Рубрики

Ответственность за непредоставление информации

Непредоставление требуемой информации - распространенная проблема во многих сферах. Каковы последствия для нарушителей? Давайте разберемся.

Обязанность предоставлять информацию потребителям

Согласно закону, продавцы и исполнители обязаны предоставлять покупателям информацию о себе и о продаваемых товарах или услугах.

К такой информации относится:

  • название фирмы;
  • адрес местонахождения;
  • режим работы;
  • сведения о товарах и услугах.

Эти данные должны быть доведены до потребителя в доступной форме, например размещены на вывеске магазина или в прайс-листах.

Ответственность за непредоставление информации потребителям

За непредоставление необходимых сведений о товарах и услугах Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены штрафы.

Их размер составляет:

  • для ИП - от 3 до 4 тысяч рублей;
  • для организаций - от 30 до 40 тысяч рублей.

Выбор конкретной статьи КоАП зависит от того, был ли реализован товар на момент проверки.

Уголовная ответственность должностных лиц

Статья 140 УК РФ предусматривает уголовное наказание для чиновников за

непредоставление информации коап

, затрагивающей права и свободы граждан.

К таким лицам могут быть применены следующие меры:

  1. штраф до 200 000 рублей;
  2. лишение права занимать определенные должности на срок от 2 до 5 лет.

Уголовное преследование возможно при наличии ущерба законным интересам гражданина.

Горный закат

Ответственность за непредоставление отчетности

Отчетность в контролирующие органы обязаны предоставлять компании и индивидуальные предприниматели.

В случае непредоставления информации к ним могут быть применены следующие меры:

Для должностных лиц от 10 000 до 20 000 рублей
Для юридических лиц от 20 000 до 70 000 рублей

При повторном нарушении размер штрафа увеличивается.

Ответственность за непредоставление информации о закупках

Контроль за сферой государственных и муниципальных закупок осуществляют специальные органы.

К ним относятся:

  • Федеральная антимонопольная служба;
  • финансовые органы регионов и муниципалитетов;
  • органы внутреннего государственного контроля.

Субъектами ответственности по ст. 19.7.2 КоАП РФ являются заказчики, поставщики, члены конкурсных комиссий и другие участники закупочной деятельности.

За непредоставление информации о закупках они могут быть оштрафованы:

  • юридические лица - на 100 000 рублей;
  • должностные лица - на 15 000 рублей.
Закон о штрафах

Освобождение от ответственности

Отказать в предоставлении информации можно, если это прямо предусмотрено законодательством. Например, если запрашиваются сведения, составляющие коммерческую тайну.

Чтобы минимизировать риски привлечения к ответственности, важно:

  • хранить всю необходимую документацию в актуальном состоянии;
  • своевременно реагировать на запросы контролирующих органов.

Практические советы организациям и ИП

Чтобы избежать проблем, компаниям и индивидуальным предпринимателям имеет смысл придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Хранить всю документацию в течение установленных сроков (как правило, не менее 5 лет).
  2. Отвечать на запросы контролирующих органов в течение 2-3 рабочих дней после получения.
  3. Поддерживать рабочие контакты с представителями регулирующих структур.

Практические советы гражданам

Если вам как потребителю не предоставили необходимую информацию о товаре или услуге, то можно:

  • Написать претензию продавцу с требованием исправить ситуацию;
  • Сообщить о нарушении в контролирующий орган и потребовать проверки;
  • Обратиться в суд с иском о защите прав потребителя.

Изменения в законодательстве

За последние годы требования к порядку хранения и предоставления информации постоянно ужесточаются. Это связано с повышением открытости и подотчетности органов власти.

В частности, были расширены полномочия контрольных органов по истребованию сведений в рамках проверок. Также увеличились размеры административных штрафов за нарушения информационного законодательства.

Новые требования к хранению данных

С вступлением в силу пакета поправок в закон о персональных данных ужесточаются правила их хранения и использования. В частности:

  • Вводится обязательное шифрование при передаче данных.
  • Регламентируется порядок удаления информации.
  • Повышаются требования к защите баз персональных данных.

Анализ правоприменительной практики

Анализируя статистику по делам о непредоставлении информации, можно отметить следующие тенденции:

  1. Средний размер штрафов вырос по сравнению с прошлыми годами.
  2. Чаще всего нарушения выявляются при проверках исполнения ранее выданных предписаний.
  3. Наиболее злостными нарушителями являются крупный бизнес и госструктуры.

Перспективы цифровизации контрольно-надзорной деятельности

В ближайшие годы ожидается массовый переход контрольно-надзорных органов на электронный документооборот и автоматизацию проверочных процедур с использованием цифровых технологий.

Это позволит:

  • Сократить издержки бизнеса на взаимодействие с проверяющими структурами.
  • Повысить оперативность и качество контрольно-надзорной деятельности.

Расширение межведомственного информационного взаимодействия

В последнее время активно внедряется межведомственный электронный документооборот. Это означает, что контролирующие органы могут оперативно обмениваться данными без участия проверяемых лиц.

Благодаря этому сокращаются сроки проведения контрольных мероприятий и количество истребуемых документов. Однако повышаются требования к защите и хранению информации в госорганах.

Внедрение риск-ориентированного подхода

Контрольно-надзорные органы постепенно отказываются от сплошных проверок в пользу выборочных, основанных на оценке потенциальных рисков нарушения обязательных требований.

Это позволяет более рационально использовать ограниченные ресурсы госорганов. Однако повышает важность достоверности данных о проверяемых объектах.

Внедрение систем управления данными на уровне хозяйствующих субъектов

Для повышения цифровой зрелости бизнеса необходимо внедрение корпоративных систем управления данными, обеспечивающих их качество, доступность и защиту на всех этапах жизненного цикла.

Это потребует дополнительных финансовых и трудовых затрат, но принесет ощутимый экономический эффект в долгосрочной перспективе.

Переход на проектное управление в контрольно-надзорных органах

Внедрение гибких цифровых технологий требует от контрольно-надзорных органов перехода на новые методы управления, основанные на командной работе, быстрой адаптации, постоянном совершенствовании процессов.

Для этого необходимо развивать соответствующие компетенции госслужащих, менять организационную культуру, внедрять гибкие методики планирования.

Повышение квалификации государственных служащих

Для реализации задач цифровой трансформации госаппарата нужно обеспечить постоянное обучение госслужащих. Особое внимание следует уделить развитию компетенций в сфере:

  • Информационной безопасности;
  • Работы с большими данными и принятия решений на их основе;
  • Проектного управления и гибких технологий разработки.

Популяризация цифровой грамотности среди населения

Параллельно нужно вести разъяснительную работу среди граждан, повышая уровень понимания преимуществ цифровизации госуслуг и базовые навыки использования электронных сервисов.

Это позволит ускорить темпы перевода услуг в электронный вид и сократит нагрузку на госслужащих.

Развитие единой государственной информационной системы данных

Для минимизации дублирования информации в различных ведомствах актуальна задача создания единого общегосударственного хранилища ключевых сведений об объектах контроля.

Это позволит повысить скорость и качество аналитической работы за счет использования массивов big data и технологий искусственного интеллекта.

Внедрение систем оценки регулирующего воздействия

Перед принятием новых нормативных актов в сфере контрольно-надзорной деятельности следует проводить оценку регулирующего воздействия с участием бизнес-сообщества.

Это позволит минимизировать новые административные издержки и лучше учитывать позицию подконтрольных субъектов.