Земельные ресурсы играют важнейшую роль в обеспечении жизнедеятельности общества. В этой связи нормативные акты, формулирующие требования по рациональному их использованию, учитывают их особенности как природного объекта, элемента окружающей среды. Возникновение, прекращение и ограничение права на землю определяется в ЗК и прочих законах. В нормативных актах статьи формулируются так, чтобы в их положениях присутствовали правила соблюдения строительных, экологических, санитарно-гигиенических и иных специальных требований. Законодательство обеспечивает возможность использования природных ресурсов такими способами, которые не наносят вред окружающей среде. Рассмотрим далее подробнее понятие ограничения прав на землю.
Общие сведения
В законодательстве установлен приоритет охраны земельных ресурсов как ключевого компонента экологической среды и средства производства в лесном и сельском хозяйстве перед использованием их в качестве объекта недвижимости. В соответствии с этим принципом владение, пользование и распоряжение наделами осуществляется собственниками свободно, если их действия не наносят вред природе. В данном случае формулируется необходимое ограничение прав на землю в целях обеспечения защиты окружающей среды. Это означает, что каждый субъект, обладающий наделом, при организации своей хозяйственной деятельности должен, в первую очередь, разработать конкретные и эффективные мероприятия по охране этого ресурса. Они могут быть самыми различными. Характер мероприятий зависит от особенностей земли, специфики деятельности. Все это находит отражение в законодательстве.
Ограничение прав на землю: земельное право
Физические лица и организации могут распоряжаться, владеть и пользоваться наделами по законодательству. Однако в нормативных актах предусматриваются определенные условия и запреты на осуществление тех или иных действий. Ограничение прав на землю устанавливается в соответствии с п. 2 ст. 56 ЗК. В частности, предусмотрены особые условия пользования и специальный режим деятельности в санитарно-защищенных, охранных зонах. Законодательство формулирует правила охраны природы, в том числе растительного и животного мира, природных, культурных и исторических памятников, археологических объектов.
Ограничение и обременение прав на землю вводится для сохранения плодородия, естественного ареала, миграционных путей диких животных. Законодательство предусматривает определенные условия для начала и окончания застройки либо освоения территории на протяжении конкретного срока по проекту, согласованному по действующим правилам, ремонта, строительства либо содержания автодороги (ее участка) при предоставлении наделов, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Перечень ограничений, установленный в ЗК, не является исчерпывающим. Некоторые из них предусмотрены и в других нормативных актах, законах, регламентирующих охрану природы и использование определенных видов ресурсов.
Зоны с особыми условиями
На таких территориях действует ограничение прав на землю. В пределах этих зон работают обязательные правила, которые собственники должны исполнять, чтобы использовать участки. Например, в составе промышленных либо других специальных земель должны устанавливаться защитные, охранные, санитарные или иные зоны. Они необходимы для обеспечения безопасности людей, формирования надлежащих условий для эксплуатации энергетических, производственных, ядерных и радиационных объектов, складов опасных соединений, транспортных средств и пр. Участки, включенные в такие зоны, не изымаются у собственников. Но в их пределах может вводиться ограничение прав на землю, предполагающее запрет на осуществление определенной деятельности, несовместимой с назначением этих территорий. Например, на участках в пределах охранных зон системы газового снабжения не допускается сооружение зданий, возведение конструкций ближе минимально разрешенного расстояния до опасных объектов. Запрещено препятствовать обслуживающей организации или уполномоченной ею службе выполнять работы по ремонту, ликвидации аварийных последствий и пр.
Памятники природы
Ограничение прав на землю выражается в запрете на осуществление любой деятельности, которая может повлечь нарушение целостности этих объектов. Пользователи, владельцы, собственники участков, в пределах которых располагаются природные, культурные, исторические памятники, принимают на себя определенные обязательства. В частности, они должны обеспечивать режим особой защиты объектов. При этом все расходы, которые несут субъекты по созданию надлежащих условий сохранения памятников, возмещаются средствами федерального бюджета или внебюджетного фонда.
Важный момент
В законодательстве формулируются только допустимые основания ограничения прав на землю. Конкретные особые условия по использованию тех или иных участков должны определяться актами исполнительных структур государственной либо местной власти. Указанные документы могут обжаловаться субъектами, чьи интересы ими ущемлены. В таком случае прекращение и ограничение прав на землю может быть установлено судом.
Компенсации
При ограничении прав на земельный участок владелец несет определенные убытки. Они связаны с невозможностью в полной мере осуществлять ту или иную хозяйственную деятельность, приносящую доход. Такие потери должны быть компенсированы. Возмещению подлежит в том числе и упущенная выгода. Компенсировать потери обязаны соответствующие субъекты, в пользу которых вводится то или иное ограничение. Возместить убытки должны также лица, деятельность которых потребовала создания охранных, защитных, санитарных и прочих зон с особыми условиями.
Специфика
Ограничение прав на земельные участки обладает рядом особенностей. В частности, оно может вводиться бессрочно или на конкретный срок. В соответствии с законодательством, ограничение сохраняется в случае перехода права собственности на участок от одного субъекта к другому. В качестве одной из гарантий защиты интересов владельца выступает его право обжаловать действия или постановления в судебном порядке.
Регистрация
Она допускается только при наличии в ЕГРП записи об имущественном праве на конкретный недвижимый объект. Но до разграничения госсобственности на землю регистрация распоряжения землей, включенной в ее состав, не требуется. При проведении процедуры в записях ЕГРП указывается следующая информация:
- Содержание обременения/ограничения права.
- Срок действия особых условий.
- Сведения о лицах, чьи права ограничиваются.
- Документ, в соответствии с которым вводятся особые условия, срок его действия.
Если регистрация осуществляется не по заявлению собственника, владельца, пользователя, то эти субъекты уведомляются о проведении данной процедуры. Извещение должно быть направлено не позднее пяти дней с даты внесения соответствующих записей в ЕГРП.
Аренда
Она может выступать в качестве основания ограничения прав на землю. Участок по соответствующему договору передается собственником во временное пользование или владение. Соглашение, заключенное на срок больше года, подлежит обязательной регистрации. Внесение соответствующей записи в ЕГРП может производиться по заявлению одной из сторон договора либо уполномоченного субъекта при наличии у него доверенности (нотариально заверенной). К соглашению для регистрации должен прилагаться кадастровый паспорт участка. При оформлении будет взиматься госпошлина.
Ипотека (залог)
Этот вид ограничения регламентируется ГК, а также соответствующим ФЗ. Кредитор по обязательству, обеспеченному залогом, имеет преимущественную возможность удовлетворить свои требования из стоимости имущества. Это означает, что должник погашает обязательства перед ним в первую очередь, а затем - перед прочими кредиторами. Необходимо отметить, что законодательство не допускает ипотеки участков, находящихся в составе государственной либо муниципальной собственности. Исключением выступают территории, предназначенные для жилищного строительства или комплексного освоения для последующего возведения жилых сооружений и переданные в обеспечение возврата средств, предоставленных кредитным учреждением на ее обустройство. К последнему, в частности, относится прокладка инженерных коммуникаций.
Сервитут
Он представляет собой ограниченное право пользования чужим имуществом. Например, собственник участка может потребовать от владельца соседнего участка предоставить ему возможность пользоваться территорией последнего. Сервитут может также устанавливаться в интересах и по запросу субъекта, которому земля предоставлена по праву наследуемого пожизненного владения или бессрочного (постоянного) пользования. Такие особые условия могут быть публичными либо частными. В последнем случае сервитут устанавливается в соответствии с ГК по соглашению между заинтересованными лицами. Данный договор подлежит госрегистрации. Собственник, который обременен частным сервитутом, может потребовать соразмерную оплату с лиц, в пользу которых он введен, если другое не предусматривается в федеральном законодательстве. Особые условия публичного характера вводятся нормативными актами (региональными, ФЗ, предписаниями местной власти).
Публичный сервитут устанавливают, если он необходим для обеспечения интересов населения, государства или субъекта РФ. Изъятия участков при этом не производится. Публичный сервитут устанавливается после проведения общественных слушаний с учетом их результатов. Если введение этих таких особых условий приводит к невозможности в дальнейшем использовать участок, то владелец, собственник или иной субъект, которому он принадлежит, может потребовать его изъятия, путем выкупа в том числе. При этом орган, который ввел сервитут, дополнительно возмещает лицу убытки или предоставляет равноценный надел с компенсацией потерь. В таком порядке может предусматриваться срочное или постоянное ограничение прав на землю. Резервирование земель и введение публичного сервитута на них осуществляется всегда на конкретный срок.
Возможности нерезидентов
В законодательстве предусматривается ограничение прав на землю иностранных граждан. В частности, нерезиденты не могут получать в собственность участки, включенные в территории сельскохозяйственного назначения. Данный запрет не касается наделов для ведения ЛПХ, ИЖС и гаражного строительства, а также занятых сооружениями, зданиями. Не могут нерезиденты обладать правом собственности на участки, расположенные в приграничных зонах. Их перечень определяется указом президента. Иностранные граждане не вправе получать в собственность территории, которые предоставляются членам огороднических, дачных, садоводческих некоммерческих объединений. Нерезиденты могут стать членами указанных обществ, если участки им передаются в порядке срочного пользования или аренды. Иностранцы не могут получать в собственность бесплатно земли, которые находятся у них в наследуемом пожизненном владении или бессрочном (постоянном) пользовании, а также в других предусмотренных для граждан РФ случаях безвозмездного приобретения наделов. Нерезиденты не могут реализовать возможность преимущественной покупки участка при выкупе сооружений, зданий, строений, определенных в перечне, утвержденном президентом России.