Единая государственная (информационная) система социального обеспечения (ЕГИССО) призвана обеспечить граждан, муниципальные и федеральные органы власти, организации, предоставляющие социальные услуги, информацией о социальных выплатах и гарантиях. ЕГИССО обеспечит эффективное взаимодействие всех систем, которые используются для предоставления социальных услуг населению и исполнения муниципальных и государственных функций.
Разработчиком и оператором будущей Единой государственной системы социального обеспечения является ПФ РФ. Основание внедрения системы – постановление Государственной Думы РФ № 181 и ФЗ № 388-Ф3 от 14 февраля 2017 и 29 декабря 2015 соответственно.
Цели и задачи создания государственной системы
Целями создания государственной системы социального обеспечения России являются:
- информирование граждан о доступных мерах соцподдержки, социальных выплатах и других видах помощи в режиме «одного окна»;
- упрощение системы хранения информации (вся система будет информационной, без дублирования данных, как это бывает при использовании бумажных носителей);
- повышение уровня реализации права граждан на различные меры социальной помощи и поддержки;
- упрощение взаимодействия муниципальной и федеральной власти, организаций, оказывающих социальную помощь гражданам России;
- точный учет и дальнейший анализ расходов государственной системы социального обеспечения в РФ.
Задачами, которые необходимо решить, для реализации поставленных целей разработки ЕГИССО, являются следующие:
- разработка и внедрение в систему Классификатора мер соцзащиты и поддержки;
- предоставление пользователям системы актуальной информации об условиях получения, порядке оформления, формах и величине предоставления социальной поддержки;
- предоставление пользователям ЕГИССО сведений об организациях, предоставляющих меры соцзащиты;
- контроль соблюдения высокого качества и необходимого объема социальной помощи нуждающимся слоям населения;
- снятие с органов муниципальной и федеральной власти избыточных функций, разгрузка от непрофильной деятельности;
- повышение эффективности траты средств местных и федерального бюджетов;
- исключение дубликатов данных в системе;
- формирование и внедрение единого справочника критериев нуждаемости в социальной помощи;
- обеспечение межведомтсвенного взаимодействия структур, которые задействованы в социальной сфере;
- повышение качества планирования растрат бюджета на социальные меры поддержки населения;
- разработка порядка формирования аналитических отчетов в системе;
- обеспечение возможности анализа данных ЕГИССО для планирования будущих расходов на социальную сферу.
Общее понятие государственной системы социального обеспечения, структура, цели, функции и задачи определяются официальным Положением о ЕГИССО от правительства РФ.
Как сейчас обстоят дела в сфере социального обеспечения
В мае 2016 года глава ПФ РФ в интервью «Коммерсанту» утверждал, что совокупные социальные расходы без учета пенсий составляют четыре триллиона рублей в год. Он же выделил несколько проблем, которые характерны для социальной сферы в том состоянии, в котором она находится сейчас. Итак, к актуальным проблемам социальной сферы РФ относятся:
- наличие более ста мер соцзащиты, но отсутствие единого классификатора, информации об условиях получения помощи, порядке оформления, сроках, формах и величине поддержки нуждающихся слоев населения;
- осуществление социальной защиты сразу на нескольких уровнях: муниципальном, федеральном, а, следовательно, практически неподконтрольные выплаты помощи из различных бюджетов и собственная система учета у каждого из ведомств;
- значительные административные затраты на оказание соцуслуг гражданам;
- сложное межведомственное взаимодействие;
- дублирование документов и расходов;
- децентрализация системы;
- бюрократия.
Основной задачей создания Единой государственной системы соцобеспечения, по словам главы ПФР, являлось обеспечение прозрачности и максимальная унификация.
Что изменится после полного внедрения системы
ЕГИССО позволит получать информацию обо всех мерах соцподдержки и защиты в разрезе одного конкретного гражданина, в одном месте (в режиме «одного окна») и максимально быстро. На основе данных системы появится возможность анализировать и планировать расходы социальной сферы РФ.
Реальные эффекты внедрения системы ожидается следующие:
- прозрачность системы соцобеспечения для россиян и государственных органов;
- снижение административных затрат и расходов на взаимодействие между ведомственными структурами;
- повышение качества планирования затрат на социальную сферу;
- обеспечение поддержкой всех нуждающихся слоев населения, адресное оказание мер соцзащиты.
Основные принципы работы будущей системы
Понятие государственной системы социального обеспечения предполагает реализацию таких ключевых принципов:
- адаптированность, модульность, модифицируемость используемой информационной системы;
- однократность ввода информации и возможность многоразового использования введенных ранее данных;
- использование результативной системы межведомственного взаимодействия;
- возможность интеграции с уже существующими или будущими государственными информационными системами на базе одинаковых форматов взаимодействия;
- централизация;
- безвозмездность и простота предоставления необходимой информации всем пользователям системы в соответствии с их правами с ЕГИССО;
- обеспечение исключительной полноты, достоверности и целостности сведений о мерах соцзащиты и поддержки.
Сбор и предоставление информации осуществляется по номеру СНИЛС гражданина.
Компоненты, составляющие ЕГИССО
Структура государственной системы социального обеспечения состоит из двух основных компонентов: базы данных (классификатора) мер соцзащиты и поддержки и базы данных о лицах, которые получают социальную помощь.
Классификатор будет предоставлять информацию об условиях получения социальной помощи, сроках, процедуре, величине социальной помощи. Информация из классификатора мер соцподдержки и защиты будет доступна потребителям через специальное мобильное приложение ЕГИССО и личный кабинет гражданина.
База данных о получателях поддержки предназначена для государственной власти и уполномоченных лиц. Часть данных с базы будет публиковаться в открытом доступе, остальные – использоваться для планирования расходов социальной сферы. В базе будут следующие составляющие:
- Личный кабинет поставщика. Система, предназначенная для размещения данных в ЕГИСССО. Размещаются данные (информация о получателях поддержки, актуальные данные об условиях, сроках и величине помощи).
- Личный кабинет потребителя. Кабинет для получения уполномоченными лицами информации из системы.
- Аналитическая подсистема для уполномоченных лиц. Данный раздел будет подготавливать статистику о получателях социальной помощи. В дальнейшем эта информация будет использоваться для планирования расходов муниципального и федерального бюджетов на социальную сферу.
- Открытые данные. В данном разделе некоторые аналитические данные и статистика будут доступны всем гражданам.
Все компоненты, составляющие государственную систему социального обеспечения, будут взаимодействовать между собой. Информация будет доступна на официальном портале ЕГИССО.
В 2017 году Пенсионным фондом была завершена разработка информационной части будущей системы, на сегодняшний момент ЕГИССО находится на этапе опытной эксплуатации. Все государственные учреждения, которые являются поставщиками и потребителями данных, а также граждане, которые эту помощь получают, могут подключиться к системе и попробовать работать с ЕГИССО.
Хроника разработки системы соцобеспечения
Создание Единой системы государственного социального обеспечения началось с разработки прототипа в 2016 году. Было разработано техническое задание и соответствующее программное обеспечение, эксплуатационная документация и методика испытаний. В 2017 утвердили порядок работы системы. Кроме того, разработчики арендовали вычислительную аппаратуру и начали опытные испытания системы.
Что планируется сделать до окончания текущего года
Как уже указывалось выше, в 2017 году была завершена разработка опытного прототипа системы. Кроме того, некоторые государственные учреждения уже могут подключиться к ЕГИССО и опробовать ее.
В 2017 Федеральным органам власти следует:
- утвердить классификатор мер соцподдержки нуждающихся слоев населения;
- пройти регистрацию в ЕГИССО;
- принять законодательные акты, обязывающие государственные структуры своевременно вносить актуальную информацию в систему и предоставляющие возможность соответствующим структурам получать данные из ЕГИССО (уже выполнено);
- утвердить административные регламенты (частично выполнено).
Органам власти различных субъектов РФ, в свою очередь, следует:
- назначить лиц, ответственных за работу с ЕГИССО;
- внести необходимые изменения в порядок оказания соцуслуг гражданам с учетом внедрения ЕГИССО;
- оценить готовность к подключению системы и произвести необходимые подготовительные работы;
- заключить соглашение с оператором системы;
- провести сверку СНИЛС;
- сопоставить меры соцзащиты региона с предложенным классификатором;
- подключиться к государственной системе соцобеспечения;
- наполнить ЕГИССО первичными данными;
- подключиться к системе, позволяющей передавать и получать информацию внутри ЕГИССО;
- ежемесячно передавать оператору отчет о проделанной работе.
Важно, что в 2017 году не все субъекты РФ должны подключиться к системе. Сейчас ведутся испытания прототипа, так что планируется подключение только нескольких, пилотных регионов.
Все работы должны быть окончены к 29 ноября текущего года.
Стоимость разработки ЕГИССО и ожидаемые результаты
Для проектирования системы не планировалось возводить новые центры обработки данных – используется технологическая база Минкомсвязи. Такой шаг в значительной мере снижает расходы на разработку государственной системы социально-экономического обеспечения.
В плане информатизации в систему планируется вкладывать средства постепенно:
- почти 209 млн рублей в 2016;
- 792 млн – в 2017 году;
- 530 млн рублей – в 2018-м.
Так, за период 2016-2018 в создание Единой государственной информационной системы социального обеспечения будет вложено всего 1,5 миллиарда рублей. Для сравнения: в реализацию программы «Электронный бюджет» в 2013-2015 гг. было вложено два с половиной миллиарда рублей, а в течение 2016-2018 гг. планируется израсходовать еще столько же, сколько хотят потратит на ЕГИССО.
Планируемый денежный эффект от повсеместного внедрения ЕГИССО должен составить примерно 300 млрд рублей за каждый год эксплуатации, что составляет примерно 8 % расходов бюджетов всех уровней на социальную поддержку. Когда система будет окончательно запущена, все органы власти смогут увидеть общую картину предоставления населению социальных услуг.
Граждане же в результате внедрения государственной системы органов социального обеспечения смогут создать личный кабинет через компьютер или мобильное приложение и получить информацию обо всех полагающихся мерах социальной поддержки из одного источника.
Сейчас в социальной сфере действует «заявительный» принцип: человек получает помощь, если заявляет о своем праве на нее. После внедрения ЕГИССО ему на смену придет «адресный» принцип – государственные пособия в системе социального обеспечения будут распределяться между всеми нуждающимися гражданами.
Перспективный план внедрения системы
Работа над единой системой разбита на несколько этапов. К примеру, в 2016 году необходимо было разработать прототип системы и единый классификатор, а также запустить тестирование ЕГИССО в Калужской области, Башкортостане и Алтайском крае. В 2017-м к системе должны подключиться внебюджетные организации и часть органов власти, а уже в 2018-м планируется, что к ЕГИССО подключатся все федеральные и муниципальные органы власти. В полном объеме запустить систему планируется к 2019 году.
Единая государственная система социального обеспечения: мнения
Идею разработки единой системы всецело поддержали как граждане, так и органы власти, а также определенные уполномоченные лица. ЕГИССО очень значительно облегчит работу уполномоченных органов, снизит административные, межведомтсвенные и иные расходы системы соцобеспечения, а гражданам позволит получать актуальную и максимально полную информацию обо всех мерах соцзащиты и поддержки в режиме «одного окна». Главным улучшением сегодняшнего положения дел в социальной сфере граждане считают «адресный» принцип предоставления социальной помощи вместо сегодняшнего - по обращению.