Рубрики

Саморегулирование предпринимательской деятельности: понятие, виды и значение

Саморегулирование предпринимательской деятельности представляет собой добровольную систему регулирования предпринимательской деятельности, основанную на разработке и принятии самим профессиональным сообществом стандартов и правил ведения бизнеса в определенной сфере. Цель саморегулирования - обеспечить высокое качество продукции, работ и услуг, предоставляемых субъектами предпринимательской деятельности, а также поддерживать этические нормы ведения бизнеса

Ключевые принципы саморегулирования

Ключевым принципом саморегулирования является добровольный характер принятия на себя обязательств следовать установленным правилам. Это позволяет более эффективно решать задачи регулирования по сравнению с жестким государственным регламентированием.

Принципы саморегулирования

Саморегулирование в сфере предпринимательской деятельности базируется на следующих основных принципах: добровольность принятия правил и стандартов. Предприниматели сами на добровольной основе объединяются и устанавливают правила своей деятельности.

Ответственность бизнеса перед обществом

Саморегулирование нацелено на соблюдение интересов не только бизнеса, но и потребителей, общества в целом. Независимость. Саморегулируемые организации являются независимыми от государственных органов. Государство лишь создает правовые условия для их деятельности. Обязательность исполнения принятых правил для членов саморегулируемой организации. Это обеспечивает реальное, а не декларативное соблюдение стандартов. Профессионализм в разработке стандартов. Правила разрабатываются самими участниками рынка, обладающими экспертными знаниями о своей сфере деятельности. Таким образом, саморегулирование играет ключевую роль в обеспечении эффективности регулирования предпринимательской деятельности при сохранении оптимального баланса интересов бизнеса, потребителей и общества в целом.

Основные сферы применения саморегулирования в предпринимательской деятельности

Наиболее распространенными сферами применения саморегулирования в России в настоящее время являются:

  • Строительство. Существует значительное количество саморегулируемых организаций в сфере инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта.
  • Финансовые рынки. Действуют СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов и других финансовых организаций.
  • Рекламная деятельность. Существуют СРО в сфере рекламы, объединяющие рекламные агентства и рекламопроизводителей.
  • Аудиторская деятельность. Действует единая СРО аудиторов, осуществляющая контроль качества аудиторских проверок.
  • Оценочная деятельность. СРО оценщиков регулируют оценочную деятельность и контролируют качество оценки.

Виды саморегулируемых организаций

Существуют следующие основные виды саморегулируемых организаций в сфере предпринимательской деятельности:

  1. Саморегулируемые организации, основанные на обязательном членстве. В некоторых сферах деятельности (аудит, строительство) членство в СРО является обязательным условием работы.
  2. Саморегулируемые организации, основанные на добровольном членстве. В такие СРО входят на добровольной основе, членство не является обязательным.
  3. Межотраслевые саморегулируемые организации, объединяющие представителей разных видов предпринимательской деятельности.
  4. Отраслевые СРО, объединяющие предпринимателей конкретной сферы деятельности (например, СРО аудиторов).
  5. СРО малого и среднего бизнеса.
  6. СРО крупных компаний.

Требования к саморегулируемым организациям

К саморегулируемым организациям предъявляется ряд требований:

  • Наличие утвержденных стандартов и правил предпринимательской деятельности, обязательных для всех членов.
  • Наличие системы контроля за соблюдением стандартов членами СРО.
  • Наличие системы мер дисциплинарного воздействия к нарушителям правил.
  • Наличие механизмов рассмотрения споров и жалоб на действия членов СРО.
  • Наличие компенсационных фондов для возмещения ущерба потребителям.
  • Раскрытие информации о деятельности организации.

Выполнение этих требований обеспечивает эффективное функционирование саморегулирования.

Команда в офисе

Преимущества саморегулирования для бизнеса

Использование механизмов саморегулирования дает ряд преимуществ субъектам предпринимательской деятельности:

  • Снижение административной нагрузки со стороны государства.
  • Возможность самостоятельно вырабатывать правила исходя из потребностей бизнеса.
  • Повышение доверия потребителей.
  • Представление и защита интересов предпринимателей во взаимодействии с госорганами.
  • Дополнительные конкурентные преимущества для членов СРО.
  • Повышение инвестиционной привлекательности компаний.

Таким образом, саморегулирование создает благоприятные условия для развития бизнеса при сохранении баланса интересов всех участников экономических отношений.

Проблемы развития саморегулирования в России

Несмотря на положительную роль, которую играет саморегулирование для развития предпринимательства, в России существует ряд проблем в этой сфере:

  • Недостаточно высокие стандарты деятельности в отдельных саморегулируемых организациях.
  • Формальный подход к осуществлению контроля со стороны некоторых СРО.
  • Нечеткое разграничение полномочий между государственным регулированием и саморегулированием.
  • Недостаточная ответственность СРО и их руководства за неэффективную деятельность.
  • Отсутствие единых подходов к системе саморегулирования в разных сферах.

Решение этих проблем имеет большое значение для повышения роли саморегулирования в регулировании предпринимательской деятельности.

Документы и гаджеты на столе

Перспективы развития саморегулирования

Для дальнейшего развития саморегулирования необходимо:

  • Повышение требований к созданию СРО, качеству стандартов.
  • Усиление общественного контроля за деятельностью СРО.
  • Повышение ответственности СРО за качество регулирования.
  • Расширение сфер применения механизмов саморегулирования.
  • Совершенствование взаимодействия саморегулируемых организаций и госорганов.

Государству следует выступать в роли координатора системы саморегулирования, создавая условия для эффективной самоорганизации бизнеса.

Саморегулирование в зарубежных странах

Передовой опыт развития саморегулирования накоплен в таких странах, как Великобритания, Германия, США, Канада. Характерные черты модели саморегулирования в этих странах:

  • Высокая степень самостоятельности саморегулируемых организаций.
  • Эффективный общественный контроль.
  • Высокий уровень доверия со стороны государства и общества.
  • Широкое использование механизма саморегулирования в различных сферах.
  • Четкое разграничение полномочий между госрегулированием и саморегулированием.

Изучение и адаптация лучших зарубежных практик позволит вывести российскую модель саморегулирования на качественно новый уровень.

Роль саморегулируемых организаций в разрешении споров

Важным направлением деятельности саморегулируемых организаций является содействие в разрешении споров между участниками регулируемой деятельности, а также между ними и потребителями. СРО могут создавать постоянно действующие третейские суды для рассмотрения таких споров.

Преимущества рассмотрения споров в третейских судах при СРО:

  • Высокая квалификация третейских судей, обладающих отраслевой экспертизой.
  • Оперативность рассмотрения дел.
  • Доступность для участников регулируемой деятельности.
  • Учет специфики отрасли при вынесении решений.

Наличие такого института разрешения конфликтов повышает престиж СРО в глазах членов и потребителей. Это способствует росту привлекательности членства в саморегулируемых организациях для профессиональных участников рынка.

Таким образом, третейские суды при СРО являются эффективным механизмом поддержания высоких стандартов профессиональной деятельности и защиты прав ее участников.

Выводы

Таким образом, саморегулирование играет важную роль в современной экономике, создавая условия для эффективного предпринимательства. При правильном подходе саморегулирование может стать одним из ключевых инструментов повышения качества и конкурентоспособности российского бизнеса. Развитие саморегулирования требует совместных усилий государства и профессионального сообщества.