В процессе своей деятельности любое предприятие расходует средства на разные цели. Например, продавцу, кроме приспособлений для торговли, нужно помещение. Имея определенную площадь (в собственности или пользовании), предприниматель оплачивает электроэнергию и пр., начисляет сотрудникам зарплату. Таким образом, у субъекта возникают капитальные и текущие затраты.
Отличительные черты
Текущими называют затраты, понесенные для извлечения прибыли либо направленные для поддержания доходности компании. Выгода от таких расходов используется в настоящем периоде. Проще говоря, в текущие издержки включают затраты на повседневные нужды предприятия. К таким расходам можно отнести:
- Зарплату сотрудникам.
- Годовое начисление амортизации.
- Оплату освещения, аренды, отопления и пр.
Капитальные затраты представляют собой совокупный объем средств, направленный на приобретение средств труда или их модернизацию. Рассмотрим эти расходы подробно.
Классификация
Специалисты разделяют капитальные затраты в зависимости от организации, которая их несет. Так, выделяют расходы обычных предприятий и банков. Первые направляют средства на поддержание, улучшение, расширение производства. Имеющиеся активы они расходуют на приобретение, ремонт, амортизацию различных объектов, участвующих в деятельности. Например, закупается новое технологическое оборудование, арендуются новые площади и так далее. Банки расходуют средства в других направлениях. Большая их часть идет на оптимизацию деятельности сотрудников, функционирования системы, увеличение сети.
Определение
Существует несколько подходов к трактовке термина. В соответствии с одним из них, капитальные затраты – средства, которые направляются предприятием на покупку и модернизацию физических активов. Некоторые авторы дают другое определение. Капитальными затратами, по их мнению, следует называть инвестиции на приобретение ОС, а также расходы на обслуживание заемных средств, выданных на их покупку.
Специфика
Любому промышленному предприятию важно иметь работающее без сбоев технологическое оборудование, помещения достаточной площади. Для создания надлежащих условий деятельности выделяется определенная сумма. При этом она моет расходоваться не только на приобретение ОС, но и на их ремонт. Капитальные затраты могут направляться, например, на замену окон в цеху или строительство нового склада. ОС составляют базу деятельности предприятия. Их доля в общем имуществе компании может доходить до 60%. Расчет капитальных затрат осуществляется суммированием расходов, предусмотренных на приобретение, улучшение, ремонт ОС.
Особенности документирования
После окончания отчетных периодов сведения по ОС отражают в активном разделе баланса. При этом приводятся наименования конкретных активов. В процессе деятельности большая часть расходов связана с достижением поставленной перед предприятием цели. Она состоит, в свою очередь, в получении запланированного финансового итога. После определения годового, чистого дохода предприятия бухгалтер устанавливает частичную стоимость ОС, запланированных для реализации. Учет капитальных затрат осуществляется в момент начисления процента, образовавшегося по отношению к активу, вложенному в запас. У большинства компаний данный показатель изменяется в зависимости от базовой ставки.
Управление расходами
Как выше было указано, капитальные затраты состоят из средств, связанных с усовершенствованием либо приобретением ОС, учтенных на балансе. На любом предприятии должна быть организована четкая система управления расходами. Ответственные сотрудники периодически определяют объем затрат, а также количество средств, которыми они покрываются. Анализ информации осуществляется в соответствии с отчетными документами, а также планами. При составлении бюджета компании следует учитывать такие показатели, как:
- Исходная стоимость ОС, имеющихся в наличии.
- Запланированные амортизационные начисления.
- Количество заложенных, неизрасходованных выплат по износу средств за предыдущие периоды.
- Примерная общая стоимость оборудования, которое будет выставлено на продажу или заменено в предстоящем году.
- Приблизительная совокупная сумма амортизационных начислений при приобретении основных фондом в настоящем периоде и общая величина отчислений на последний его день.
- Остаточная стоимость.
Расходы банков
Выше были рассмотрены затраты промышленных предприятий. Несколько иное значение расходы имеют для банковских структур. Их потребности ограничены покупкой офисной техники, оснащением помещений, в которых они находятся. Как показывает анализ, объем капитальных вложений банков существенно меньше, чем у промышленных предприятий. Это обуславливается тем, что доля ОС в системе активов составляет не больше 3-4%. Между тем сравнительно небольшие вложения в объекты компенсируются расходами на НМА. В частности, средства направляются на оптимизацию систем расчета и управления, обучение и переквалификацию персонала и пр. Стоит сказать, что в российских финансовых организациях нематериальные активы составляют еще меньшую долю, чем ОС. В среднем на них приходится порядка 1%. Особенностью предприятий банковского сектора, таким образом, выступает относительно небольшой объем капитальных затрат.
Дополнительно
В деятельности предприятия особое место занимают капитальные затраты. Как правило, они не являются регулярными. На практике предприятие, имеющее высокую доходность, может установить определенный период, по истечении которого ОС будут модернизироваться или заменяться, помещения расширяться или ремонтироваться. Выделенные на эти нужды средства имеют обычно целевое назначение. Капвложения направлены на достижение существенных результатов по повышению финансовой выгоды, приносимой конкретным объектом ОС. На модернизацию, ремонт станков, сооружение новых цехов и пр. могут расходоваться собственные или заемные средства. В последнем случае затраты на обслуживание кредита будут относиться к текущим издержкам.
Заключение
Главной задачей любого предприятия выступает извлечение максимальной прибыли в процессе своей деятельности. Для этого необходимо анализировать свою работу, сопоставлять достигнутые результаты с запланированными. Далеко не последнюю роль в этом имеет система управления расходами. От того, насколько эффективно она организована, зависит своевременность вложений в тот или иной актив. Соответственно, это будет определять результативность его отдачи. При проведении анализа используются бухгалтерские данные. Отчетность должна быть составлена так, чтобы информация была доступна по каждому активу. Это позволит выявить непроизводительные средства. По результатам анализа эффективности ОС составляется смета предстоящих расходов. В нее должны включаться только необходимые затраты, которые действительно позволят увеличить прибыль предприятия. От средств, не приносящих доход, целесообразно избавиться. Полученные средства лучше направить на совершенствование других объектов.