Прежде чем понять, что демаркетинг — это какая-то стратегия поведения продавца, следует разобраться в несколько важных понятиях. Далее уже исходя из определения, привести примеры, чтобы было наглядно видно данное направление.
Понятие маркетинга и его разновидности
Маркетинг сегодня является неотъемлемой частью любого предприятия, потому что это организационная функция, которая нужна для создания, продвижения продукта покупателям, а также закрепление отношений с ними для получения выгоды с обеих сторон.
Существует много целей и задач, много разных методов, с помощью которых можно достичь определенных результатов. Отдельно стоит поговорить о типах маркетинга, и конкретно об одном направлении, которые связано со спросом на рынке.
Встречаются следующие типы:
- конверсионный;
- стимулирующий;
- развивающий;
- ремаркетинг;
- демаркетинг;
- синхромаркетинг;
- поддерживающий;
- противодействующий.
Тот или иной тип необходим в разных ситуациях: когда падает спрос; когда спрос превосходит предложение; когда спрос равен предложению; когда существует спрос, но он скрыт и т. д.
Демаркетинг - это...
Чуть выше было описано, что у маркетинга есть различные типы, и применение того или иного зависит от конкретной ситуации. Предприятие никогда не может наперед знать, каким типом воспользуется, но наступает момент, когда приходится применить демаркетинг.
Демаркетинг - это стратегия поведения продавца, которое направлено на то, что приходится уменьшать спрос временно или постоянно. Получается, что существует слишком большой спрос, который превышает предложение, и предприятия просто не в силах его повысить. Это может быть связано с несколькими причинами, одной из них является невозможно увеличить объем производства.
Более наглядно понять данное поведение можно будет на приведенных примерах. Но стоит помнить, что такая стратегия может быть применена как на товарном рынке, так и на рынке услуг.
Виды и задачи
Временами спрос на какую-либо продукцию или услугу становится слишком активным. Это случается не часто, ведь предложений на рынке гораздо больше, но случаются ситуации, когда необходимо понизить спрос. Основной задачей демаркетинга является убеждение людей в том, что им не нужно совершать покупку или они могут заменить ее другим товаром.
Демаркетинг может выглядеть так:
- повышение цены;
- снижение активности рекламной компании или переключение на другую продукцию с помощью рекламы;
- передача прав на производство другим фирмам.
Существует несколько видов демаркетинга:
- Активный - нужен для того, чтобы регулировать работу с менее доходными товарами или услугами.
- Пассивный - данный вид чаще всего используется госструктурами, чтобы рассказать покупателю о вреде определенного товара (сигареты, алкоголь).
- Абсолютный - выражается в том, что из производства полностью убирают товар, чтобы избежать неприятных последствий. Это может быть связано с устаревшими товарами или некачественными товарами, которые могут нанести вред людям и соответственно предприятию. Например, могло быть выпущено лекарственное средство, но оно оказалось неэффективным или даже принесло некий вред, следовательно, данное лекарство сразу будет изъято из продажи.
Стратегии
По стратегическому направлению весь демаркетинг делят на общий и выборочный. Первый необходим для того, чтобы уменьшить спрос по определенному товару на всем рынке, где продается товар, путем повышения цены или снижения активности рекламной компании. Выборочный же демаркетинг снижает спрос на наименее рентабельном участке рынка.
Есть еще так называемый кажущийся демаркетинг, который часто используется в дорогих сегментах (например, продажа автомобилей). Спрос в данном направлении ограничивается недостаточностью предложения.
Кто еще использует демаркетинг?
Выше были описаны задачи, виды и цели данного направления маркетинга. Сразу становится понятно, что данная стратегия часто или редко используется компаниями, которые выпускают товары или предоставляют услуги. Однако не только компании применяют ее в своей деятельности. Демаркетинг целесообразно реализовывать при вмешательстве государства, что может оказать положительный эффект.
Государство активно использует демаркетинг в разных сферах, чтобы:
- в социальной сфере призвать к улучшению жизни, изменению образа жизни, например, отказу от вредных привычек, и начать вести здоровый образ жизни;
- в экологической сфере сохранить природные богатства, например, ограничив или запретив охоту или рыбалку в тех или иных местах;
- в экономической сфере - сократить постоянное гиперпотребление разных товаров.
С помощью таких принципов, как профилактика, защита, принуждение и партнерство, государство осуществляет регулирование жизни общества, активно применяя маркетинговые стратегии.
Демаркетинг: примеры
Одним из наглядных примеров того, где можно использовать демаркетинг, является потребление электроэнергии. Все знают, что в холодные дни утром и вечером повышается спрос на электроэнергию. На электростанции идет повышенная нагрузка, которую сложно уменьшить. Выходом из данной ситуации может являться повышение цен на пики использования, а также снижение цен в другие часы. Так, в ночное время, электроэнергия самая дешевая, и многие используют ее, чтобы постирать белье в стиральной машине или посуду в посудомоечной машине. Можно сказать, что в этом случае демаркетинг целесообразно использовать, ведь выгоду могут получить все.
Другим ярким примером использования демаркетинга на товарном рынке является продукция компании Apple. Компания выпускает качественную технику, спрос на которую ежегодно остается высоким. Но чтобы его немного уменьшить, компания осознанно повышает цену, тем самым сокращая спрос.
Из примеров стало понятно, что демаркетинг - это снижение спроса на товарном рынке, но как это может выглядеть в сфере услуг и для чего это нужно? Бывает и так, что компания может повысить уровень безопасности для своих клиентов, но для этого она, например, отказывается от такой категории пассажиров, как болельщики, которые агрессивно настроены, слишком шумно себя ведут, что может не понравиться обычным пассажирам.