Не только после окончания школы перед многими встает вопрос «Как быть?», продолжать ли обучение в вузе. Идти работать или совмещать и обучение, и работу. Многим приходится задумываться о получении высшего образования уже далеко не в юношеском возрасте в силу жизненных обстоятельств. Современные образовательные учреждения всегда идут навстречу всем и предлагают удобные формы и методы обучения в вузе. Рассмотрим, какими они могут быть, каковы преимущества и недостатки той или иной формы обучения в вузе.
Традиционная очная
Среди основных форм обучения в вузе можно назвать дневную (очную) и заочную. Их принято считать традиционными.
Что такое очная форма обучения в вузах? Такая форма обучения является классической формой получения знаний не только в нашей стране, но и во всем мире. Студенты дневного отделения поэтапно получают комплекс знаний по специальности, на которую учатся путем непосредственного ежедневного посещения лекций и общения с педагогами. Обучение на очной форме очень похоже на продолжение занятий в школе, здесь тоже задают домашние задания.
Рассчитано дневное обучение на сроки от четырех до шести лет. При обучении по профильной специальности срок может сократиться до трех лет. При такой форме обучения в вузе или техникуме (колледже) предусмотрены выходные и праздничные дни, а также каникулы после сдачи сессии.
Кроме посещений лекций и семинаров, лабораторных и контрольных работ в стенах вуза, у студентов на очной формы имеется время посетить библиотеки, а также конференции, что способствует более глубокому усвоению учебного материала и успешной учебе. Дополнительные знания, приобретенные за самостоятельным штудированием книг и при посещении конференций, обычно пригождаются студентам во время самостоятельных работ, которые может проводить преподаватель.
Также, обучение во многих вузах на последних курсах получения специальности предусматривает ознакомительную, преддипломную и производственную практику на предприятиях по выбору студента, по назначению учебного заведения или в специальных учебно-тренировочных предприятиях.
Положительные и отрицательные стороны
Среди главных плюсов дневной (очной) формы обучения в вузе можно назвать:
- Возможность получить глубокие знания по специальности.
- Многие вузы предоставляют общежитие иногородним студентам.
- Студенчество в классическом понимании этого слова с вытекающей из него яркой, молодой жизнью, участием в студенческих праздниках и мероприятиях.
- Возможность получения стипендии при условии обучения на бюджетной основе и получения хороших оценок, а при отличной учебе предусмотрена повышенная стипендия.
- На очном отделении юноши могут получить отсрочку от прохождения обязательной службы в армии. Но только в том случае, если эта отсрочка ему еще предоставлялась. При наступлении 18-летнего возраста и получении первой отсрочки, вторая не предоставляется, хоть обучение еще закончилось.
- Многие работодатели предпочитают взять на службу специалиста, учившегося на очном отделении именно из-за более детального изучения предметов (смотря по оценкам, конечно).
Рассматривая минусы обучения на очном отделении, можно отметить:
- Отсутствие полноценной возможности работать и зарабатывать.
- Очная форма обучения на платной основе является самой дорогостоящей из всех форм организации обучения в вузе.
- Не все теоретические знания соответствуют реальному положению при рабочем процессе на предприятии.
- Отсутствие какого-либо стажа работы по специальности, который часто запрашивают работодатели. Возможно, вначале придется пройти путь стажера и получать какое-то время отличную от желаемой заработную плату.
Заочная
Еще одна весьма распространенная форма обучения студентов в вузе – заочная форма, при которой большая часть учебного материала осваивается учащимся самостоятельно, посещается учебное заведение обычно во время экзаменационной сессии. Обычно получение образования по такому методу обучения немного дольше и составляет 5-6 лет. При получении второго образования по профильной специальности срок обучения может сократиться до 3-4 лет.
Вузы с заочной формой обучения могут организовывать его по-разному. Тут все остается на усмотрение администрации. Например, во многих вузах Москвы с заочной формой обучения приняты так называемые «группы выходного дня». Занятия в этом случае проводятся 1 раз в неделю на протяжении всего года, по изучению курса предмета проводят «срез знаний» в виде экзамена или зачета.
Еще чаще встречается классический вариант заочного обучения, когда во время сессии, длящейся обычно несколько недель, в вузах с заочной формой обучения преподаватели на установочных лекциях выдают учебный материал в сжатом виде, а затем принимают зачеты и экзамены. Обучаясь заочно, между сессиями студентам задаются контрольные задания, рефераты, список литературы, подлежащей изучению и т.д., которые они обязаны подготовить к началу сессии.
Недостатки и преимущества
Многие ошибочно предполагают, что на заочном отделении достаточно оплачивать обучение и посещать экзамены. Но на самом деле, если ваша настоящая цель – это получение знаний, а не «корочек», то придется уделять время самоорганизации и самостоятельному обучению.
Заочно могут обучаться не только молодые люди, но и люди с достаточным опытом, для которых встал вопрос получения высшего или второго высшего образования.
Среди очевидных достоинств заочной формы обучения в вузе можно привести:
- Возможность совмещения обучения и основной деятельности, работы или ухода за ребенком.
- Возможность осваивать теоретические знания и применять их на практике (в работе).
- В отличие от очного отделения, отсутствие возрастных ограничений при поступлении.
- Оплата обучения значительно ниже, чем на очном отделении.
- По трудовому законодательству предусматривается учебный отпуск на время сессий и оплата за прохождение обучения. Для этого вуз должен предоставить студенту справку-вызов.
- Заочное обучение часто предпочитают люди в качестве дополнительного образования, уже имеющие один диплом об образовании.
Недостатками заочной системы обучения могут быть:
- Обучение может длиться дольше, чем на очной системе обучения.
- Необходима высокая самоорганизация для усвоения знаний в процессе учебы. Не всем людям дано это качество.
- Отсутствие отсрочки от армии для молодых людей.
- Некоторые работодатели не рассматривают выпускников-заочников в качестве специалистов с глубокими познаниями.
Очно-заочно
Рассказав о самых популярных видах обучения в вузах, обратимся к менее известным, но заслуживающим внимания формам обучения. Очно-заочная форма обучения в вузе берет свое начало еще в советские годы. Когда в послевоенное время не хватало специалистов с образованием (даже с полным средним образованием) - советские люди обычно заканчивали 7-9 классов и шли на завод, так называемая вечерняя форма обучения призвана была исправить такое положение в стране. Днем можно было работать, а вечером бесплатно учиться – было бы желание.
В нынешнее время вечерняя форма обучения в вузах представляет собой смесь очной и заочной формы обучения, когда в вечернее время около 2-4 дней в неделю студенты посещают лекции с последующими контрольными, экзаменами и зачетами. В большинстве это будние дни, но преподаватели могут перенести занятия и на выходные, согласовав это со студентами. Начинаются занятия в 18-19 часов, а заканчиваются не позднее 22-00.
Также как и заочникам, студентам очно-заочной системы дают для самостоятельного выполнения рефераты и контрольные работы. В связи с тем, что академических часов при такой форме обучения все же меньше, чем на очном отделении, срок обучения увеличивается примерно на полгода и выше. При этом возраст студента не важен при поступлении в вуз на вечернюю систему обучения.
Плюсы и минусы
Прежде чем решить пойти учиться на очно-заочном отделении, необходимо тщательно сопоставить положительные и отрицательные моменты такого обучения. Как показывает опыт, вечерняя система обучения потребует от студента множество физических и моральных сил. Ведь нужно многое успеть и по работе, и по учебе. Необходимо подготовиться к тому, что график учебы и работы могут не совпадать. Не все работодатели готовы отпустить сотрудника на час пораньше для сдачи зачета. Лучше согласовать этот вопрос с работодателем и заранее предупредить его о вашем желании учится на вечернем.
К минусам такой системы обучения можно отнести:
- Частая физическая и умственная усталость.
- Постоянный недосып.
- Постоянные проблемы и в учебе, и на работе, нехватка времени.
- Отсутствие времени на личную жизнь или на любимое хобби.
- Нет отсрочки от армии у юношей призывного возраста.
- Иногородним студентам нельзя рассчитывать на предоставление мест в общежитии.
Но, к счастью, существуют и плюсы получения образования на вечернем отделении. К ним относятся:
- Довольно невысокий проходной балл.
- Стоимость учебы более доступна (по сравнению с дневным обучением).
- Достаточно поздние сроки зачисления. Это позволит вначале попробовать себя на дневном обучении, а уже после подать документы на очно-заочную.
- Возможность совмещения учебы и работы, так как многие и оплачивают учебу за счет своей работы.
- Законодательством предусмотрен пакет льгот (действует не у всех работодателей): оплачиваемый учебный отпуск на время экзаменов (до 50 дней в году), 4 месяца отпуска для написания, защиты диплома и выпускных экзаменов, а также сокращенный рабочий день (до 7 часов) на последних 10 месяцах учебы.
Дистанционно
Следующая современная форма получения образования – это дистанционное обучение с применением современных средств связи. Проще говоря, для обучения студенту нужен персональный компьютер с выходом во всемирную сеть интернет. Вузы с дистанционной формой обучения обычно выдают студентам учебный материал в виде лекций, специальных программ, а также вебинаров.
Современное развитие высоких технологий постепенно приводит к тому, что такая форма образования все больше пользуется спросом и популярностью. В последнее время стало появляться много коммерческих и государственных вузов с дистанционной формой обучения. Больше всего привлекает абитуриентов при выборе такой системы обучения гибкий и удобный график обучения. Также почти отсутствует проблема поиска источников учебной литературы – весь учебные пособия и материал студент может получать на свою электронную почту.
Благодаря дистанционным технологиям доступными стали любые вузы с дистанционной формой обучения, находящиеся в любой точке стране и даже мира. Однако многие думают, что обучаться дистанционно – это означает, что обучение будет не очень качественным по сравнению с другими формами обучения, и знания, поученные через интернет, будут лишь поверхностными. Это далеко не так. На государственном уровне приняты постановления, уравнивающие дистанционное обучение с другими системами получения образования.
Конечно, такая форма обучения достаточно нова и поэтому еще только развивается в нашей стране, но уже с 2013 года в структуру государственных образовательных стандартов включаются требования о создании условий для использования электронного обучения.
Достоинства и недостатки
Как уже говорилось выше, дистанционное образование многих устраивает удобным графиком. Можно учиться в любое время дня и ночи. Но это еще не все достоинства такой системы обучения. К ним также относятся:
- Совмещение обучения с основной деятельностью. Образование с применением дистанционных средств связи одинаково доступно для работающих, мам в декрете, людей с ограниченными возможностями здоровья или находящихся под арестом.
- Возможность осваивать знания в индивидуальном режиме, не боясь отстать от однокурсников. Например, лекцию на непонятную тему можно несколько раз пересмотреть, задать по почте вопросы преподавателю. Здесь главное это успешно пройти промежуточные и итоговые аттестации.
- Обучение возможно осуществлять в любом месте – в квартире, офисе, уехав в отпуск или живя в сельской местности отдаленных районов. Необходим лишь выход во всемирную сеть и ваше желание.
- Такое обучение часто используют работодатели для повышения квалификации своих сотрудников или прохождения каких-либо курсов.
- Качество образования, полученного дистанционно, не уступает, а иногда превосходит традиционные системы обучения. Студент самостоятельно изучает учебный материал, а значит, лучше запоминает. Если студент еще и работает по профилю, у него есть возможность применить знания на практике.
- В финансовом плане дистанционная форма обучения доступнее, чем традиционная очная. Также к экономии бюджета можно отнести отсутствие необходимости платить за проживание и за проезд.
- Отсутствие проблемы обеспечения учащегося учебным материалом.
Рассматривая минусы такого обучения, можно отметить:
- Многим не под силу замотивировать себя на самостоятельное изучение дисциплин. Необходима высокая самоорганизация и желание учиться.
- Дистанционная система хороша для индивидуального обучения, а вот коммуникативные навыки совсем не развивает и не формирует навыки работы в команде.
- Не предоставляется отсрочка от армии и не выплачиваются стипендия.
- Отсутствует возможность практических занятий. Такое обучение не подходит для многих специальностей из-за этого. Например, дистанционно не обучают на врача или педагога.
- Чтобы убедится, самостоятельно ли студент сдает экзамены на итоговой аттестации, его могут пригласить в вуз, так как существует проблема идентификации пользователя.
Интерактив
Противоположные дистанционным системам обучения – этоинтерактивные формы обучения в вузе. Само понятие «интерактивный» обозначает взаимодействие, проведение активных бесед и обсуждений. Это диалоговое обучение, предусматривающее интенсивное общениемежду преподавателем и студентом.
Отличаются интерактивные методы от традиционных тем, что на таких занятиях происходит раскрытие и развитие личностного и профессионального потенциала через систематизацию и анализ информации. В ходе интерактивного обучения студент учится формулировать свое мнение, высказывать свои мысли, вести дискуссию, выслушивать остальных и уважать чужую точку зрения.
Интерактивность проявляется в таких видах обучения, как совместная работа (парами, группами или коллективом), ролевых и деловых играх, дискуссиях, работа с разными источниками информации (лекции, книги, музеи, интернет и т. д.), презентации, тренинги, различные опросы и интервью.
Интерактивные формы обучения в вузе отвечают требованиям современного информационного мира и являются необходимыми формами обучения для эффективной подготовки конкурентоспособных и интеллектуальных специалистов разных областей.
Экстернат
Существует еще одна форма обучения в вузах – это прохождение ускоренного курса обучения, называемое «экстернат». Экстернат предполагает, что студент должен осваивать самостоятельно образовательную программу учебного заведения, которое впоследствии проводит аттестацию и выдачу диплома. То есть учебное заведение полностью освобождает себя от выдачи студенту лекционных часов и учебного материала.
За год студент может сдать не более двадцати дисциплин согласно требованиям государственного стандарта образования. Большим плюсом такого обучения является быстрый способ получения квалификации или образования. Но существенный недостаток экстерната – это высокая сложность самостоятельного изучения учебной программы.