Рубрики

Общественный контроль за охраной труда: права и ответственность должностных лиц

Государственный и общественный контроль за охраной труда обеспечивается уполномоченными органами и структурами. Общая цель этой работы состоит в проверке исполнения установленных предписаний законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих вопросы ОТ. Рассмотрим далее, что собой представляет административный общественный контроль за охраной труда. общественный контроль за охраной труда

Общая характеристика

В сфере реализации управления ОТ особое значение имеет контроль. Он реализуется в трех ключевых направлениях. В частности, обеспечивается государственный, общественный и ведомственный контроль. Первый осуществляется Федеральной службой занятости. В ее структуре находятся Управление по надзору за соблюдением ТК, территориальные органы по госконтролю исполнения законодательства и иных нормативных актов об охране труда. Ведомственный надзор осуществляется специальными службами концернов, министерств, ассоциаций. В учреждениях и организациях он выполняется уполномоченными структурами, инженерами по ОТ или лицами, на которых возлагаются соответствующие обязанности. Специальные комиссии профкомитетов предприятий осуществляют общественный контроль.

Соблюдение правил охраны труда является обязанностью всех работников любой организации вне зависимости от ее правового статуса. Комиссии профкомитетов уполномочены осуществлять проверку для выявления нарушений установленных предписаний, установления виновных субъектов для последующего привлечения их к ответственности.

Общественный контроль за состоянием охраны труда

В рамках профсоюза либо иного уполномоченного органа выбираются ответственные лица. В соответствии с конкретными условиями производства может выбираться несколько таких работников. Лица, которые осуществляют общественный контроль за охраной труда, информируют руководство обо всех нарушениях, выявленных в ходе проверок, и добиваются их устранения. административный общественный контроль за охраной труда

Системы ОТ

В организациях обычно действуют СУОТ. Формирование и управление системой ОТ осуществляет собственник предприятия либо лицо (одно или несколько), уполномоченное им. Они образуют соответствующие службы или принимают специалистов ОТ на договорных условиях. Количество сотрудников, формирующих отделы, а также их структура будут зависеть от численности персонала предприятия и его масштаба. Если в организации работает меньше 10 человек, то специальную комиссию не создают и не приглашают специалиста. В этом случае ответственность за общественный контроль за охраной труда лежит на руководителе. Если на предприятии больше 10 человек, на паритетной основе формируется комиссия. В нее должны входить представители и нанимателя, и сотрудников. Если в организации работает больше 100 чел., то руководитель обязан ввести должность специалиста по ОТ. При численности свыше 1000 чел. формируется соответствующая служба. При отсутствии этой структуры, а также уполномоченного сотрудника по ОТ руководитель заключает договор с компетентной организацией либо специалистом, оказывающими услуги в соответствующей области.

Служба ОТ

Она выступает в качестве самостоятельного структурного подразделения и находится в непосредственном подчинении у руководителя или его заместителя. Основной функцией службы выступает общественный контроль за охраной труда. В него входит:

  1. Организация и координация мероприятий по ОТ.
  2. Надзор за исполнением законодательных и прочих нормативных актов.
  3. Совершенствование работ по профилактике производственного травматизма.
  4. Консультирование нанимателей и персонала по вопросам ОТ. общественный контроль соблюдение правил охраны труда

Важный момент

В деятельности системы ОТ участвуют руководители организаций, начальники структурных подразделений, лабораторий, отдельных участков, отделов главных специалистов, материально-технического снабжения и пр. Координация деятельности всех этих звеньев осуществляется инженером по ОТ. В качестве основы для принятия управленческих решений, планирования мероприятий выступает анализ результатов надзора, к которому в том числе относится оценка состояния системы охраны труда.

Классификация

Общественный контроль за охраной труда может быть:

  1. Оперативным.
  2. Плановым.
  3. Выборочным.

Кроме этого, предусматривается проверка требований безопасности при аттестации. Оперативный общественный контроль за охраной труда осуществляется службой ОТ и связан с разного рода отказами и авариями. В зависимости от характера катастроф к проверкам привлекают отделы главных специалистов (механика, энергетика, подразделений безопасности сооружений и зданий и пр.).

Плановый контроль может быть комплексным и целевым. Последний предполагает проверку производственного оборудования по конкретным признакам. К примеру, может осуществляться контроль соответствия электроприводов, систем гидравлики и пневматики требованиям безопасности. В качестве объекта проверки могут выступать средства для коллективной защиты. К ним, в частности, относят системы освещения, отопления, кондиционирования, вентиляции и пр. Обычно целевой контроль выполняется в масштабах всей организации.  журнал общественно административного контроля охране труда

Комплексные проверки

Они осуществляются в конкретном цехе. В качестве объекта выступает оборудование, используемое в производстве. Оно проверяется на соответствие комплексу мер безопасности, установленных стандартами. В ходе таких мероприятий заполняется журнал административно-общественного контроля по охране труда. В ходе проверок организуется проведение замеров показателей вредных и опасных факторов производства. Контролю подвергаются все виды оборудования, процессов, средств индивидуальной и общей защиты, а также строительные конструкции, расположенные на участке (в цехе).

Аттестация

В первую очередь она касается персонала. Аттестация основывается на проверке соответствия производственной среды, тяжести и напряженности работы, приспособлений, которые использует персонал, установленным требованиям. Оценке подлежат показатели всех вредных и опасных факторов, воздействующих на сотрудников. Их значения определяются при инструментальных измерениях в процессе деятельности согласно техническому регламенту, при эффективно и исправно функционирующих средствах общей и индивидуальной защиты. При этом применяются методы, установленные в соответствующих стандартах и иных нормативных актах. В процессе измерения должны использоваться приборы, прошедшие государственную проверку в установленный срок. Результаты снятия показателей оформляются протоколами. журнал административно общественного контроля по охране труда

Дополнительно

Факт проведения проверки заносится в журнал общественно-административного контроля. Охране труда как нормативно закрепленной деятельности предъявляются соответствующие требования. Лица, ответственные за ее осуществление, обязаны следовать специальным правилам. Их закрепляет Положение административно-общественного контроля. Охране труда руководитель предприятия должен уделять максимум внимания. Разработка мероприятий по ОТ входит в его обязанности. При этом на предприятии должны присутствовать работники, отвечающие за журнал общественного контроля по охране труда. В него заносятся факты проведения не только проверок, но и инструктажей, обучения персонала.

Выборочные мероприятия

К ним относят контроль вредных, тяжелых и опасных условий профессиональной деятельности. Выборочные мероприятия проводятся для установления правильности использования перечней производств, должностей, работ и показателей, в соответствии с которыми определяются льготные пенсии, предоставляются отпуска, обоснованности начисления компенсаций за осуществление деятельности под воздействием неблагоприятных факторов. Такие проверки также направлены на обеспечение контроля качества аттестации персонала, в особенности на местах, где работают женщины. положение административно общественного контроля охране труда

Показатели травматизма

Они выступают в качестве ключевых характеристик состояния ОТ. К показателям относят коэффициенты тяжести и частоты несчастных случаев и смертельных исходов. Оценка динамики их изменения позволяет спрогнозировать их значение на предстоящий период. Критерии, в соответствии с которыми травма характеризуется как производственная, указаны в Положении, определяющем особенности расследования страховых случаев. Согласно документу, учет ведется в отношении ситуаций, повлекших за собой стойкую или временную потерю трудоспособности, необходимость перевода сотрудника на другую работу или смерть, возникшие при выполнении им своих профессиональных обязанностей во время смены на территории предприятия либо за ее пределами, в том числе по пути к месту выполнения задания. К несчастным случаям относят травмы, полученные и от другого лица, острое отравление, ожог, тепловой удар, обморожение, утопление, укусы насекомых, поражение ионизирующим излучением, молнией или электротоком. Страховыми ситуациями также являются повреждения, которые получены при аварии, взрыве, разрушении сооружения, здания или конструкции, стихийного бедствия и прочих ЧС. государственный и общественный контроль за охраной труда

Особенности проведения расследований

Выявление обстоятельств несчастных случаев осуществляется специальной комиссией. В ней присутствуют представители нанимателя и работников. Включение в комиссию сотрудников администрации, несущих ответственность за охрану труда на территории, где была получена травма, запрещено. Допускается участие пострадавшего в расследовании случая. Комиссия обязана в трехдневный срок оформить соответствующий акт.