Финансовая система является комплексом звеньев и подразделений денежных отношений, с помощью которых осуществляется формирование, распределение и использование средств. В этот институт включены все учреждения страны, осуществляющие обслуживание обращения капитала. Рассмотрим далее особенности системы финансового управления.
Общая характеристика
Денежные средства выступают в качестве предмета распределительных отношений. Они имеют место в рамках разных финансово-экономических систем. Распределение при этом осуществляется между различными хозяйствующими субъектами. В финансовой системе, финансовой деятельности выделяют две крупные сферы. Одна включает в себя совокупность денежных отношений учреждений и компаний. Вторая сфера - это государственная финансовая система. В широком смысле в рассматриваемый институт входит и кредитно-банковское обслуживание.
Ключевые элементы
Каждая указанная выше система финансов обладает своей структурой и формируется из нескольких звеньев. Так, в кредитно-банковскую сферу включаются банки и кредитные учреждения. Система финансов предприятия выступает как децентрализованный институт. Их совокупность участвует в регулировании и стимулировании хозяйственной и социальной сферы на микроуровне. Система финансов РФ обладает централизованным характером. Комплекс ее элементов используется в регулировании хозяйствования и в распределительных отношениях на макроуровне. Разграничение всего института на отдельные сферы и звенья обуславливается спецификой функционирования каждого элемента, отличиями в способах распределения и последующего использования капитала. Это, в свою очередь, определяет для каждого направления системы организации финансов особую роль.
Система финансов государства
Она включает в себя несколько институтов. К ним относят, в частности:
- Бюджетную систему.
- Госкредит.
- Внебюджетные государственные целевые фонды.
- Госфонд страхования.
Бюджетная система представляет собой комплекс государственных денежных фондов. Она выступает как форма создания и расходования капитала, предназначенного для обеспечения функций и задач федеральной, региональной и местной власти. Бюджет - это основной план формирования и использования централизованного капитала. Система финансов государства обеспечивает реализацию властных полномочий. Они состоят в проведении госполитики посредством перераспределения поступлений. Доходы формируются, преимущественно, за счет налоговых отчислений. В госбюджет РФ входит федеральный, региональный и местный финансовые планы.
Фонды
Это следующий неотъемлемый элемент, который включает в себя финансовая система РФ. В процессе перехода к рыночным условиям были сформированы такие социальные внебюджетные фонды, как:
- Соцстрахования.
- Пенсионный.
- ОМС.
Указанные фонды выступают в качестве федеральной собственности, однако функционируют как самостоятельные институты. Они имеют определенное целевое назначение. Оно выражается в финансировании социальных услуг, которые предоставляются гражданам. Кроме того, формируются фонды хозяйственного назначения. Их средства используются в финансировании потребностей страны при решении экономических задач.
Прочие звенья
В сфере государственного кредита возникают отношения, касающиеся привлечения временно свободных капиталов населения, компаний и учреждений для финансирования госрасходов. Они основываются на добровольности платежей. Госкредит включает в себя также и внешние заимствования страны - средства, которые власть берет у зарубежных стран для покрытия бюджетного дефицита. Фонд страхования используется для возмещения вероятных убытков от несчастных случаев и стихийных бедствий. Его средства направляются также на проведение мероприятий по предотвращению таких потерь.
Организация финансовой системы на микроуровне
Капиталы хозяйствующих субъектов считаются одним из важнейших звеньев рассматриваемого института. Они участвуют в производственной и непроизводственной областях экономики страны. Компании, относящиеся к первой сфере, в рамках рыночных условий функционируют на основе полного коммерческого (хозяйственного) расчета. Он, в свою очередь, базируется на трех принципах:
- Самофинансирования за счет поступающих доходов.
- Рентабельности.
- Финансовой самостоятельности.
Капиталы хозяйствующих субъектов выступают не просто как составной элемент института, а в качестве одного из ключевых его звеньев. Система финансов компаний занимают в общей структуре особое, определяющее положение. В ней формируются денежные потоки, создается национальная прибыль и валовый внутренний продукт. Доход впоследствии перераспределяется через бюджетную и налоговую, непроизводственную и производственную сферы. Система финансов отдельных хозяйствующих субъектов обладает спецификой, которая зависит от типа их собственности и правовой формы. Вместе с этим далеко не все компании выстраивают свою работу по принципам хозрасчета. В ГК предусматривается разграничение юрлиц на коммерческие и некоммерческие предприятия. Такая классификация устанавливается в зависимости от цели создания компаний. Критерием разделения выступает также и порядок, в соответствии с которым используется полученный доход. Система финансов юрлиц, таким образом, включает в себя капиталы:
- Некоммерческих учреждений.
- Общественных объединений.
- Компаний, работающих на коммерческих началах.
- Муниципальных и государственных учреждений.
Денежные ресурсы
Они выступают в качестве основы организации финансовой системы предприятий любой формы собственности. Хозяйствующие субъекты должны располагать денежными ресурсами определенного объема. Его должно быть достаточно для осуществления ими коммерческой и иной деятельности. Капиталы юрлиц формируют основу микроэкономики. На этом уровне создается большая часть денежных ресурсов. Финансовое состояние предприятий оказывает существенное влияние на всю систему капиталов в стране. Денежные средства компаний позволяют регулировать стоимостную оценку материальных, трудовых и прочих ресурсов, обеспечивать сбалансированность этих элементов. Кроме того, доходы, которые получают предприятия, играют определяющую роль при формировании бюджетов на всех уровнях.
Кредитно-банковская сфера
Объективная необходимость в ее существовании обуславливается кругооборотом товарно-денежной массы в ходе общественного воспроизводства. У одних владельцев ресурсов образуются свободные средства. При этом у других возникает потребность в привлечении дополнительного капитала. В результате формируются кредитные отношения. Временно свободные средства предприятий аккумулируются в банках и прочих финансовых компаниях. Юрлица получают возможность воспользоваться ссудой или кредитом для ускорения реализации намеченных проектов, не дожидаясь скопления собственных средств. Мобилизация финансов и их трансформация в займы и ссуды обеспечиваются банковской системой. Она выступает еще одним ключевым элементом всего фонда денежного обращения страны. Банковская система формируется из двух уровней:
- ЦБ.
- Коммерческие банковские институты и специализированные кредитно-финансовые организации.
Особенности развития института
Проведение экономических реформ, реализация принципиально новой финансовой и хозяйственной политики обусловили формирование новых звеньев в рамках денежных отношений. Необходимо отметить, что основой капитала любой страны выступают первичные доходы хозяйствующих субъектов. К ним относят не только прибыль коммерческих и государственных учреждений и компаний, но и граждан. Как выше было сказано, в качестве классификационного признака разделения денежной сферы на два направления выступает положение, роль субъекта в процессе общественного воспроизводства. Согласно этому критерию и выделяются различия в потребностях ресурсов и фондов.
Специфика работы субъектов
Непосредственно участвующие в общественном воспроизводстве граждане и юрлица, осуществляющие предпринимательство, выпускают продукцию и оказывают услуги. Для этого им необходимы определенные средства, которые обеспечили бы производственный процесс. Система финансов хозяйствующих субъектов считаются исходным элементом. Именно в процессе их функционирования формируются первичные доходы и денежные ресурсы, начинается прочее распределение и перераспределение стоимости.
Группировка отношений в рамках сферы хозяйственной деятельности субъектов осуществляется в соответствии с характером работы каждого из них. Он влияет на источники формирования ресурсов и порядок, по которому они используются. Некоторые компании функционируют с целью извлечения прибыли. Такие предприятия считаются коммерческими. Кроме них, для обеспечения нормального существования общества создаются организации, предназначенные для удовлетворения нужд населения в культурных, образовательных, научных и прочих необходимых благах. Эти учреждения не преследуют цель извлечения прибыли, они не осуществляют перераспределение полученного дохода между учредителями.
Необходимость обладать определенным объемом финансовых ресурсов обуславливается задачами, определенными в их уставах. Это положение оказывает влияние и на структуру отношений, в которых участвую такие учреждения. В товарном производстве задействованы и ПБЮЛ. Такие субъекты осуществляют самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение доходов от использования имущества, реализации продукции, выполнения работы или оказания комплекса услуг.
Фонд соцстрахования
В качестве основной задачи этого института выступает выплата пособий:
- По уходу за ребенком, родам и беременности.
- На реабилитацию после перенесенных заболеваний и профилактику.
- По временной нетрудоспособности.
- На частичное финансирование обслуживания детей во внешкольной деятельности.
- На поведение научной и исследовательской работы по соцстрахованию.
- На формирование резервов для обеспечения устойчивости финансового положения фонда.
К обязательным взносам в ФСС относят:
- Поступления граждан и работодателей.
- Финансирование из госбюджета.
- Иные платежи.
Отчисления в фонд устанавливаются в размере 4% от начисленной зарплаты.
ПФР
Пенсионные фонды считаются наиболее крупными финансовыми внебюджетными фондами по объему мобилизуемых в них ресурсов. В развитых странах их доля составляет 50-60% от всех средств, направленных на социальные нужды. Управление финансами ПФ предусматривает:
- Целевой сбор и аккумулирование страховых платежей.
- Финансирование пенсионных выплат.
- Проведение работы по взысканию с нанимателей и граждан сумм компенсаций по инвалидности, наступившей вследствие профзаболевания, трудового увечья и так далее.
- Капитализацию средств ПФ, привлечение добровольных средств.
- Обеспечение контроля с участием налоговых служб полного и своевременного поступления взносов.
- Формирование государственной информационной базы по всем существующим категориям плательщиков.
- Проведение разъяснительной работы среди юрлиц и граждан по вопросам, входящим в компетенцию пенсионного фонда.
Расходы и доходы ПФ
Пенсионные фонды составляют собственный бюджет по поступлениям и затратам. Доходы ПФ образуются из таких источников, как:
- Страховые взносы нанимателей, граждан, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность, прочих субъектов.
- Бюджетные ассигнования.
- Добровольные взносы.
Расходы ПФ направляются на:
- Выплату пенсий.
- Оказание материальной помощи нетрудоспособным и престарелым гражданам.
- Выплату пособий.
- Материально-техническое и финансовое обеспечение работы ПФ.
В процессе определения доходов, которые облагаются взносами в фонд, исключаются:
- Выходное пособие, выплачиваемое при увольнении.
- Компенсация за неиспользованные отпускные дни.
- Среднемесячный заработок, предоставляемый временно безработным гражданам в период трудоустройства.
- Материальную помощь, компенсации, льготы.
ФОМС
Этот фонд предназначен для финансирования затрат населения на медицинское обслуживание. В качестве основных целей ФОМС выделяют следующие:
- Финансирование реализации целевых программ в рамках ОМС.
- Контроль рационального использования средств фонда.
Поступления ФОМС формируются за счет:
- Страховых взносов юрлиц.
- Бюджетных ассигнований.
- Добровольных взносов.
- Прибыли от оборота временно свободных капиталов ФОМС.
Федеральный и региональные (территориальные) фонды образованы в соответствии с ФЗ, регламентирующим медицинское страхование населения в РФ. Основными задачами ФОМС закон называет:
- Аккумуляцию финансовых ресурсов, направляемых на обеспечение обязательного медстрахования.
- Компенсацию затрат на медпомощь.
- Обеспечение для всех граждан равного доступа к медицинским услугам на территории страны.
- Реализацию федеральных программ в области здравоохранения.
Непосредственное финансирование медучреждений осуществляется территориальными фондами ОМС.