В течение всего исторического периода становления государства в качестве политического института плата за природопользование выступала как один из основных источников дохода. Рассмотрим его более подробно.
Историческая справка
С древнейших времен существовали различные виды платы за природопользование. Так, поземельный налог считался наиболее распространенным видом обязательных платежей. В Древней Греции, Риме, Египте схема его начисления достигла достаточно сложного уровня и отличалась высокой точностью. Государственные леса и земли также выступали как одни из первых источников поступления средств в казну. В эпоху Средневековья получили широкое развитие регалии. Они были на получение властью доходов от предоставления возможности гражданам осуществлять определенную деятельность. Так, в России во времена Петра была распространена горная регалия. За счет нее в казну государства поступали платежи от предпринимателей, занимавшихся добычей ископаемых.
Современное положение
Сегодня многие страны обращаются не только к налогово-бюджетным приоритетам в сфере взимания платы за природопользование, но и принимаю во внимание регулирующую ее функцию. Многие естественные ресурсы являются невозобновляемыми и исчерпаемыми. В таких условиях формируется соответствующая цель введения платы за природопользование. Она состоит в регулировании рациональной эксплуатации естественных ресурсов, снижении негативного влияния на окружающую среду субъектов хозяйствования. Ключевое значение имеют и охранительные мероприятия. Плата за природопользование составляет достаточно многочисленную группу сборов, налогов и прочих обязательных отчислений. Особенности их расчета связаны с назначением и содержанием конкретного типа ресурсов, механизмом предоставления его в эксплуатацию.
Юридический аспект
Плата за природопользование устанавливается в соответствии со следующими нормативными актами:
- Постановлением Правительства № 344, определяющим нормативы по отчислениям за выбросы в атмосферу, подземные и поверхностные воды загрязняющих соединений передвижными и стационарными источниками, размещение отходов потребления и производства.
- ФЗ № 7 (в редакции ФЗ № 118).
- Постановлением Правительства № 632, регламентирующим порядок, в соответствии с которым плата за природопользование взимается с субъектов за размещение отходов, загрязнение среды и прочее негативное влияние.
- ФЗ № 89.
- ФЗ № 96.
- Постановлением Правительства № 1310, регламентирующим порядок, согласно которому плата за природопользование взимается с хозяйственных субъектов за сброс стоков в канализационные системы населенных пунктов.
Классификация
Плата за природопользование взимается (устанавливается) за:
- Загрязнение среды теплом, шумом, ионизирующими, электромагнитными и прочими физическими воздействиями.
- Выбросы в атмосферу загрязняющих и иных соединений.
- Размещение отходов потребления и производственный мусор.
- Сброс опасных и прочих вредных соединений, микроорганизмов в подземные, поверхностные воды и водосборные площади.
- Загрязнение почв, недр.
Порядок начисления: общие сведения
Правила, по которым рассчитывается плата за природопользование, ее предельные размеры, утверждены правительственным Постановлением № 632. В данном нормативном акте присутствует достаточное количество предписаний с помощью которых можно вычленить объект, порядок и базу начисления, определить круг обязанных субъектов. В качестве плательщиков выступают организации, физические и юридические лица, осуществляющие любую деятельность на территории РФ, которая связана с эксплуатацией естественных ресурсов.
База исчисления
Она определяется для 3-х видов платы за размещение отходов:
- В пределах допустимых норм.
- В рамках установленных лимитов.
- Сверхдопустимого предела.
В соответствии с этим дифференцируется и порядок начисления:
- При размещении отходов в допустимых пределах плата за природопользование исчисляется путем умножения ставки на объем загрязнения.
- При загрязнении среды в рамках лимитов начисление осуществляется перемножением тарифа на разницу между нормативами и максимальными значениями.
- При размещении отходов сверх установленных пределов рассчитывается умножением ставок на величину превышения фактического объема над установленными нормами и повторным умножением на 5-ти-кратный повышающий коэффициент.
Важный момент
Необходимо отметить, что при отсутствии у субъекта оформленного в надлежащем порядке разрешения на сброс, выброс загрязняющих соединений, размещение отходов, весь объем будет учитываться как сверхлимитный. В этом случае начисление осуществляется по третьему способу. Ставки обязательных платежей за отрицательное воздействие на природу сегодня устанавливаются правительственным Постановлением № 344. Его положения формулируют нормативы соответствующих отчислений.
Дополнительные разъяснения
Пункт 1 Письма Ростехнадзора № 04-09/169 содержит ссылку на ФЗ № 7, ст. 16, п. 1. В соответствии с ним, негативное влияние на состояние окружающей природы является в настоящее время платным. Отчисления, согласно Порядку их формирования и определения предельно допустимых объемов загрязнения, осуществляются за размещение, сбросы, выбросы отходов потребления и производства. В соответствии с определением Конституционного суда № 284, обязанность вносить оплату распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, оказывающих вредное воздействие на природу. Таким образом, предприятия, предметом деятельности которых выступает реализация товаров, оказание услуг и прочие коммерческие сделки, негативно влияющие на окружающую среду, должны реализовывать обязательства налогоплательщиков в полном объеме. Для предотвращения вредного воздействия на природу в ходе хозяйственных и прочих операций формируются нормативы предельно допустимого ее загрязнения.
Заключение
Плата за природопользование должна сформировать экономическую основу для регулирования общесистемных функций окружающей среды. Эти отчисления включают в себя опосредованную эксплуатацию ресурсов. Она состоит в косвенном использовании людьми тех или иных природных элементов в процессе жизнедеятельности. К нему, в частности, можно отнести эксплуатацию поверхности планеты как естественной основы эколого-экономической системы, тепловое загрязнение при потерях тепла в производственных и жилых зданиях, нарушение схемы функционирования экосистемы при размещении тех или иных объектов и так далее. Плата за использование природных ресурсов устанавливается по результатам оценки потенциала, объема, важности того или иного элемента среды, выступающего в качестве технологического сырья. Вместе с этим, учитывается и вероятный ущерб, который во многих случаях может быть непредсказуем, например, при авариях, нарушениях технологических правил и пр. В последние годы государство усиливает свое влияние на процессы, связанные с природопользованием с целью сохранения ограниченных запасов естественного сырья страны.