Рубрики

Что такое воздушное пространство?

Воздушное пространство (ВП)— атмосферная зона, пригодная для полетов самолетов, выше которой находится космическое, безвоздушное пространство. Каждое государство имеет суверенное ВП, обычно расположенное над принадлежащими ему частями суши, а также водными пространствами - территориальными и приграничными. Область воздушного пространства той или иной страны не распространяется на космический простор над ней.

освоение воздушного пространства человеком

В структуру ВП входят:

  • направления, по которым проходят и полеты судов, и происходит обслуживание воздушного движения;
  • аэродромные зоны;
  • пространства отработки техник управления летательным аппаратом, зоны испытательных полетов и т. д.;
  • запретные, опасные зоны и пространства, где полеты запрещены.

Российское воздушное пространство

РФ регламентирует деятельность, касающуюся использования ВП страны, с помощью Воздушного Кодекса государства, который гласит, что зона полетов самолетов (собственно ВП) простирается на высоту 8100 метров от земли или воды.

При этом в рамках этого же документа определено, что пространство над участком земли не является собственностью хозяина этого земельного надела.

С какой целью мы бороздим воздух

В открытом воздушном пространстве, как на любой международной территории общего пользования, необходимо регулировать перемещение воздушных судов, ракет и прочих объектов, а также другую деятельность, связанную с задействованием зоны ВП: строительства сооружений на высоте, регламентировать опасные виды деятельности, а именно выброс излучений и веществ, влияющих на видимость, различные работы взрывного характера.

освоение воздушного пространства

Государственные границы

Для пользования воздушным пространством - когда это необходимо - надо получить разрешение согласно установленному регламенту, при этом правило действует как для граждан, так и для юридических лиц.

Правовой режим ВП отдельной страны юридически устанавливает ее права и порядок использования ее ВП чужими воздушными судами. Государство устанавливает правила перемещений судов по воздуху, поведения их экипажей и пассажиров.

Виды прав полетов над территориями стран

Их два.

  • На регулярной основе в рамках заключения двусторонних межправительственных контрактов.
  • Право нерегулярных полетов, предоставляемое на добровольной основе.

Освоение воздушного пространства

освоение воздушного пространства человеком
  1. С середины 5-го века нашей эры человеку начало приходить в голову взмыть в воздух: примерно в это время китаец Лю Бан создал некое подобие птицы из дерева. Китайские монахи с помощью воздушных змеев пытались осуществить подъем в воздух, им очень хотелось расширить их знания о пространстве.

  2. Леонардо да Винчи в XV веке строил необычные летательные конструкции для попыток взлететь в воздух, но эти аппараты не были аэродинамичны, и полеты не получались.

  3. Испанец из города Кордова по имени Армен Фирман создал примерно в то же время прототип парашюта.

  4. И в Европе, и в Азии до 1783 года люди безуспешно предпринимали попытки оторваться от земли и подняться в воздух. Изобретались разные аппараты, но они не отвечали требованиям аэродинамики.

  5. В 1783 году знаменитые братья Монгольфье запустили свой проект освоения воздушного пространства. Это было не что иное, как первый воздушный шар, который надо было наполнять горячим воздухом. Первыми воздухоплавателями стали французы Розье и Арландес, преодолевшие на шаре Монгольфье свыше 7 километров.

  6. В девятнадцатом веке были зафиксированы новые попытки сделать парашют, который представлял собой подобие перепонок у летучей мыши. Но зверь-то легкий по весу... Люди понимали, что использование воздушного пространства в значительной степени расширит их возможности и улучшит качество жизни.

  7. Первый летательный аппарат появился в начале 20-го века. В 1903 году один из братьев Райт пролетел небольшое расстояние на аппарате, который сам и изобрел. К 1913 году по всему миру уже вовсю летали на аэропланах, оборудованных двигателями. К 1936 году был впервые изобретен винтовой вертолет, но без возможности управления им: он просто мог подниматься вверх и снижаться.

  8. Атмосфера тридцатых годов в России — это освоение воздуха с большим энтузиазмом, принявшее характер массовости в 1936 году. Высокая значимость обусловлена технико-функциональной составляющей - освоение воздушного пространства и авиационной техники является неотъемлемой частью обороны государства.

  9. Первый реактивный самолет был изобретен в 1946 году в США, а полет на сверхзвуковой скорости впервые состоялся годом позже, в этой же стране. Начиная с 2000 года авиация на "сверхзвуке" лежит в области военной деятельности из-за череды гражданских авиакатастроф.

    воздушное пространство

Границы ВП в рамках международных понятий

В рамках международного законодательства верхняя граница между ВП и безвоздушным пространством не определена четко ни на Парижской конференции в 1919 году, ни Чикагской конвенцией от 1949 года. Имеющийся Международный договор о космосе гласит, что космос не принадлежит никому на Земле. Только запущенные страной космические объекты могут считаться суверенными в безвоздушных просторах.

Понятие ВП лежит в рамках его пригодности для полетов самолетов, не выше 21 километра. Есть специализированные самолеты "Локхид У-2" и "Блэкбер", поднимающиеся для полета на высоту до 26 км в так называемую серую зону между ВП и космосом.

Полет самолетов на высоте более 60 километров от Земли невозможен.

Международное ВП

классы воздушного пространства

В 50-х годах двадцатого столетия президент Дуайт Эйзенхауэр разработал документ, легший в основу Договора по открытому небу 1992 г., в списки вошли 24 государства-члена ОБСЕ, Россия в том числе. Воздушное право в рамках мирового масштаба регламентирует области и полномочия стран по освоению воздушного пространства человеком и использованию ВП в рамках действия двусторонних и многосторонних международных договоров.

В рамках МВП принято соблюдать принципы свободы и безопасности полетов, в том числе над открытым морем.

воздушное пространство рф

«Свободы воздуха» в рамках договоренностей между странами

  1. Разрешено осуществлять транзитные беспосадочные полеты судна одной страны через территорию другой страны.
  2. Совершать на территории страны посадку судна с некоммерческими целями (кроме высаживаний или приема на борт).
  3. Судно под флагом одной из стран может доставлять на территорию другой страны пассажиров, грузы и почту. При этом взяты они должны быть с территории страны-владелицы судна.
  4. И наоборот, судно может забирать с территории другой страны как пассажиров, так и грузы с почтой в страну, которой принадлежит судно.
  5. Право провозить на территорию страны пассажиров, почту и грузы, взятых на борт в третьей стране, и забирать их с этой территории на территорию страны, с которой заключен договор.
  6. Право судна одной страны забирать с территории страны-партнера пассажиров, груз и почту на территорию третьего государства, забирать их оттуда и отправлять на территорию страны-партнера.
  7. Право судна одной страны осуществлять авиаперевозки через свою территорию пассажиров, груза и по­чты между страной-партнером и третьей стра­ной. Это право действует в обоих направлениях.
  8. Право судна одной страны на перевозку людей, почты и грузов из страны-партнера в третью страну. Это правило применяется для обоих направлений. При этом путь проходит не над территорией страны-хозяйки судна.

Классификация

использование воздушного пространства

В РФ приняты следующие классы воздушного пространства, действующие над территорией страны и за ее пределами в зоне ее ответственности:

  1. A. Разрешены полеты без ограничений по скорости, в определенных эшелонах. Полеты выполняются только по приборам. Обязательно наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с диспетчерским отделом.
  2. C. Бороздить небесные просторы могут самолеты и остальные типы судов, летящие как по приборам, так и с помощью визуального ориентирования. Их скорость не ограничивается. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским непрерывным обслуживанием. Самолеты, идущие по приборам, направляются в эшелон относительно всех других воздушных судов. Летательные аппараты, выполняющие полеты без приборов, получают информацию о других судах, летящих не по приборам. А вот относительно судов, летящих по приборам, самолеты с разрешением помещаются в эшелоны.
  3. G. Допускаются полеты по приборам и по правилам визуальных полетов. Не проводится эшелонирование, но по запросу все полеты могут быть обеспечены информационным обслуживанием. На высоте ниже 3000 м скорость полета не должна составлять более 450 километров в час. Если судно идет по приборам, оно обязано иметь постоянную двухстороннюю связь по радио с диспетчером. Если судно идет по правилам визуальных полетов, ему не обязательно держать двухстороннюю радиосвязь с диспетчерским отделом на земле.