труда можно обжаловать в Федеральную службу по труду и занятости или в суд.

9. Предостережение о недопустимости нарушений охраны труда

Отдельно стоит выделить предостережения трудовой инспекции в связи с нарушениями охраны труда.

Основания для таких предостережений:

  • Отсутствие или неэффективная работа системы управления охраной труда;
  • Невыполнение мероприятий по улучшению условий труда;
  • Нарушения требований промышленной безопасности.

Цель предостережения о недопустимости нарушений охраны труда - стимулировать работодателя устранить имеющиеся недостатки до того, как произойдет несчастный случай на производстве или будет нанесен вред здоровью работников.

Прокурор ночью в кабинете сосредоточенно готовит предостережение о недопустимости нарушения закона

10. Статистика предостережений за нарушения трудового законодательства

По данным Роструда, в 2018 году трудовой инспекцией было вынесено 29,5 тыс. предостережений о недопустимости нарушения трудового законодательства. Из них:

  • 18,9 тыс. предостережений вынесено в связи с задержкой выплаты зарплаты;
  • 3,8 тыс. - в связи с нарушением порядка увольнения;
  • 1,9 тыс. - по вопросам охраны труда.

По сравнению с 2017 годом общее количество предостережений выросло на 13,4%.

11. Предостережение о недопустимости экстремистской деятельности

Особый вид предостережений - предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности.

Они могут выноситься при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях, имеющих признаки экстремизма.

К таким действиям относятся:

  • Возбуждение ненависти и вражды;
  • Пропаганда превосходства одних граждан над другими;
  • Призывы к насильственным действиям.

Предостережения об экстремизме выносятся прокуратурой или органами внутренних дел.

Неисполнение такого предостережения влечет административную ответственность по статье 20.3 КоАП РФ.

12. Заполненный образец предостережения о недопустимости нарушения закона

Рассмотрим на конкретном примере, как может выглядеть заполненный образец предостережения о недопустимости нарушения закона:

Прокуратура г. Москвы
Предостережение
о недопустимости нарушения закона
г. Москва 15 ноября 2018 г.
На основании ст. 6 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» объявляю предостережение гр. Иванову Ивану Ивановичу о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, выразившейся в размещении в сети Интернет видеороликов, возбуждающих ненависть и вражду к лицам кавказской национальности. Данные действия содержат признаки правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ.
Заместитель прокурора г. Москвы Подпись И.О. Фамилия

Как видно, предостережение содержит все необходимые реквизиты: наименование органа, вынесшего предостережение, дату, номер, адресата, указание конкретного деяния и нормы закона.

13. Процедура объявления предостережения о недопустимости нарушения закона

Рассмотрим основные этапы процедуры объявления предостережения:

  1. Получение достоверных сведений о готовящемся правонарушении;
  2. Подготовка проекта предостережения;
  3. Направление предостережения адресату;
  4. Ожидание реакции адресата;
  5. Рассмотрение ответа, поступившего от адресата;
  6. Контроль за исполнением предостережения.

Такова в общих чертах процедура объявления предостережения контролирующим органом. Соблюдение всех ее этапов позволяет реализовать цели данной меры реагирования.

Объявление предостережения - важный этап профилактической работы, позволяющий предупредить правонарушения и защитить права граждан и организаций.