Рубрики

Как принимаются Федеральные законы в РФ? Особенности законотворческого процесса в России

Законотворческий процесс является очень сложной и запутанной процедурой. Это характерно как для России, так и для любой другой страны. Подобная сложность необходима для исключения различных противоречий и коллизий в отечественной правовой системе. О том, как принимаются Федеральные законы в РФ, будет рассказано в нашей статье.

Действие закона во времени и пространстве

Для любого принимаемого нормативного акта характерна связь с понятиями пространства и времени. Объясняется это довольно просто. Некоторые законы функционируют не на территории целого государства, а лишь на определенном участке. Так, правовые акты в России делятся на федеральные, региональные и локальные. При этом даже федеральные законы функционируют лишь в границах одной страны.

Во времени нормативные акты функционируют по-разному. Законы могут быть срочными и бессрочными. В первом случае документ работает определенный отрезок времени, после чего утрачивает свою юридическую силу. В случае же с бессрочными актами все немного сложнее. Остановить их действие можно лишь с принятием другого закона - так называемого отменительного акта.

Все законы действуют по определенному кругу лиц. Это могут быть граждане конкретного региона, либо жители всей страны. Сюда же включаются иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории российского государства.

Понятие законодательной инициативы

Все российские Федеральные законы принимаются после прохождения некоторых традиционных этапов. Первым важным этапом является выдвижение нормотворческой инициативы. Правом подобной инициативы обладают многие представители власти. Это президент, депутаты Государственной Думы, сенаторы Совета Федерации, судьи Верховного и Конституционного судов, а также члены Правительства.федеральные законы принимаются

Круг субъектов правотворческой инициативы не так уж и широк. Более того, некоторые субъекты обладают подобным правом лишь в сфере своего профессионального ведения. Кроется ли какая-то несправедливость в том, что далеко не каждый человек в нашей стране может предлагать и формировать законы? Конечно же, никакой несправедливости здесь нет. Граждане РФ сами формируют Парламент и наделяют полномочиями отдельных должностных лиц. Последние выступают в качестве народных представителей при любых попытках законотворчества. Таким образом, Федеральные законы в РФ принимаются всем населением, но не без помощи посредников.

Подготовка и обсуждение законов

Итак, инициатива по формированию нормативного акта может быть одобрена или отклонена. В случае одобрения начинаются подготовительные процессы. Заключается это в выявлении общественных потребностей, обширном изучении судебной практики, консультировании с научными советами. Все это имеет лишь одну цель: необходимо ответить на вопрос о том, стоит ли принимать Федеральный закон, и на какой юридической базе следует это сделать.федеральные конституционные законы принимаются

После подготовки начинается обсуждение. На трибуне Парламента появляется инициатор законопроекта, который начинает свой доклад. Инициатор пытается доказать необходимость принятия закона, всячески мотивирует других парламентариев к его одобрению. По итогам Государственная Дума соглашается на процедуры чтения.

Три чтения

Федеральные законы принимаются Государственной Думой лишь после того, как пройдут три одобрительные процедуры. Речь идет о чтениях закона - трехступенчатой системе рассмотрения нормативных актов.

На первом чтении парламентарии обсуждают и рассматривают лишь самые основные положения закона. Создается профильный комитет, который берет на себя ответственность за рассмотрение и подготовку закона. Если представители Думы делают какие-то замечания, то именно комитет старается их исправить.федеральные законы принимаются государственной думой

Второе чтение предполагает более детальное рассмотрение закона. Уже исправленный текст рассматривают в целях обнаружения новых ошибок и проблемных мест. Если вновь были выявлены неточности, документ дорабатывается ответственным комитетом.

На третьем чтении никакие дополнения и изменения в закон не вносятся. Законопроект зачитывается в последний раз, после чего отклоняется или принимается. Федеральный закон, одобренный Государственной Думой, отправляется в верхнюю палату Парламента - Совет Федерации.

Принятие и опубликование

Голосование за принятие закона имеет различные формы. Так, оно бывает целостным и постатейным. В первом случае голосующие выступают за принятие полной версии закона. В случае же с постатейным голосованием выборы проходят по каждой отдельной норме.федеральные законы в рф принимаются

Оба вида голосования приемлемы как в Государственной Думе, так и в Совете Федерации. Федеральные законы принимаются большинством голосов. Если в течение двух недель верхняя парламентская палата так и не предоставила итоги своего голосования, то закон считается принятым. Остается лишь подписание его Президентом.

Глава государства либо одобряет проект, тем самым придавая ему юридическую силу, либо отклоняет его. Последний случай именуется правом "вето". Однако это право можно преодолеть. Для этого необходимо повторно рассмотреть закон. Итоги голосования по нему должны составлять более чем две трети из общего числа парламентариев.

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) - что это?

Что такое ФКЗ? Чем он отличается от простого ФЗ? Ответы уже кроются в названии. Раз закон конституционный, значит, он касается основного закона страны. Принятие ФКЗ направлено на изменение норм действующей Конституции.федеральные законы принимаются большинством голосов

Принимаются Федеральные конституционные законы несколько иначе, чем простые федеральные акты. Так же проходят чтения, после чего депутаты голосуют. Однако простой половины голосов в данном случае будет мало. Для принятия ФКЗ необходимо набрать не менее двух третей голосов членов Государственной Думы, и трех четвертей от сенаторов Совета Федерации. Президент не имеет право наложить вето на Федеральный конституционный закон.