Определение подсудности уголовных дел зачастую вызывает затруднения у участников процесса. Не все знают, в каком органе и в каком составе уполномоченных лиц должны рассматриваться материалы. Разберемся в этом вопросе в статье.
Историческая справка
Понятие подсудности уголовных дел, как, впрочем, и гражданских, нельзя назвать новым для отечественного законодательства. После проведенной в 1922-1924 гг. реформы на протяжении 70-ти лет в отечественных органах всех уровней имел место традиционный состав. В нем присутствовал один профессиональный судья и 2 народных заседателя. В связи с этим в то время вопрос о составе уполномоченного органа не возникал. Подсудность уголовных дел приобрела свою актуальность после 1992-го г. В то время был принят закон, допускавший единоличное рассмотрение материалов уполномоченными лицами. В 1993 году был утвержден еще один закон, предусматривавший возможность формирования суда 1-й инстанции двумя способами. Рассматривать дела могли три профессиональных судьи или один совместно с 12 присяжными. В связи с этим сегодня следует помнить о том, что рассматриваемая категория неразрывно связана с составом уполномоченного органа.
Значение
Подсудность уголовных дел определяет орган, в котором будут рассматриваться материалы, и его состав. Это выступает ключевыми предпосылками для реализации принципа полноты, объективности и всесторонности разрешения ситуации. В данном случае далеко не последнее значение имеет обеспечение своевременности утверждения итогового постановления (приговора). Нормы о направлении уголовного дела по подсудности позволяют реализовать и принципы независимости, беспристрастности, справедливости. Это соответствует международным общепринятым требованиям.
Предметная подсудность уголовных дел
Она прямым образом зависит от содержания рассматриваемых материалов. Предмет дела устанавливается по квалификации деяния лица, привлекаемого к ответственности. Можно коротко сформулировать принцип, по которому осуществляется отнесение материалов к ведению того или иного органа. Районный суд рассматривает все случаи, кроме тех, которые находятся в компетенции вышестоящих либо военных институтов, уполномоченных на разбирательство. Единолично выносится решение по преступлениям, максимальный срок тюремного заключения за которые меньше 5 лет. Городской (районный) суд может рассматривать деяния в составе одного профессионального должностного лица совместно с двумя народными заседателями. Такой порядок предусматривается для преступлений, наказание за которых в виде заключения в тюрьму больше 5-ти, но меньше 15-ти лет. Ст. 35-38 УПК устанавливается инстанционная подсудность.
В ст. 36, в частности, перечислены конкретные статьи, преступления по которым рассматриваются городским, краевым, областным органом, а также уполномоченной структурой автономных округов/областей. Ст. 37 указывает на случаи, отнесенные к ведению ВС республик, а ст. 38 - ВС РФ. Исключительная подсудность устанавливается в зависимости от особого социального значения или сложности преступления. Эти признаки учитываются при назначении слушаний в ВС РФ. Сегодня исключительная подсудность устанавливается по инициативе Высшего уполномоченного органа или Генпрокурора только при наличии ходатайства от обвиняемого.
Рассмотрение преступления в зависимости от местности
Территориальная подсудность уголовного дела устанавливается, как правило, по месту совершения деяния. Если же оно неизвестно (например, взятку субъект получал в разных городах, кража имела место в летящем самолете), рассмотрение преступления осуществляется там, где ведется расследование. Это правило распространяется на дела, разбираемые первой инстанцией. В этих случаях решаются главные вопросы о виновности/невиновности, освобождения от ответственности или назначения наказания.
Вопросы, связанные с исполнением приговоров
Подсудность уголовных дел устанавливается в зависимости от содержания проблемы, которую нужно решить. В ст. 368 УПК дается четкое указание на место разбирательства конкретных вопросов. Например, вынесение решения об УДО из ИК и замене не отбытой части наказания более мягкой санкцией решается по месту расположения колонии. Это объясняется тем, что при вынесении решения должны учитываться характеристики осужденного в ходе пребывания в ИК. Ими, соответственно, располагает администрация колонии.
Проверка обоснованности и законности ареста/продления его срока
Подсудность уголовных дел устанавливают по месту пребывания лица под стражей. Оно, однако, не во всех случаях может совпадать с местом проведения расследования или расположения органа, где будут рассматриваться материалы. Реализация данного правила должна осуществляться с учетом предписаний, которые присутствуют в постановлении КС РФ. В соответствии с ним, подать жалобу на необоснованный арест может не только непосредственно лицо, которое находится под стражей или его защитник в орган по месту задержания, но и субъект, к которому данная мера назначена, но еще не применена. При определении суда в последнем случае после принятия постановления стали возникать сложности. Здесь вариантов может быть несколько. Передача дела в суд может осуществляться по месту:
- выполнения следственных действий;
- нахождения должностного лица, которое вынесло постановление об аресте;
- расположения прокуратуры, служащий которой дал санкцию;
- проживания гражданина, к которому должен быть применен арест и так далее.
Подсудность уголовных дел мировому судье
Уполномоченное лицо рассматривает материалы по:
- Частному обвинению о преступлениях, попадающих под ст. 115, 116, 129 в части 1, ст. 130 УК.
- Деяниям небольшой тяжести, максимальное наказание за которые не больше 2-х лет тюрьмы. Исключением выступают дела, перечисленные в ст. 467 УПК.
Рассмотрение преступлений по индивидуальным признакам обвиняемого
Персональная подсудность устанавливается по характеристикам личности виновного лица. Как правило, во внимание принимают его принадлежность к категории военнослужащих, должностное положение или звание. По первому признаку устанавливают, относится ли рассмотрение дела к компетенции военного суда (определяется подведомственность). Должностное положение либо звание обвиняемого имеет значение в тех случаях, когда требуется выбрать конкретный орган из всей системы. Отдельной проблемой выступает определение подсудности при рассмотрении деяний, совершенных самими судьями.
Военные преступления
Их подсудность и подведомственность определены в Положении о трибуналах (в ст. 11-20). Его предписания должны применяться на практике с учетом событий, произошедших в стране после 1991-1992 гг. Как и ранее, военные суды рассматривают деяния служащих ВС РФ. При этом разъяснение военного преступления в Положении не дается. Нет определения и в других нормативных актах, в том числе и УК. Более-менее полное представление о содержании военного преступления можно получить после изучения нескольких законов. Однако в качестве подсудимого может выступать не только служащий ВС. В связи с этим военные суды могут рассматривать преступления:
- Против порядка несения службы, которые совершены начальствующими должностными лицами исправительных учреждений уголовно-исправительного типа.
- О шпионаже, совершенные в том числе и военными.
- Группового характера, если одним из обвиняемых выступает служащий ВС.
- Совершаемые в местностях, где не действуют суды общей юрисдикции в силу исключительных обстоятельств.
Военные органы также рассматривают материалы по нескольким преступлениям, если хотя бы одно из них относится к их ведению.
Ключевые факторы
Уголовные дела, которые относятся к ведению военных инстанций, подсудны органам на разном уровне. Конкретно это устанавливается в соответствии с несколькими факторами. В качестве основного из них выступает должностной статус и воинское звание лица, которое привлекается к ответственности. Так, Положение о трибуналах определяет, что:
- Преступления служащих, воинское звание которых до капитана 2-го ранга или подполковника, рассматриваются в органах флотилий, гарнизонов, соединений и армии.
- Деяния, совершенные полковниками или капитанами 1-го ранга, лицами, находящимися на должности командира судна 1-го ранга и выше, и субъектами, занимающими равное с ними положение, разбираются в судах групп и видов войск, флотов и округов.
- Преступления адмиралов или генералов рассматриваются в Военной коллегии ВС РФ. Ей же подсудны деяния, совершенные командирами соединений и служащими, находящимися выше их по званию.
При установлении конкретного органа, уполномоченного на рассмотрение преступления в военной сфере, учитывается не только "индивидуальный" фактор. Немаловажное значение имеет и содержание (предмет) разбирательства. Так, преступления, которые наказываются смертной казнью в мирное время, должны рассматриваться в судах среднего уровня (звена). При этом не будет иметь значения должностное положение либо звание обвиняемого. Разбирательство дел исключительной важности осуществляется в Военной коллегии ВС РФ.
Особые случаи
К ним, как выше было сказано относятся преступления, которые совершаются судьями. Установление конкретного органа, уполномоченного рассматривать такие дела, осуществляется с применением соответствующих норм. В частности, речь идет о Законе, регламентирующем статус судей в РФ, устанавливающем неприкосновенность этих лиц. Совершенное преступление может рассматриваться непосредственно ВС, если об этом ходатайствует обвиняемый. Такое положение закреплено в ст. 16, ч. 7 указанного Закона.
Перенесение рассмотрения в другой орган
В процессуальном законодательстве предусмотрены изменения подсудности уголовных дел. В частности, ст. 40 указывает на возможность рассмотрения материалов вышестоящим органом, если они относятся к компетенции нижестоящих институтов. Таким образом, первые могут принять к производству любые уголовные дела по первой инстанции, если об этом ходатайствует обвиняемый. Кроме этого, особые правила оговариваются в ст. 38 УПК. В частности, статья допускает беспрепятственное перенесение преступлений особенной сложности и особого социального значения в ВС РФ. Это может осуществляться как по инициативе Высшего органа, так и по представлению Генпрокурора при ходатайстве обвиняемого.
Ст. 44 УПК
Она устанавливает возможность передачи дела не вышестоящей инстанции, а органу того же уровня. Однако стоит отметить, что условия этого перемещения в законодательстве крайне неопределенны. Кроме того, присутствуют некоторые противоречия со ст. 47, ч. 1 Конституции РФ. Ст. 44 УПК допускает перевод дела в "особых случаях" для:
- Наиболее быстрого, объективного и полного рассмотрения материалов.
- Максимального обеспечения реализации воспитательной функции судебного разбирательства по делу.
Не допускается перемещение материалов в другой орган по иным соображениям.
Принятие решения о переводе разбирательства
Это действие может совершить только уполномоченное лицо. В пределах области, края, республики либо любого другого субъекта РФ принять решение о переводе дела может председатель соответствующего суда (краевого, областного, республиканского и пр.). Что касается решения вопроса о перемещении материалов из органа одного региона в уполномоченный институт другого субъекта, то эта процедура должна согласовываться с председателем ВС РФ либо его заместителем. Аналогичным образом решается вопрос о переводе судебного разбирательства в подсистеме военных инстанций.
По своей сути, такие допущения противоречат Конституции. В указанных случаях УПК не предусмотрел необходимость учета мнения самого обвиняемого. Данное противоречие сглаживается в разъяснении Пленума ВС. В частности, в нем говорится о том, что при невозможности рассмотрения уголовного дела тем уполномоченным лицом и в том суде, к подсудности которых оно относится, председатель вышестоящего органа может переместить разбирательство в другой ближайший институт того же уровня при обязательном извещении сторон о причинах данной процедуры.
Такая ситуация может обуславливаться разными обстоятельствами. Например, она возникает при недопустимости повторного рассмотрения материалов тем же судьей, наличием факторов, которыми устраняется конкретный судья от разбирательства данного дела. Таким образом, ВС РФ ориентирует нижестоящие органы на модернизацию практики использования положений ст. 44 УПК. В данном случае целью выступает недопущение внесения произвольных решений, ущемляющих права и интересы обвиняемых.
Правила
В УПК установлен определенный порядок перемещения разбирательства из одного органа в другой. Такие правила призваны исключить волокиту и затягивание процедур. Так, в УПК установлено:
- Если до начала разбирательства по делу судья пришел к выводу о том, что оно должно рассматриваться в другом суде, он должен перенаправить материалы в надлежащий орган.
- Если указанное выше обстоятельство выяснилось уже в ходе заседаний, то перемещение слушания необязательно, если на этом не настаивает обвиняемый. Такое право субъект имеет в силу ст. 47, ч. 1 Конституции.
- Если при разбирательстве выяснится, что преступление подсудно военному или вышестоящему суду, оно должно быть отправлено в надлежащий орган.
- Материалы, которые рассматриваются в вышестоящем уполномоченном институте, не подлежат отправке в нижестоящий.
- Не допускаются споры о подсудности между судами. Данное предписание присутствует в ст. 45 УПК.
Заключение
При определении подсудности учитывается множество факторов, в том числе, касающихся личности обвиняемого, его положения, сложности дела, серьезности преступления. В законе предусматривается возможность отправки материалов в другой орган для разбирательства. Однако, как разъяснил ВС, такая процедура должна совершаться при обязательном уведомлении о том всех сторон. Это свидетельствует о стремлении Высшего органа усовершенствовать всю систему правосудия. Вероятно, позже будет решен вопрос о выявлении несогласия или согласия обвиняемого на передачу его дела, конкретных процедурных действиях при этом. В настоящее время в законодательстве присутствуют пробелы, которые создают определенные трудности в особенных случаях.