Рубрики

Налоговое администрирование: понятие, функции, эффективность

Действенность налоговой системы во многом определяется тем, насколько качественно осуществляется налоговое администрирование. Задачи в данной сфере государство ставит с учетом текущего положения в стране. На сегодняшний день термин «управление налоговой системой» заменили понятием «налоговое администрирование».

Определение

Налоговое администрирование – совокупность действий государства по управлению налоговой системой страны. Так, с помощью законов оно устанавливает налоговый перечень и определяет порядок, в соответствии с которым их изымают. Налоговое администрирование распространяется и на компетенцию официальных органов, и на организацию их деятельности. Третья сфера, в которой осуществляется управление налоговой системой, – установление задач для налоговой службы, которая контролирует налоговое обложение и привлекает к ответственности нарушителей основных положений.

Итак, система налогового администрирования охватывает 3 сферы: законодательные акты, организацию деятельности субъектов в налоговых отношениях, контроль в соответствующей сфере. Ее рассматривают в качестве составной части управления налоговой системой. Важно знать, что изначально слово «администрация» означает государственные органы, управляющие территориальным образованием.

Налоговое бремя

Исходя из этого, налоговое администрирование – действия официальных органов, а не отдельных нормативно-правовых актов в налоговых отношениях. Законодательные органы осуществляют контроль над налогообложением. В плане деятельности официальных органов налоговое администрирование обеспечивает выполнение основных актов.

Государственные органы, которые осуществляют контроль над налоговым обложением, фактически управляют налоговыми отношениями. По факту в системе налогового администрирования участвует целый ряд органов. Самые важные из них: Минфин, МЭРТ, ФНС и т. п. Часть I Налогового кодекса РФ большую часть полномочий в налоговом администрировании в Российской Федерации передала МФ РФ. Остальные органы вмешиваются в данный процесс в гораздо меньшей степени.

Органы налогового администрирования в первую очередь реализуют контроль над соблюдением законодательных актов в соответствующей сфере. Они фактически следят за каждым участником налоговых отношений. Однако в налоговое администрирование России включена не только деятельность официальных органов.

Элементы

К главным элементам налогового администрирования РФ относят: надзор над соблюдением требований закона, надзор над законностью деятельности налоговых органов, обеспечение налогоплательщиков в организационном, методическом и аналитическом плане.

Первый элемент является основным предназначением налоговых служб. Основные особенности самой идеи налога предполагают то, что не выплатившие сборы будут наказаны. Без органов налогового администрирования контролировать это невозможно, поэтому они чрезвычайно важны, а в законодательных актах есть немало нюансов в деятельности данного типа органов. Главнейшие формы контроля над исчислением выплат – камеральная и выездная налоговые проверки.

С развитием рыночной экономики постоянно происходит и совершенствование налогового администрирования. Оно направляется на то, чтобы баланс интересов государства и налогоплательщиков был соблюден. Законы в налоговой сфере обязательны для обеих сторон. С развитием налогового администрирования все большую роль начинают играть процессуальные нормы законодательства.

С особой тщательностью осуществляют контроль внутри ведомств, проверяя по несколько раз налогоплательщиков. Часто осуществляют налоговый аудит, который позволяет контролировать результаты деятельность налоговых органов, решать всевозможные проблемы налогового администрирования и споры между сторонами отношений. Также систематизируются данные о спорах, выделяются случаи, которые были спровоцированы тем, что в законодательстве есть пробелы – законы не совершенны.

Налоговая служба

Деятельность налоговых органов никогда не происходит без совершенствования налогового администрирования. Необходима качественная организация процесса: должна быть сформирована структура, выпускаться отчеты налогоплательщиков по выплатам. Нужно проверять их, выносить решения по санкциям, прогнозировать налоговые платежи.

Что касается контроля, он главным образом осуществляется по двум направлениям:

  • контроль над исчислениями и уплатой налогов;
  • контроль над следованием требованиям закона.

С учетом компетенции исполнительных органов администрирование осуществляется на двух уровнях. Субъекты первого уровня – Министерство финансов Российской Федерации и ФНС. Они разрабатывают особые меры в налоговом администрировании. Повышение эффективности данной сферы – их приоритетная задача. Они стремятся и к усовершенствованию законов в данной области, прогнозируют и планируют налоговые поступления в бюджет, занимаются учетом анализа платежей.

Второй уровень субъектов – территориальные налоговые органы, отделения Федеральной налоговой службы Российской Федерации. Они занимаются проведением процедур по налоговому контролю над следованием требованиям законов нижестоящими органами в данной службе. К сфере их компетенции относится предоставление отсрочек и привлечение к ответственности за разные виды правонарушений.

С 2017 года администрирование страховых взносов в налоговую инспекцию прикрепило законодательство РФ. То есть задачу по управлению процедурами, связанными с обязательным социальным страхованием, страховыми взносами, решают налоговые органы. С 2017 года данные взносы причислены к разряду налогов.

Важно знать, что эффективность налогового администрирования обусловлена множеством законодательных норм, сбором и анализом сведений, касающихся проверок, разработкой мер по совершенствованию структур в налоговой сфере. Благодаря высокому качеству работы органы позволяют выявить пробелы в налоговой сфере. К примеру, нередко обнаруживаются лазейки в законе, которые позволяют налогоплательщикам свести к минимуму уровень налоговых платежей, добиться уклонения от их выплаты. Обнаружив это, налоговые органы применяют ряд мер для их ликвидации.

По этой причине с учетом перечисленных нюансов понятие «налоговое администрирование» уже термина «управление налоговой системы», но в то же время оно шире «налогового контроля».

Содержание термина

Итак, в понятие «налоговое администрирование» входят следующие пункты:

  • действия, связанные с контролем над следованием требованиям закона как налогоплательщиками, так и налоговыми органами;
  • разработка предложений по улучшению процесса учета налогов, контроля над их оборотом;
  • действия, связанные с обеспечением контрольных функций органов в налоговой сфере; к ним относятся организационные, методические, аналитические и иные виды материалов.
Сбор налогов

На данный момент Федеральная налоговая служба РФ осуществляет выполнение двух дополнительных задач: проведение процесса регистрации налогоплательщиков и проведение процедур банкротства предприятий.

В НК РФ не содержится объяснений данных задач. По этой причине они не относятся к понятию управления налоговой системой, но главная причина, по которой Федеральную налоговую службу РФ вовлекли в процесс, то, что они крайне важны для грамотного проведения процедуры сбора налогов, поэтому эти функции включают в налоговое администрирование в качестве направления деятельности налоговых органов.

О принципах

Управление налоговой системой осуществляется на основе ряда принципов. Один из них – принцип минимума издержек при изымании налогов и осуществлении контроля над налоговым обложением. Главная характеристика действенности органов налогового администрирования – они обеспечивают минимум затрат на сборы налогов, следуют всем требованиям закона, включая содержание необходимых для процесса подразделений и служб.

О реформах

Первый этап налоговой реформы, который характеризуется фискальной направленностью, отличался присутствием ряда недостатков. Так, были обнаружены несовершенства в области принципов налогового администрирования. Кроме того, было выявлено, что проработанность законов была проведена в недостаточной мере. Третий главный недочет системы – недоработки в области взаимоотношений официальных налоговых органов друг с другом.

В таких условиях появилась основная задача данного временного промежутка – обеспечить при дефиците бюджета необходимый объем налоговых выплат от населения. Эффективность контроля официальных органов РФ поначалу была крайне низкой. Все это указывает на необходимость скорректировать функции налогового администрирования.

Проблема уклонения

Практика доказала, что самое действенное администрирование и наиболее выгодные условия для государства – самое главное направление в решении трудностей, связанных с уклонением от налогового обложения.

Нередко, сталкиваясь с препятствием на практике, государство ужесточает меры, связанные с налоговым сбором, то есть увеличивает административную нагрузку и снижает уровень налогового обложения, но эта позиция в целом неоднозначна.

Люди - налогоплательщики

Обе процедуры тесно связаны между собой. Урезание количества налогов, понижение нагрузки на население и улучшение действующей системы налогового обложения спровоцировали ситуацию, когда крайне важными стали вопросы системы управления налогами. Более того, они превратились в вопросы первостепенной важности.

Налоговое администрирование признается в качестве самой ярко выраженной сферы управленческой деятельности. Недочеты в данной сфере ведут к внезапному сокращению объемов средств, поступающих в государственный бюджет, и ведут к повышению шансов на столкновение с налоговыми правонарушениями. Нередко фиксируется нарушение баланса межбюджетных отношений субъектов с центром, что ведет к нарастанию социального конфликта в социуме, а подобная ситуация крайне нежелательна для государства. Важно, чтобы культура налоговой сферы формировалась с учетом интересов каждого участника налоговых отношений.

Взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков

Взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками довольно разнообразны, но их все же подразделяют на 3 главные разновидности: административное принуждение, регулируемые альтернативы, дружественное партнерство. В зависимости от официальной налоговой политики государства они встречаются в разных соотношениях. Контрольная деятельность, связанная с ними, осуществляется разными путями.

О принуждении

Выделяют ряд методов административного принуждения. Так, применяются налоговые санкции, арестовываются банковские счета, иная собственность налогоплательщиков и так далее. Налоги всегда характеризуются обязательностью к оплате, и по этой причине данные меры применяются всегда и повсеместно.

После вступления в силу НК Российской Федерации распространился иной вид методов управления налоговой системой – метод регулируемых альтернатив. Суть его в том, что налогоплательщики самостоятельно выбирают разрешенные законодательством варианты юридической формы осуществления деятельности, способы выполнения обязательств по налоговым выплатам, но как только вариант поведения выбран, он превращается в обязательство для субъекта налоговых отношений.

Расчет налогов

В ряде государств был задекларирован переход от принудительных методов к сотрудничеству с теми, кто выплачивает налоги.

Использование третьего метода началось недавно. Долгое время его не применяли на территории Российской Федерации, так как система управления налогами не была развита в достаточной мере. Вторая причина – состояние налогового администрирования отразилось на взаимодействии субъектов налоговых отношений.

Однако новые законодательные акты урегулировали трансфертное ценообразование для налогового обложения. В них включили договоры между субъектами в данной сфере. Кроме того, бюджеты субъектов начали формирование, исходя из настоящих финансовых возможностей для положительного отклика на заявления по инвестиционным налоговым кредитам. Применение данного метода оправдало себя и в ситуациях, в которых нормы закона не позволяли выделить необходимую последовательность налогового обложения финансовых результатов в сложных сделках и в вопросах инновационной финансовой продукции.

Использование трех перечисленных методов одновременно позволило разрешить вопрос, связанный с фискальной задачей системы управления налогами, что привело к образованию нового типа взаимоотношений между официальными органами и налогоплательщиками. Использование второго и третьего метода ведет к усилению регулирующего аспекта системы управления налогами, когда речь идет как об экономике государства, так и о меньших по размеру субъектов.

О недопоступлении налогов

Существующие нормы больше не соответствуют потребностям в экономическом развитии отдельных сфер. Они должны подлежать пересмотру и регулировке в ближайшее время. Используемые методы осуществления контроля налоговыми органами растеряли способность к отслеживанию новых схем по сведению к минимуму налоговых выплат и к перекрытию возможностей для налогоплательщиков уклониться от налогового обложения.

Когда будут проанализированы причины, по которым налоговые платежи не поступают в бюджет в полной мере, понадобится изменить структуру официальных органов. Выяснится, что в корректировке нуждаются и сами методы налогового обложения.

Налоговая система

Состояние, в котором находится система управления налогами в стране, – главный критерий, по которому оценивают конкурентоспособность налоговой системы государства в целом. Главные условия повышения качества налогового администрирования – улучшение организационных структур налоговых органов, укрепление их баз, применение новейших методов в осуществлении контроля. Важно менять методологические основы процесса, тщательно отбирать кадры для проведения проверок и обеспечивать соответствующий квалификационный уровень сотрудников.

На данном этапе развития налогового администрирования расширяется международное сотрудничество налоговых служб множества государств. Так, проходят разовые и комплексные консультации, производится взаимный обмен сведениями о нововведениях в налоговом законодательстве. Ведутся масштабные работы по устранению возможности уклонения от уплаты налогов среди населения.

Применение новых технологий

Налоговые органы все чаще используют в ходе своей деятельности новые технологии. К примеру, была введена целая система «Налог-3». В ней собраны все сведения о налогоплательщиках. В 2015 году внедрили первый блок функций для официальной регистрации и учета налогоплательщиков.

Сейчас на территории Российской Федерации данные процессы проводят в онлайн-базе. В том же году начали применение второго блока для осуществления контроля над налоговым обложением физических лиц. На данный момент его проводят на федеральном уровне в новейшей системе. Была сформирована единая база сведений об имущественных налогах, объектах имущества, фактах владения недвижимым имуществом. На данный момент налоговые органы сформировали единое уведомление об оплате транспортных, имущественных, земельных налогов для физических лиц и проводят его рассылку.

Налогоплательщики могут пользоваться 48 электронными сервисами, которые опубликованы на сайте службы с целью оперативного и качественного решения ряда вопросов, которые связаны с соответствующим запросом в налоговые органы. Кроме того, была проведена формализация многих вопросов, по которым люди обращались в официальные органы. На данный момент среднее время ожидания по всей стране составляет 13,5 мин.

Все эти меры привели к более действенному управлению налоговой системой в государстве. Поступление доходов в бюджет страны было налажено, а методы налогового администрирования продолжают расширяться.

Об отношении к налогоплательщику

По критерию отношения к налогоплательщику налоговое администрирование подразделяют на две разновидности – дифференцированное и нейтральное. В первом случае население делится на добросовестных и недобросовестных налогоплательщиков. Различия между ними отражаются в осуществлении контроля и предоставлении преференций. Определяются меры в отношении каждого на основании его поведения.

В отношении добросовестных налогоплательщиков государство вводит различные льготы, а в отношении второй категории применяет строгие меры: уклонители от налогов лишаются всех льгот и поблажек.

Недобросовестный налогоплательщик

Нейтральное управление системой налогов основано на законе без дополнительных норм и разграничения налогоплательщиков. Именно по такой системе осуществляется налоговое обложение в Российской Федерации. Понятие «добросовестность» в российской налоговой сфере ничего не значит.

Мероприятия, связанные с налоговым контролем, бывают превентивными и одномоментными. Второй подход основывается на выборке случаев уклонения от налогового обложения, применения новых схем сведения налоговых платежей к минимуму. Главный недостаток подхода – борьба с уже совершенными фактами нарушений законов. По этой причине налоговая служба с самого начала «проигрывает» налогоплательщикам в плане знания пробелов в законах. Превентивный подход более трудозатратный, но используя его, налоговые службы предупреждают возникновение схемных операций.