Государственные и муниципальные финансы составляют основу хозяйства любой страны. Они определяются в качестве комплекса денежных взаимоотношений, возникающих в реальном обороте средств между соответствующими органами власти и прочими субъектами. Рассмотрим далее, как осуществляется государственное регулирование финансов.
Общая информация
Управление государственными финансами позволяет обеспечивать использование централизованных средств для погашения внутренних и внешних расходных обязательств страны. Наличие этого комплекса способствует планомерному расширению всех отраслей хозяйствования.
Государственные и муниципальные финансы, кроме прочего, обеспечивают достаточность и стабильность социальных гарантий, устойчивость денежного оборота, а также платежеспособность страны как самостоятельного заемщика. Внутри этого комплекса существует огромное многообразие типов бюджетных отношений, состоящих из различных звеньев. Эти взаимодействия постоянно усложняются вследствие расширения сферы услуг, глобализации денежного рынка, повышения стабилизирующей роли власти в хозяйственной области.
Структура государственных финансов
Этот комплекс сегодня считается одним из наиболее динамичных секторов. Система государственных финансов включает в себя Федеральный, региональный и местный бюджеты. В рамках этого института решается множество вопросов. Одной из наиболее актуальных задач выступает поиск оптимальных методов и направлений, в которых могут использоваться государственные финансы. Экономика страны только тогда выходит на принципиально новый, более совершенный уровень, когда осуществляется грамотное планирование распределения имеющегося денежного фонда. В этой связи особое значение имеет исследование закономерностей бюджетного сектора, тенденций его расширения. Такой подход обеспечивает объективный взгляд на формирование государственных финансов.
Важность изучения
Исследование закономерностей, по которым реализуются функции государственных финансов, позволяет максимально полно овладеть необходимой культурой мышления в области бюджетных отношений. Вместе с этим наличие знаний дает возможность качественно проводить анализ социально значимых процессов и проблем, существующих в стране, с высокой долей вероятности прогнозировать возможные и приоритетные направления использования средств.
Изучение закономерностей позволяет четко формулировать цели государственных финансов и находить наиболее оптимальные пути их достижения. Для каждого гражданина, выступающего в качестве получателя бюджетных средств, такие знания позволят наиболее четко осознавать собственные обязанности и права, определять степень ответственности для каждого бюджетного уровня. Это особенно важно в вопросе умения пользоваться основными формами государственного обеспечения, предусмотренными законодательством.
Инструменты воздействия
Развитие государственных финансов, их стабильность обеспечиваются посредством использования определенных координирующих методов. В частности, осуществляется распределение и перераспределения средств между действующими бюджетными звеньями. Различные формы государственных финансов образуются в результате взаимодействия различных институтов власти и граждан. Воздействие на денежные средства осуществляется опосредованно. Например, государство влияет на бизнес посредством установления налоговой политики, координации рынка, образования амортизационного фонда, обеспечение господдержки предприятий с помощью субсидий и так далее. Таким образом, система государственных финансов не находится под непосредственным влиянием власти. Правительство воздействует через денежный фонд на хозяйственный и социальный сектор посредством планирования и реализации бюджетной политики.
Зависимость комплекса от остальных секторов
Сфера государственных финансов находится под непосредственным влиянием преобразований, имеющих место в тех или иных звеньях денежного оборота. В первую очередь, это касается взаимосвязей между средствами макро- и микроуровня. К первым относят муниципальный и государственный бюджетные фонды. Они основываются на денежном потенциале действующих в стране предприятий. Средства используются для реализации общих задач по усовершенствованию хозяйственного сектора. В этой связи необходима оптимальная организация государственных финансов. Метод, посредством которого решается этот вопрос, отражает качественную определенность средств.
Основные принципы
Они выступают в качестве важного методологического фактора в вопросах координирования и использования муниципальных и государственных финансов. Существующие принципы позволяют определить направления влияния средств на становление всех хозяйственных секторов, установить критерии деятельности внутри них. Следует выделить 2 основных принципа, на основании которых реализуются функции государственных финансов:
- Взаимодействие с информационными потоками. Те или иные государственные решения принимаются в соответствии с комплексом полученных данных. Поступающая информация о состоянии хозяйственного и социального сектора проходит обработку и анализ. Оценка сведений важна не только в момент принятия решений. Анализ важен и при последующем контроле над ходом его реализации. Необходимые данные поступают в виде статистической и оперативной отчетности, соглашений и договоров, расчетной документации и так далее.
- Четкая целевая направленность. Средства бюджетных фондов касаются определенных социально-политических интересов отдельных категорий граждан. При этом в каждом взаимодействии финансы ориентированы на решение территориальных и федеральных задач.
Суть администрирования
Для того чтобы государственные финансы РФ находились в стабильном состоянии, используется набор определенных стимулов и санкций, обеспечивающих быстрое и эффективное решение поставленных задач. Администрирование денежными ресурсами осуществляется посредством принятия бюджетного законодательства, утверждения статей расходов и доходов федеральных и региональных средств, составления отчета по их исполнению, отмены либо введения отдельных сборов и налогов, установления предельной величины госдолга и так далее.
В качестве объекта выступают государственные финансы либо комплекс денежных взаимодействий. Субъектами администрирования являются уполномоченные службы, институты, отделы, инспекции и прочие. Суть управления отражается в финансовой политике государства. Она представляет собой комплекс методологических принципов, практических методов использования. Администрирование обеспечивает денежную независимость и устойчивость. Они, в свою очередь, проявляются в стабильности рубля, уменьшении внутренних и внешних долгов и сочетании общественных и государственных интересов.
Основные элементы
Государственные финансы координируются посредством использования нескольких элементов. В частности к ним относят:
- Планирование. В ходе этого процесса осуществляется оценка состояния денежного фонда и направлений эффективного распределения средств.
- Оперативное управление. Оно включает в себя совокупность мер, которые разрабатываются в соответствии с реальной ситуацией. Оперативное управление позволяет максимизировать эффект при минимизации расходов. Достигается это за счет перераспределения имеющихся финансовых ресурсов.
- Контроль. Он осуществляется на всех этапах и на всех направлениях, в которых используются государственные финансы. Контроль включает в себя сопоставление фактических и запланированных результатов.
Субъекты, осуществляющие администрирование
На макроэкономическом уровне направления, в которых распределяются государственные финансы, контролируются различными институтами власти. Они уполномочены на Федеральном уровне вести соответствующую деятельность. К таким институтам следует относить: непосредственно органы госвласти и территориального самоуправления, а также иных участников бюджетного оборота, в компетенцию которых входит решение указанных задач.
Прогнозирование
Этот процесс предусматривает исследование состояния, в котором находятся государственные финансы в отчетном периоде, установление объема мобилизации бюджетных средств, направлений использования и источников, обоснование показателей разработанных планов. Прогнозирование достаточно широко используется на всех уровнях, выступая в качестве инструмента научного предвидения, получения дополнительных сведений, вариантного анализа.
В этой связи оно способствует разработке финансовой концепции по развитию государства либо конкретного субъекта хозяйствования. Прогнозы позволяют уполномоченным органам определить несколько возможных вариантов совершенствования комплекса, предусмотреть методы реализации бюджетной политики. В финансовом прогнозировании традиционно используются экономические модели. Они могут с определенной степенью вероятности иллюстрировать динамику показателей с учетом разных факторов, которые могут воздействовать на денежный оборот.
Планирование
Оно выполняется на основе показателей, полученных в процессе прогнозирования. Планирование необходимо для научного обоснования перемещения денежных ресурсов и изменения соответствующих бюджетных отношений в определенном (заданном) периоде. На этом этапе достигается сбалансированное и пропорциональное развитие и деятельность хозяйственных субъектов. В ходе планирования осуществляется анализ денежного состояния, определяются возможности увеличения объема бюджетных ресурсов, а также направления наиболее эффективного их внедрения. В качестве информационной основы на этом этапе выступают данные, присутствующие в оперативной, статистической и бухгалтерской отчетности. Сведения в указанных документах должны отражаться в полном объеме и быть достоверными.
Оптимизация
Этап оперативного управления предусматривает разработку комплекса мероприятий, направленных на достижение максимально возможных финансовых результатов при минимальных расходах. На этом этапе учитывается анализ текущей ситуации в бюджетном секторе и соответствующее перераспределение средств.
В ходе оперативного управления государственными финансами таким образом достигается стабильность хозяйства страны и субъектов, задействованных в нем. На данной стадии, в частности, решаются задачи по обеспечению денежной поддержки населения. Кроме этого, проводится ликвидации и предупреждение кризисных явлений в ходе хозяйственной деятельности и минимизируются последствия, осуществляется маневрирование средствами для реализации бюджетных показателей на всех уровнях системы в рамках складывающихся условий.
Стратегическое координирование
Это один из способов управления финансами. Стратегическое координирование входит в полномочия высших исполнительных и законодательных органов. Данный процесс предусматривает:
- Установление источников и объема бюджетных средств, посредством которых обеспечивается воспроизводство в таких пропорциях, которые закладывались по основным направлениям реализации финансовой политики.
- Определение оптимального соотношения между денежными ресурсами между институтами власти, действующими на федеральном и местном уровнях, и хозяйственными субъектами.
- Выявление наиболее результативных направлений использования бюджетных средств и резервов их роста.
Научный подход
В процессе оперативного и стратегического координирования финансов необходимо соблюдать системность при принятии административных решений. Она основывается на научном подходе обоснования методики планирования и прогнозирования, выработки методов и приемов контроля, соответствующих существующим рыночным условиям хозяйственной деятельности.
Такая стратегия позволяет создавать новые регулирующие механизмы, выявлять бесперспективность одних направлений и преимущества других, выработать дополнительные предпосылки к усовершенствованию бюджетных инструментов.
Научная основа для разработки и внедрения конкретных мер особенно важна в рамках рыночной экономики, где деятельность субъектов хозяйствования находится под воздействием жесткой конкуренции, а ее функционирование характеризуется стихийностью. Такая стратегия способствует обеспечению благосостояния населения, стабильной поддержки организаций и хозяйственных секторов. Она позволяет предупредить либо сгладить последствия кризисных явлений.
Правовые основы
Успешное проведение финансовой политики, эффективная реализация бюджетного и административного механизма во многом зависят от нормативного оформления бюджетных отношений. В связи с тем что страна перешла на рыночные условия хозяйствования, роль права в области денежных взаимодействий существенно возросла.
На государственные финансы значительное влияние оказали и создание федеративных взаимоотношений между органами власти, и кардинальное изменение административного аппарата. Это способствует возникновению предпосылок для разработки нового бюджетного законодательства и принятия соответствующих современности юридических норм. Такие мероприятия обеспечивают наиболее эффективное управление финансами хозяйственных субъектов и госорганов, защиту интересов участников денежного оборота и жесткую дисциплину.
Особенности юридического контроля
В ходе применения норм при управлении финансами отмечается их императивность. Это иллюстрирует практическую деятельность власти по координированию бюджетных отношений. Такая активность государства лишает хозяйственные субъекты возможности приобретать финансовые права по своему желанию и усмотрению, определять их содержание и самостоятельную реализацию.
Бюджетное законодательство тесно связано с Административным и Гражданским кодексами. В этой связи мнение о том, что финансовое право осуществляет регулирование всех денежных отношений, неверно. Бюджетное законодательство выступает в качестве комплекса юридических норм и предписаний, направленных на контроль отношений, которые появляются при образовании, распределении и использовании средств денежного фонда страны.
Классификация норм
Финансовые правовые акты, применяемые в ходе координирования бюджетной сферы, отличаются многообразием. Они классифицируются по:
- Юридической силе. Акты разделены на законы и подзаконные предписания.
- Уровню власти. Нормы могут быть приняты государственными либо территориальными органами.
- Степени контроля над бюджетными областями и звеньями. По этому признаку акты разделяются на регулирующие отношения во всех или отдельных сферах. К первым относят, например, Конституцию, Налоговый, Бюджетный кодексы.
Специфика законодательства
Основы финансового управления закладываются в Конституции. Она определяет федеративное устройство, в соответствии с чем в налоговой и бюджетной областях выделяется три уровня. Кроме этого, Конституция устанавливает сферу влияния Президента, федеральных представительных и исполнительных органов, а также местного самоуправления в финансовом процессе.
Нормы бюджетного законодательства координируют отношения, возникающие в процессе денежного оборота. К ним, кроме прочего, относят формирование доходов и затрат имеющихся государственных средств. Положения законодательства также координируют межбюджетные отношения, применение наказаний за нарушения предписаний, а также непосредственное осуществление денежного оборота внутри страны. Налоговые нормы регулируют взаимодействия, возникающие в процессе установления и взимания сборов и налогов. В ведение законодательства также входит координация отношений в области контроля и ответственности за несоблюдение бюджетной дисциплины.
Законы и подзаконные акты
Система государственных и региональных финансов основывается на решениях и нормах, принятых представительными органами, уполномоченными на координирование бюджетного сектора на территории России либо отдельного субъекта страны. Отдельное значение в вопросе контроля денежного оборота имеют Указы Президента, правительственные постановления, ведомственные акты – письма, инструкции, разъяснения, приказы федеральных агентств и служб, исполнительных инстанций регионального уровня, а также местной власти.
Последние играют существенную роль в вопросе контроля над оборотом муниципальных и государственных финансов. Они позволяют на правовом основании координировать бюджетные отношения в разных хозяйственных секторах, между получателями и распорядителями средств.
При этом следует отметить, что юридическое регулирование распространяется абсолютно на все элементы процесса администрирования финансовой отрасли – от планирования и прогнозирования источников образования бюджетных средств до контроля над реализацией принятых расходно-доходных статей и порядком проведения надзора за деятельностью исполнительных органов. Качество действующих законов и подзаконных актов определяет результативность координирующей активности власти в целом. Ввиду несомненной важности этого вопроса задачам правового регулирования финансового сектора Правительство уделяет особое внимание.