Рубрики
...

Система финансов: сущность и структура

Финансовая система является комплексом звеньев и подразделений денежных отношений, с помощью которых осуществляется формирование, распределение и использование средств. В этот институт включены все учреждения страны, осуществляющие обслуживание обращения капитала. Рассмотрим далее особенности системы финансового управления. система финансов

Общая характеристика

Денежные средства выступают в качестве предмета распределительных отношений. Они имеют место в рамках разных финансово-экономических систем. Распределение при этом осуществляется между различными хозяйствующими субъектами. В финансовой системе, финансовой деятельности выделяют две крупные сферы. Одна включает в себя совокупность денежных отношений учреждений и компаний. Вторая сфера - это государственная финансовая система. В широком смысле в рассматриваемый институт входит и кредитно-банковское обслуживание.

Ключевые элементы

Каждая указанная выше система финансов обладает своей структурой и формируется из нескольких звеньев. Так, в кредитно-банковскую сферу включаются банки и кредитные учреждения. Система финансов предприятия выступает как децентрализованный институт. Их совокупность участвует в регулировании и стимулировании хозяйственной и социальной сферы на микроуровне. Система финансов РФ обладает централизованным характером. Комплекс ее элементов используется в регулировании хозяйствования и в распределительных отношениях на макроуровне. Разграничение всего института на отдельные сферы и звенья обуславливается спецификой функционирования каждого элемента, отличиями в способах распределения и последующего использования капитала. Это, в свою очередь, определяет для каждого направления системы организации финансов особую роль.

Система финансов государства

Она включает в себя несколько институтов. К ним относят, в частности:

  1. Бюджетную систему.
  2. Госкредит.
  3. Внебюджетные государственные целевые фонды.
  4. Госфонд страхования.

Бюджетная система представляет собой комплекс государственных денежных фондов. Она выступает как форма создания и расходования капитала, предназначенного для обеспечения функций и задач федеральной, региональной и местной власти. Бюджет - это основной план формирования и использования централизованного капитала. Система финансов государства обеспечивает реализацию властных полномочий. Они состоят в проведении госполитики посредством перераспределения поступлений. Доходы формируются, преимущественно, за счет налоговых отчислений. В госбюджет РФ входит федеральный, региональный и местный финансовые планы. система финансов государства

Фонды

Это следующий неотъемлемый элемент, который включает в себя финансовая система РФ. В процессе перехода к рыночным условиям были сформированы такие социальные внебюджетные фонды, как:

  1. Соцстрахования.
  2. Пенсионный.
  3. ОМС.

Указанные фонды выступают в качестве федеральной собственности, однако функционируют как самостоятельные институты. Они имеют определенное целевое назначение. Оно выражается в финансировании социальных услуг, которые предоставляются гражданам. Кроме того, формируются фонды хозяйственного назначения. Их средства используются в финансировании потребностей страны при решении экономических задач.

Прочие звенья

В сфере государственного кредита возникают отношения, касающиеся привлечения временно свободных капиталов населения, компаний и учреждений для финансирования госрасходов. Они основываются на добровольности платежей. Госкредит включает в себя также и внешние заимствования страны - средства, которые власть берет у зарубежных стран для покрытия бюджетного дефицита. Фонд страхования используется для возмещения вероятных убытков от несчастных случаев и стихийных бедствий. Его средства направляются также на проведение мероприятий по предотвращению таких потерь. государственная финансовая система

Организация финансовой системы на микроуровне

Капиталы хозяйствующих субъектов считаются одним из важнейших звеньев рассматриваемого института. Они участвуют в производственной и непроизводственной областях экономики страны. Компании, относящиеся к первой сфере, в рамках рыночных условий функционируют на основе полного коммерческого (хозяйственного) расчета. Он, в свою очередь, базируется на трех принципах:

  1. Самофинансирования за счет поступающих доходов.
  2. Рентабельности.
  3. Финансовой самостоятельности.

Капиталы хозяйствующих субъектов выступают не просто как составной элемент института, а в качестве одного из ключевых его звеньев. Система финансов компаний занимают в общей структуре особое, определяющее положение. В ней формируются денежные потоки, создается национальная прибыль и валовый внутренний продукт. Доход впоследствии перераспределяется через бюджетную и налоговую, непроизводственную и производственную сферы. Система финансов отдельных хозяйствующих субъектов обладает спецификой, которая зависит от типа их собственности и правовой формы. Вместе с этим далеко не все компании выстраивают свою работу по принципам хозрасчета. В ГК предусматривается разграничение юрлиц на коммерческие и некоммерческие предприятия. Такая классификация устанавливается в зависимости от цели создания компаний. Критерием разделения выступает также и порядок, в соответствии с которым используется полученный доход. Система финансов юрлиц, таким образом, включает в себя капиталы:

  1. Некоммерческих учреждений.
  2. Общественных объединений.
  3. Компаний, работающих на коммерческих началах.
  4. Муниципальных и государственных учреждений. финансовая система является

Денежные ресурсы

Они выступают в качестве основы организации финансовой системы предприятий любой формы собственности. Хозяйствующие субъекты должны располагать денежными ресурсами определенного объема. Его должно быть достаточно для осуществления ими коммерческой и иной деятельности. Капиталы юрлиц формируют основу микроэкономики. На этом уровне создается большая часть денежных ресурсов. Финансовое состояние предприятий оказывает существенное влияние на всю систему капиталов в стране. Денежные средства компаний позволяют регулировать стоимостную оценку материальных, трудовых и прочих ресурсов, обеспечивать сбалансированность этих элементов. Кроме того, доходы, которые получают предприятия, играют определяющую роль при формировании бюджетов на всех уровнях.

Кредитно-банковская сфера

Объективная необходимость в ее существовании обуславливается кругооборотом товарно-денежной массы в ходе общественного воспроизводства. У одних владельцев ресурсов образуются свободные средства. При этом у других возникает потребность в привлечении дополнительного капитала. В результате формируются кредитные отношения. Временно свободные средства предприятий аккумулируются в банках и прочих финансовых компаниях. Юрлица получают возможность воспользоваться ссудой или кредитом для ускорения реализации намеченных проектов, не дожидаясь скопления собственных средств. Мобилизация финансов и их трансформация в займы и ссуды обеспечиваются банковской системой. Она выступает еще одним ключевым элементом всего фонда денежного обращения страны. Банковская система формируется из двух уровней:

  1. ЦБ.
  2. Коммерческие банковские институты и специализированные кредитно-финансовые организации.  системы финансового управления

Особенности развития института

Проведение экономических реформ, реализация принципиально новой финансовой и хозяйственной политики обусловили формирование новых звеньев в рамках денежных отношений. Необходимо отметить, что основой капитала любой страны выступают первичные доходы хозяйствующих субъектов. К ним относят не только прибыль коммерческих и государственных учреждений и компаний, но и граждан. Как выше было сказано, в качестве классификационного признака разделения денежной сферы на два направления выступает положение, роль субъекта в процессе общественного воспроизводства. Согласно этому критерию и выделяются различия в потребностях ресурсов и фондов.

Специфика работы субъектов

Непосредственно участвующие в общественном воспроизводстве граждане и юрлица, осуществляющие предпринимательство, выпускают продукцию и оказывают услуги. Для этого им необходимы определенные средства, которые обеспечили бы производственный процесс. Система финансов хозяйствующих субъектов считаются исходным элементом. Именно в процессе их функционирования формируются первичные доходы и денежные ресурсы, начинается прочее распределение и перераспределение стоимости.

Группировка отношений в рамках сферы хозяйственной деятельности субъектов осуществляется в соответствии с характером работы каждого из них. Он влияет на источники формирования ресурсов и порядок, по которому они используются. Некоторые компании функционируют с целью извлечения прибыли. Такие предприятия считаются коммерческими. Кроме них, для обеспечения нормального существования общества создаются организации, предназначенные для удовлетворения нужд населения в культурных, образовательных, научных и прочих необходимых благах. Эти учреждения не преследуют цель извлечения прибыли, они не осуществляют перераспределение полученного дохода между учредителями.

Необходимость обладать определенным объемом финансовых ресурсов обуславливается задачами, определенными в их уставах. Это положение оказывает влияние и на структуру отношений, в которых участвую такие учреждения. В товарном производстве задействованы и ПБЮЛ. Такие субъекты осуществляют самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение доходов от использования имущества, реализации продукции, выполнения работы или оказания комплекса услуг.

Фонд соцстрахования

В качестве основной задачи этого института выступает выплата пособий:

  1. По уходу за ребенком, родам и беременности.
  2. На реабилитацию после перенесенных заболеваний и профилактику.
  3. По временной нетрудоспособности.
  4. На частичное финансирование обслуживания детей во внешкольной деятельности.
  5. На поведение научной и исследовательской работы по соцстрахованию.
  6. На формирование резервов для обеспечения устойчивости финансового положения фонда.

К обязательным взносам в ФСС относят:

  • Поступления граждан и работодателей.
  • Финансирование из госбюджета.
  • Иные платежи.

Отчисления в фонд устанавливаются в размере 4% от начисленной зарплаты.

ПФР

Пенсионные фонды считаются наиболее крупными финансовыми внебюджетными фондами по объему мобилизуемых в них ресурсов. В развитых странах их доля составляет 50-60% от всех средств, направленных на социальные нужды. Управление финансами ПФ предусматривает:

  1. Целевой сбор и аккумулирование страховых платежей.
  2. Финансирование пенсионных выплат.
  3. Проведение работы по взысканию с нанимателей и граждан сумм компенсаций по инвалидности, наступившей вследствие профзаболевания, трудового увечья и так далее.
  4. Капитализацию средств ПФ, привлечение добровольных средств.
  5. Обеспечение контроля с участием налоговых служб полного и своевременного поступления взносов.
  6. Формирование государственной информационной базы по всем существующим категориям плательщиков.
  7. Проведение разъяснительной работы среди юрлиц и граждан по вопросам, входящим в компетенцию пенсионного фонда. финансовой системе финансовой деятельности

Расходы и доходы ПФ

Пенсионные фонды составляют собственный бюджет по поступлениям и затратам. Доходы ПФ образуются из таких источников, как:

  1. Страховые взносы нанимателей, граждан, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность, прочих субъектов.
  2. Бюджетные ассигнования.
  3. Добровольные взносы.

Расходы ПФ направляются на:

  1. Выплату пенсий.
  2. Оказание материальной помощи нетрудоспособным и престарелым гражданам.
  3. Выплату пособий.
  4. Материально-техническое и финансовое обеспечение работы ПФ.

В процессе определения доходов, которые облагаются взносами в фонд, исключаются:

  1. Выходное пособие, выплачиваемое при увольнении.
  2. Компенсация за неиспользованные отпускные дни.
  3. Среднемесячный заработок, предоставляемый временно безработным гражданам в период трудоустройства.
  4. Материальную помощь, компенсации, льготы.

ФОМС

Этот фонд предназначен для финансирования затрат населения на медицинское обслуживание. В качестве основных целей ФОМС выделяют следующие:

  1. Финансирование реализации целевых программ в рамках ОМС.
  2. Контроль рационального использования средств фонда.

Поступления ФОМС формируются за счет:

  1. Страховых взносов юрлиц.
  2. Бюджетных ассигнований.
  3. Добровольных взносов.
  4. Прибыли от оборота временно свободных капиталов ФОМС.

Федеральный и региональные (территориальные) фонды образованы в соответствии с ФЗ, регламентирующим медицинское страхование населения в РФ. Основными задачами ФОМС закон называет:

  1. Аккумуляцию финансовых ресурсов, направляемых на обеспечение обязательного медстрахования.
  2. Компенсацию затрат на медпомощь.
  3. Обеспечение для всех граждан равного доступа к медицинским услугам на территории страны.
  4. Реализацию федеральных программ в области здравоохранения.

Непосредственное финансирование медучреждений осуществляется территориальными фондами ОМС.