Рубрики

Образовательный минимум: вехи развития

Образовательный минимум - это важный инструмент контроля знаний в российской школе. Он позволяет учителям отслеживать усвоение базового учебного материала и своевременно вносить коррективы в учебный процесс.

Истоки образовательного минимума в России

Образовательный минимум - это система обязательных базовых знаний по конкретному предмету, которые должен освоить каждый ученик. Понятие "образовательный минимум" впервые появилось в России в 1990-х годах в связи с разработкой государственных образовательных стандартов.

Образовательный минимум- опорная система знаний, которую обучающийся обязан выучить наизусть

Целью введения образовательного минимума было выравнивание уровня подготовки учеников и гарантия освоения ими базовых знаний по каждому предмету.

учительница проверяет тесты

Развитие стандартизации образования

В 1990-х годах в России началась разработка государственных образовательных стандартов. Был создан первый вариант стандарта общего образования. Он включал требования к образовательному минимуму содержания основных образовательных программ.

В 2000-х годах система образовательных стандартов продолжала развиваться. Были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для начального и основного общего образования. ФГОСы также содержали разделы с описанием обязательного минимума содержания образовательных программ.

Таким образом, понятие образовательного минимума постепенно утвердилось в российской системе образования как важная составляющая образовательных стандартов.

школьная доска с математическими формулами

Реализация на практике

Хотя требования к образовательному минимуму присутствовали в ФГОСах, на практике система его контроля и оценки не была отработана. В разных регионах России школы по-разному подходили к этому вопросу.

  • В одних школах проводилось тестирование образовательного минимума
  • В других ограничивались устным опросом основных понятий и фактов на уроках
  • Где-то образовательный минимум фактически не контролировался

Только в последние годы наметилась тенденция к унификации подходов к оценке образовательного минимума на всей территории России.

Цели и задачи образовательного минимума

Главной целью введения образовательного минимума было обеспечение гарантированного освоения всеми учениками базовых знаний, предусмотренных образовательным стандартом. Рассмотрим подробнее задачи этой системы.

Гарантия освоения теории

Образовательный минимум призван гарантировать, что каждый ученик выучит и запомнит определенный объем теоретического материала по каждому предмету. Речь идет о ключевых определениях, законах, формулах, правилах и терминах.

Таким образом "заделываются дыры" в знаниях слабых учеников, и выравнивается базовый уровень подготовки по предмету.

Подготовка к экзаменам

Еще одна важная цель образовательного минимума - подготовка школьников к сдаче выпускных экзаменов в 9-м и 11-м классах. Минимум включает именно те теоретические вопросы по предметам, которые часто встречаются на ОГЭ и ЕГЭ.

Такую подготовку проходят все ученики, а не только желающие сдавать данный предмет.

Контроль знаний

Регулярное тестирование образовательного минимума позволяет учителю отслеживать степень усвоения материала учениками и оперативно корректировать свою работу для ликвидации пробелов.

Такой контроль значительно эффективнее, чем просто выборочный устный опрос на уроках.

Порядок сдачи и критерии оценки

Для обеспечения эффективности системы образовательного минимума важно выстроить четкий порядок его сдачи и объективные критерии оценки.

График тестирований

В большинстве школ тестирование образовательного минимума проводится один раз в четверть в течение первых трех четвертей учебного года. То есть всего за год ученик сдает минимум 3 раза по каждому предмету.

Требования к объему знаний

Основное и единственное требование при сдаче минимума - это дословное знание всего объема включенного в него теоретического материала. Речь идет о полном или практически полном воспроизведении текста определений, формул, законов и т.д.

Форма и допустимые материалы

Зачет по образовательному минимуму, как правило, проводится в устной форме. Использование каких-либо вспомогательных материалов, записей, шпаргалок при этом запрещено.

В некоторых случаях применяется письменный зачет с последующей проверкой полноты изложения материала.

Шкала оценок образовательного минимума

Для получения зачета нужно верно воспроизвести не менее 80 процентов материала образовательного минимума. Если результат ниже 80 процентов - предоставляется возможность пересдачи.

Пересдача образовательного минимума

Если по каким-то причинам ученик показал результат ниже 80 процентов при сдаче минимума, ему предоставляется возможность пересдачи. Обычно пересдачи проводятся через 1-2 недели после основного срока по индивидуальному графику.

Пример образовательного минимума

Для наглядности приведем пример типовых заданий образовательного минимума. Рассмотрим фрагмент минимума по алгебре для 8 класса:

  1. Дайте определение линейного уравнения.
  2. Запишите формулу для нахождения корней линейного уравнения.
  3. Сформулируйте свойства пропорции.
  4. Что такое график линейной функции?
  5. Дайте определение прямой пропорциональности.

Как видим, задания предполагают воспроизведение основных определений, формул и понятий изученной темы. Ученик должен как можно точнее воспроизвести формулировки из учебника или конспекта уроков.