Рубрики
...

Источники бюджетного права. Механизм бюджетно-правового регулирования

Бюджетное право РФ является основным разделом финансового права. В него входят всевозможные нормы. Они определяют структуру существующей бюджетной системы, основной перечень расходов и доходов, а также порядок их распределения между всеми существующими бюджетами. Источники бюджетного права, не считая вышеуказанные нормы, включают в себя еще большое количество других факторов. О них сегодня знают далеко не все.

По своему содержанию нормы бюджетного права разделяются на два вида. Они бывают процессуальные и материальные. Последние закрепляют использующуюся структуру бюджетной системы, а также общий перечень расходов и доходов в различных бюджетах и последующее их распределение между другими бюджетами. Источники бюджетного права включают в себя также нормы, определяющие порядок составления и последующего рассмотрения, утверждения, а также исполнения местных или государственных бюджетов. Помимо всего прочего, этими нормами устанавливается четкий порядок формирования и утверждения отчетности об исполнении составленной сметы денежных доходов и расходов.

Что они собой представляют?

источники бюджетного права

Источники бюджетного права – это конкретные внешние формы его выражения, то есть различные правовые акты всевозможных исполнительных и представительных органов местного самоуправления или государственной власти, занимающиеся регулированием общественных отношений в бюджетной сфере.

Система таких источников основывается на том, что различные функции данной деятельности проводятся всеми звеньями существующего государственного механизма, базируясь на принципе разделения властей. Это говорит о том, что различные правовые акты, с помощью которых регулируется каждый бюджетный процесс, издаются всеми существующими органами государственной власти, а также различными органами местного самоуправления в границах их компетенции. Таким образом, общая система источников включает в себя:

  • Конституцию;
  • федеральные законы;
  • международные договоры и декларации;
  • решения Конституционного суда;
  • всевозможные распоряжения и указы, изданные президентом РФ;
  • нормативные правовые акты, относящиеся к различным органам исполнительной власти.

Классификация

В существующем механизме регулирования достаточно большую роль играет классификация источников, главным критерием которой является работа различных правовых актов. Поэтому выделяются различные нормативы, действующие по всей России, а также те, юридическая сила которых распространяется только на определенные субъекты РФ или же муниципального образования.

В качестве источников первого типа выступает Конституция, решения Конституционного суда, всевозможные международные договоры и декларации, указы президента. Ко второй группе стоит причислить отдельные конституции субъектов РФ и их законы, а также решения их конституционных судов и нормативы, принятые местными органами исполнительной власти.

Бюджетный кодекс

бюджетный процесс

Наиболее важное место сред всех источников отводится БК, который был принят впервые в 1998 году. В соответствии с ним устанавливаются общие принципы данного законодательства, а также организации и дальнейшей работы всей бюджетной системы. Помимо этого на его основе определяется еще масса других правил и правовых норм, включая правовые основы порядка и возможного привлечения к ответственности за какие-либо нарушения бюджетного законодательства и многое другое.

Сам по себе Бюджетный кодекс включает в себя 5 частей, каждая из которых содержит 32 главы. Изначально в действующей правовой системе России в структуру бюджетного законодательства было решено добавить нормы, позволяющие регулировать кредитные отношения с государством и различными муниципальными образованиями. Некоторые его главы посвящаются также муниципальному и государственному долгу или различным кредитам, предоставленным Россией другим государствам.

Особенно важное значение БК приобретает, когда регулируется бюджетный процесс между несколькими органами, положения о них также выделяются в отдельную главу.

Особенности и преимущества

Несомненным преимуществом БК стоит назвать присутствие в нем четвертой части, с помощью которой определяется понятие «нарушение бюджетного законодательства», а также устанавливаются составы бюджетных правонарушений и регламентируется четкий порядок привлечения к ответственности за подобные правонарушения.

Особенностью его является обеспечение комплексного регулирования всех существующих бюджетных отношений, которые происходят на территории РФ. Таким образом, нормы БК определяют не только различные материальные права и обязанности участников таких отношений. Они еще и позволяют четко регламентировать бюджетный процесс касательно всех уровней, а также определяют основы муниципального и государственного контроля за финансами.

Нормы БК обеспечивают предельно подробную регламентацию бюджетной деятельности на федеральном уровне, в то время как для муниципальных или региональных отношений определяются базовые принципы бюджетной компетенции на данном территориальном уровне.

Что включает в себя это право?

бюджетные правоотношения

В соответствии с действующим законодательством основные источники бюджетного права представляют собой Бюджетный кодекс РФ, а также различные федеральные законы о бюджете, которые принимаются в соответствии с ним на определенный год. Также сюда входят различные нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, связанные с местными бюджетами на данный период времени, и другие федеральные законы.

Бюджетные правоотношения

Общественные отношения, регулируемые нормами бюджетного права, в конечном итоге приобретают форму соответствующих правоотношений. В соответствии с действующим законодательством такие правоотношения включают в себя любые связи, которые возникают между субъектами, когда регулируется бюджетный процесс:

  • Создания доходов или же осуществления расходов различных уровней бюджетов государственной системы РФ, а также при осуществлении муниципальных и государственных заимствований и регулирования соответствующего долга.
  • Составления и дальнейшего рассмотрения проектов составленных бюджетов каждого уровня государственной системы, а также утверждения и последующего исполнения, включая контроль над всеми этапами.

Устройство

субъекты бюджетного права

Если рассматривать источники бюджетного права, то бюджет здесь является основным финансовым планом страны, а также предоставляет детальную роспись его расходов и доходов. По своему материальному содержанию он является централизованным государственным фондом денежных средств.

Нужно правильно понимать, что бюджет играет чрезвычайно важную роль в хозяйственной и политической жизни любой страны. Россия представляет собой федеральное государство. Поэтому источниками бюджетного права являются ее федеральный бюджет, а также средства различных субъектов.

Государственная система обеспечивает требуемое финансирование для социально-экономического развития страны, а также оплачивает обороноспособность и еще множество других насущных потребностей. Разработка же бюджета осуществляется исходя из тщательно составленного прогноза социально-экономического развития государства на конкретный год.

Бюджетные правоотношения государства определяются его устройством, установленным в соответствии с Конституцией. Российская Федерация представляет собой правовое, федеративное и демократическое государство, соблюдающее республиканскую форму правления. Страна включает в себя края, области, республики, автономные области и округа, а также города федерального значения, которые представляют собой равноправные субъекты бюджетного права РФ.

Бюджетная система включает в себя совокупность республиканских, краевых, областных, федерального и еще множества других бюджетов и является элементом общей финансовой системы.

Структура

основы бюджетного права

Основы бюджетного права предусматривают три основных уровня структуры бюджетов:

  • Федеральный.
  • Субъектов РФ.
  • Местный.

В зависимости от своего предназначения внебюджетные могут подразделяться на социальные и экономические, а в зависимости от уровня управления – на региональные, местные и федеральные. Наиболее важными и крупными в данном случае являются федеральные, которые включают в себя:

  • Государственный фонд занятости.
  • Пенсионный фонд.
  • Фонд социального страхования.
  • Фонд обязательного медицинского страхования.

Пенсионный

Пенсионный фонд входит в субъекты бюджетного права и имеет режим, определяющийся соответствующим положением от 1991 года. Он непосредственно подчиняется правительству и, соответственно, предоставляет ему ежегодный отчет о своей работе. Бюджет данного фонда ежегодно в обязательном порядке утверждается высшими законодательными органами страны, а его средства являются всецело государственной собственностью.

Формирование Пенсионного фонда осуществляется в субъектах РФ и на федеральном уровне, благодаря чему обеспечиваются своевременные и полноценные выплаты каждому пенсионеру, вне зависимости от того, где он работал или проживает.

Норма бюджетного права в отношении Пенсионного фонда предусматривает несколько источников его образования:

  • страховые взносы, выплачиваемые работодателями;
  • страховые взносы, которые делают сотрудники различных предприятий;
  • ассигнования из федерального бюджета, которые выделяются для выплаты пенсий и всевозможных пособий;
  • средства, возмещенные фондом занятости в связи с назначением досрочных выплат безработным;
  • различные добровольные взносы.

Это только основной перечень источников финансирования данного фонда, в то время как существует еще несколько других.

Для чего он нужен?

понятие бюджетного права

В первую очередь понятие бюджетного права рассматривает Пенсионный фонд в качестве инструмента для целевого сбора и аккумуляции финансовых средств с целью последующей выплаты пенсий или же денежных пособий детям, а также организации их дальнейшего финансирования. Также он используется для участия на долговременной основе в различных региональных или федеральной финансовых программах, связанных с социальной поддержкой населения. Помимо всего прочего, обеспечивается также расширенное воспроизводство его финансовых средств, исходя из принципов самофинансирования и множества других.

Фонд социального страхования

Данный фонд создается с целью финансирования расходов, связанных с социальным страхованием. Система бюджетного права рассматривает в качестве основных источников этого фонда различные страховые взносы со стороны работодателей и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также множество других доходов. Все денежные средства, которые аккумулируются таким образом, впоследствии направляются на оплату различных пособий, связанных с временной нетрудоспособностью граждан, беременностью и родами при рождении ребенка, при необходимости ухода за ребенком и обеспечения еще целого ряда других целей социального страхования.

Фонд обязательного медицинского страхования

норма бюджетного права

В соответствии с действующим законодательством принципы бюджетного права рассматривают федеральный и территориальные фонды данного типа. В качестве правовой базы для работы любых таких органов являются различные положения, которые были утверждены в соответствии с постановлениями Верховного совета от 24 февраля 1993 года.

Работа указанных фондов направлена на то, чтобы обеспечить полноценную реализацию действующей политики государства в сфере обязательного медицинского страхования рабочих в виде составной части общей системы государственного страхования. Формирование федеральных органов является инициативой правительства Российской Федерации, в то время как территориальные формируются в соответствии с инициативами органов власти определенных республик и прочими субъектами Российской Федерации.

Основные источники, которые обеспечивают образование таких фондов, представляют собой страховые взносы всевозможных хозяйствующих субъектов, а также бюджетные ассигнования и прочие поступления. Все средства, полученные таким образом, в конечном итоге направляются на обеспечение обязательного медицинского страхования, а также прочих мероприятий, которые с этим связаны.

Бюджет федерального фонда, а также отчетность о его работе в обязательном порядке каждый год рассматриваются Государственной Думой в процессе проводимых заседаний.