Производственные процессы должно строго регламентироваться законом. Существующий в Российской Федерации 116-ФЗ закрепляет большое количество положений, содержащих исчерпывающие данные о промышленной безопасности на предприятиях. Именно этот нормативный акт будет подробно рассмотрен в статье.
О чем закон?
Согласно статье 1 Федерального закона "О безопасности на опасных производственных объектах", речь в представленном нормативном акте идет о профилактических работах на заводах и прочих предприятиях. В законе закрепляется понятие промышленной безопасности, характеризующее уровень защищенности интересов общества на опасных объектах производственного характера. Безопасность может нарушить авария - явление, при котором разрушаются сооружения или устройства, в результате чего могут погибнуть или пострадать люди.
Чтобы предотвратить аварию, необходимо работать с имеющимися техническими средствами, применяемыми на объектах производственного характера. Нужно своевременно проводить экспертные проверки и техническое перевооружение. Особенно важным действием будет сравнение действующих устройств с классами опасности производственных объектов. Обо всех представленных процессах и работах будет рассказано далее.
Об опасных производственных объектах
В статье 2 рассматриваемого нормативного акта дается подробная характеристика опасным производственным объектам. Что именно здесь стоит назвать? Согласно закону, это цехи, участки, площадки и прочие производственные территории. Все подобные объекты должны быть зарегистрированы в специальном государственном реестре, занимается которым российский исполнительный орган власти.
Существует некоторое количество классов опасности производственных объектов. В зависимости от каких критериев тот или иной объект попадает в соответствующий класс? Согласно 116-ФЗ, существует следующая таблица:
- объекты 4 класса обладают низким уровнем опасности;
- производственные объекты 3 класса опасности имеют средний уровень;
- 2 класс устанавливается для предприятий с опасностью высокой степени;
- 1 класс для объектов с опасностью чрезвычайно высокого уровня.
На руководителя производства возложена ответственность за достоверность и полноту информации о степени опасности на соответствующих объектах.
Требования закона
В статье 3 рассматриваемого закона приводятся основные требования к безопасности на промышленных объектах. Здесь дается наиболее общая информация. Так, представителям промышленных предприятий стоит помнить о необходимости защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций. Именно поэтому на производственных объектах должны быть соблюдены нормы пожарной безопасности, охраны труда, строительства, безопасности в области экологии и т. д. Отдельный Федеральный закон регулирует деятельность предприятий, использующих атомную энергию.
Предприятие, на котором в ходе проверочных работ были обнаружены некоторые нарушения, должны подлежать ремонту, ликвидации, консервации или ограниченной эксплуатации. Соответствующее решение должен принять специалист в области контрольно-надзорной деятельности.
Роль государства
В статье 5 Закона "О промышленной безопасности" рассказывается о роли государственных органов и должностных лиц в области регулирования безопасной деятельности на производстве. Так, на соответствующую инстанцию исполнительной власти возлагает определенное количество функций глава государства, или по его поручению - российское Правительство. Функции государственных органов имеют в основном контрольно-надзорный или разрешительный характер. У таких инстанций имеются свои территориальные подразделения, которые создаются в установленном законом порядке.
Что понимается под федеральным надзором в представленной области? Согласно статье 16 рассматриваемого ФЗ, это деятельность по предупреждению, поиску и пресечению функциональных нарушений на соответствующих предприятиях. Предметом же проверки является строгое соблюдение представителями производства обязательных требований, установленных законом.
О деятельности в сфере обеспечения безопасности на производстве
Стоит подробнее рассказать про саму профессиональную деятельность по обеспечению безопасности на производственных объектах. Что именно относится к видам такой деятельности? Здесь нужно выделить работы по проектированию, грамотной эксплуатации, строительству, монтажу, накладке, обслуживанию и ремонту, консервации, ликвидации, проведению экспертных проверок и т. д. Не стоит забывать и про присвоение класса опасности опасному производственному объекту.
Безусловно, все представленные виды деятельности должны подлежать обязательному государственному лицензированию. Занимается этим специальный лицензирующий орган, к которому также устанавливается большое количество требований. Любой производственный объект должен по требованию соответствующего органа предоставить всю запрашиваемую документацию. При этом инстанция, в обязанности которой входит выдача лицензий, не имеет права требовать те документы, что не указаны в соответствующем Федеральном законе.
О расследовании аварий
Рассматриваемый нормативный акт занимается не только профилактическими работами и выдачей классов опасности производственным объектам, но и разрешением последствий аварийных ситуаций. Так, в статье 12 рассказывается про порядок технического расследования причин аварий. Для расследования должна быть создана специальная комиссия, руководством которой непосредственно занимается российское Правительство или ее территориальный орган. Кто входит в состав комиссии? Здесь стоит выделить:
- представителей соответствующего субъекта России или самоуправленческого органа, на территории которого расположен производственный объект;
- представителя самого производственного объекта;
- страховщика, ранее заключившего договор с производственным объектом;
- прочих представителей - по желанию государственного органа или предприятия.
Руководителя такой комиссии назначает Президент или Правительство. Согласно закону, созданная инстанция имеет право привлекать к работе экспертов, научных специалистов, конструкторов или инженеров, общественных инспекторов и т. д.
О промышленной экспертизе
Производственные экспертные работы представляют собой определение объектов производства на соответствие нормам закона. Согласно статье 13, экспертизе подлежат:
- любые технические устройства, находящиеся на предприятии;
- прилежащие сооружения и здания;
- промышленные декларации;
- классы опасности производственных объектов;
- документы на ликвидацию, консервацию, ограниченную эксплуатацию объекта и т. д.
Заниматься представленными работами может только лицензированная инстанция. Финансирование работ производится за счет средств заказчика. Все экспертные работы должны базироваться на принципах объективности, независимости, всесторонности, полноты и т. д. Результатом же профессиональной деятельности должно быть специальное заключение, подписанное представителями экспертной и промышленной организаций.
О государственном надзоре
Какое место в рассматриваемой области занимает непосредственный федеральный надзор? Согласно статье 16, довольно высокое. Частота осуществления проверочных работ зависит в основном от имеющегося на объекте уровня опасности. Так, для 2 и 1 классов опасности производственных объектов проверки осуществляются не больше чем раз в год. Для 3 класса - не чаще одного раза в три года. Для объектов 4 класса плановые проверки не проводятся вовсе.
Что является основанием для проведения государственного надзора? Здесь стоит называть истечение срока исполнения работ по устранению опасности на производстве, наличие приказа руководителя исполнительного органа, а также поступление в федеральный орган жалоб или гражданских заявлений, в которых указывается на конкретный производственный объект. Сколько длится проверка? Закон гласит о 30 рабочих днях. Однако здесь могут быть и исключительные случаи, когда работы затягиваются до 50 дней.
Лица, осуществляющие государственную проверку, обладают некоторыми полномочиями. В частности, здесь нужно отметить:
- выдачу предписаний о нарушении на предприятии;
- предъявление удостоверения для реализации проверочных работ;
- запрос и получение по результатам запроса соответствующей документации и информации об объекте;
- составление протоколов о нарушениях административного характера и т. д.
Принятые государственным органом решения можно оспорить в судебном порядке.
Классификатор
В приложениях к нормативному акту содержатся специальные таблицы, содержащие информацию о классах опасности химически опасных производственных объектов. Здесь показано количество того или иного опасного вещества на производстве для присвоения соответствующего класса. Аммиак, нитрат аммония, хлор, различные типы водорода, фосген и прочие вещества - их содержимое подлежит качественному расчету экспертными комиссиями.
В таблице 1 приложения 2 содержится информация о конкретных химических веществах, а в таблице 2 - о группах опасных веществ (токсичных, горючих, воспламеняющихся и т. д.). Руководители производственных объектов могут пользоваться данными таблицами для оспаривания решений соответствующих экспертных комиссий.