Рубрики
...

Понятие и виды муниципальных образований

В рамках темы местного самоуправления актуальным является изучение такого явления, как муниципальное образование. От грамотной реализации стратегии его развития зависит уровень эффективности ключевых процессов региона и в итоге даже страны.

Суть определения

Согласно закону РФ, в категорию муниципальных образований попадают городские, сельские и объединенные общей территорией поселения или любой населенный пункт, у которого присутствует бюджет, собственность, и к тому же функционируют органы местного самоуправления.

виды муниципальных образований

Эти признаки имеют юридический характер, но есть и социально-экономические факторы, от которых зависит мотивация конкретных территорий относительно приобретения статуса муниципальных образований:

  • Особое место населенного пункта в системе разделения труда. Речь идет возможности выделить поселение таким образом, чтобы оно было привлекательно для инвесторов.
  • Большое значение имеет также факт заинтересованности региональной власти в образовании и развитии на территории РФ поселений, которые смогли бы действовать из хозяйственного расчета и оказались экономически активными и устойчивыми. Стоит отметить, что поддержка населения также играет важную роль в процессе развития образований такого типа.
  • Экономическая самодостаточность. В этом случае стоит понимать факт наличия актуального количества хозяйствующих субъектов, которые смогут получать прибыль, и, как следствие, будут проявлять заинтересованность относительно развития населенных пунктов, являющихся частью образования.
  • Предоставление населению возможности самостоятельно заниматься решением вопросов, имеющих местное значение, добывая для этого организационные и хозяйственные ресурсы.

Виды муниципальных образований в Российской Федерации

Говоря о различиях между территориями, имеющими возможность осуществлять местное самоуправление, стоит выделить 5 типов поселений, которые определены законодательством РФ:

  1. Городское поселение. Это определение актуально для крупного поселка или небольшого города, где реализацию местного самоуправления осуществляют жители без привлечения посредников. Для этого используются выборные органы. Те городские поселения, которые нельзя охарактеризовать, как городские округа, являются частью муниципальных районов.
  2. Сельское поселение. В этом случае речь идет об одном или нескольких сельских населенных пунктах, которые объединяет общая территория. Это могут быть деревни, кишлаки, хутора, аулы, станицы, сёла, и др. Местным самоуправлением здесь также занимаются представители населения.
  3. Муниципальный район. В такую категорию попадают несколько поселений, объединенные общей территорией. Самоуправление такие населенные пункты производят по той же схеме, что и в предыдущих категориях. Возможно также осуществление определенных государственных функций. Передаются населению подобные полномочия посредством законов РФ.
  4. Внутригородская территория федерального значения. Виды муниципальных образований в Российской Федерации включают и такие поселения, являющиеся частью города. Вопрос местного самоуправления здесь решается аналогично другим категориям территорий.
  5. Городской округ. Этот тип не является частью муниципального района. Решения органов местного самоуправления производятся на основе федеральных законов местного значения.

виды муниципальных образований в российской федерации

Стоит обратить внимание на факт реализации муниципальной реформы в РФ. Суть в том, что результатом этих изменений является система местного самоуправления, которая имеет два уровня. Речь идет о следующей структуре: территория всех субъектов Российской Федерации разделяется на городские округа и муниципальные районы.

Происходит и деление непосредственно самих районов на территории сельских и городских поселений. Если район не является густонаселенным, то не исключено образование межселенных территорий.

Городской округ как вид муниципального образования не подразумевает наличия населенных пунктов других типов.

Установление границ и территорий

Такой процесс можно определить как один из ключевых этапов формирования и, при необходимости, изменения образований муниципального типа. Также он может являться частью государственной регистрации уставов.

Под определение территорий подпадают земли сельских, городских населенных пунктов, а также рекреационные зоны, участки, используемые для развития поселений, и другие категории, находящиеся в пределах муниципального образования независимо от того факта, о каком целевом назначении или форме собственности идет речь.

понятие и виды муниципальных образований

При этом важно знать о следующей особенности: муниципальные земли являются объектом гражданского и земельного права. При этом территории в рамках образований можно определить, как объект конституционного права.

Сам процесс изменения территорий, какие бы виды муниципальных образований ни имелись в виду, инициируется населением или органами государственной власти, а также местного самоуправления. Причем подобные изменения могут быть произведены только после согласия местного населения.

Устав муниципальных образований

На основании нынешнего законодательства РФ, у каждого типа образования должен быть устав, в котором необходимо наличие следующей информации:

  • порядок и структура формирования органов самоуправления;
  • формы и гарантии полноценного участия населения в процессе решения вопросов, имеющих местное значение;
  • границы и состав муниципального образования;
  • порядок, согласно которому осуществляется досрочное прекращение полномочий, отзыв, или выражение недоверия в направлении выборных органов;
  • виды и основания ответственности, которую принимают должностные лица и органы местного самоуправления;
  • порядок и условия организации муниципальной службы;

 виды бюджета муниципального образования

  • полномочия и наименования выборных, равно как и других органов местного самоуправления;
  • вопросы, имеющие местное значение в процессе ведения муниципального образования;
  • виды, порядок вступления в силу и условия принятия правовых нормативных актов;
  • рассматривая виды муниципальных образований, нужно обозначить и такой пункт устава, как вопросы организации местного самоуправления, которые обуславливаются компактным проживанием на конкретной территории различных общностей, национальных групп, коренных народов, в том числе и казачества, с учетом местных, исторических и других традиций;
  • гарантии, касающиеся должностных лиц;
  • финансовое и экономическое основание для реализации местного самоуправления, распоряжения, владения и пользования собственности;
  • гарантия того факта, что права должностных лиц будут соблюдены;
  • другие виды положений, касающиеся компетенции, порядка действия органов местного самоуправления, а также их организации в соответствии законодательной базой РФ.

Любые виды территории муниципальных образований должны иметь сформированный устав, который будет выполнять функцию нормативного акта, позволяющего осуществлять саморегуляцию. Именно с ним будут соотноситься другие решения, действия и акты местного самоуправления и его органов.

Бюджет и собственность

Тот факт, что любые виды муниципальных образований в РФ подразумевают наличие местных финансов и собственности, очевиден. И данное обстоятельство ярко указывает на необходимость в некоторой степени автономности процесса управления экономическими отношениями на уровне конкретной территории.

Но реализация подобной стратегии усложняется определенными факторами. Речь идет об отсутствии стабильного опыта эффективной эксплуатации финансов и собственности, которые принадлежат конкретному образованию. Свою лепту в комплекс препятствий вносит неудобное и неполное правовое регулирование функций муниципального хозяйства.

муниципальные образования виды и порядок образования

Согласно законодательству РФ, различные виды муниципальных образований могут помещать в категорию собственности имущество органов местного самоуправления, внебюджетные фонды, предприятия, нежилые помещения, жилищный фонд, образовательные, спортивные, здравоохранительные, культурные и другие учреждения, местный бюджет, финансово-кредитные организации и банки. Другими словами, под собственностью можно понимать различное имущество - как движимое, так и недвижимое.

Особенности управления финансами

Касаясь такой темы, как виды бюджета муниципального образования, стоит изначально прояснить терминологию. Под местным бюджетом нужно понимать образование и расходование денежных ресурсов, которое происходит в рамках расчета финансового года. Целью таких средств является выполнение расходных обязательств различных видов поселений. Это подразумевает формирование системы расходов и доходов муниципальных внутригородских образований, отдельных районов, округов, прилегающих к городу, а также сельских территорий.

Каждое из перечисленных выше образований формирует собственный резерв и вправе рассчитывать на получение средств федерального бюджета и ресурсов субъекта РФ в процессе регулирования финансовой деятельности.

Нюансы самоуправления

Изучая такую тему, как виды органов муниципального образования, стоит разобраться и с особенностями местного самоуправления.

Такие органы имеют два основных типа формирования: первый путь образования в своей основе имеет выборы, второй - назначение, кооптирование и делегирование. Какие именно будут формироваться органы местного самоуправления, закон РФ четко не определяет. Это могут быть жилищно-коммунальные хозяйства, руководители ключевых подразделений, заместители главы администрации (выборные), инспекторы и т. д.

вид деятельности муниципального образования

При этом нужно понимать, что в систему государственной власти органы местного самоуправления не входят. Другими словами, такие формы управления отделены от государства в формате структурно-организационной власти. Также это означает, что все вопросы, касающиеся их формирования, решаются местным населением. Вышестоящие правительственные структуры в данные процессы права вмешиваться не имеют. При этом глава администрации, будучи должностным выборным лицом, получает «собственную компетенцию». Данный факт еще больше выделяет автономность, которой обладают различные виды муниципальных образований.

Особенности административного определения города

Говоря о таком типе образования, как город, нужно отметить, что он обладает рядом особенностей. Речь идет о таких показателях, как пространственная неоднородность, плотность и численность населения, размер, предельная самодостаточность, диверсификация и др. Поэтому, разбирая понятие и виды муниципальных образований, городу стоит уделить отдельное внимание.

В Российской Федерации используется формат городов-столиц, а также районного подчинения, краевых (областных) центров и малых населенных пунктов. Использование подобной классификации подразумевает учет таких признаков, как месторасположение в рамках административного деления и численность населения.

В качестве характерной особенности городов как формы территориальных поселений можно определить их принадлежность к административно-территориальным единицам. Рассматривая муниципальные образования, виды и порядок образования этих территорий, важно понимать, что более мелкие поселения сдерживаются на пути к официальному административному статусу такими факторами города, как неделимость и целостность хозяйства.

Принципы управления

Ключевой задачей любого муниципального образования является стабильный рост уровня жизни населения. Процесс достижения этой цели подразумевает обеспечение населения различными муниципальными услугами, которые и определяют качество жизни.

Если обратить внимание на тот факт, какой вид деятельности муниципального образования, имеющего формат города, является приоритетным, то стоит заметить, что спектр услуг будет довольно широк:

  • владение, распоряжение и пользование муниципальной собственностью;
  • комплексное социально-экономическое развитие территории;
  • внедрение сборов и налогов местного значения;
  • утверждение и реализация функций местного бюджета;
  • регулирование процесса планировки и застройки тех территорий, которые имеют отношение к образованию муниципального характера;
  • принятие устава и в случае необходимости - его изменение;
  • контроль процесса эксплуатации земель и др.

 виды органов муниципального образования

Такая тема, как понятие и виды муниципальных образований, включает информацию о двух направлениях вопросов, касающихся их деятельности.

Первое направление предполагает реализацию полной ответственности органов местного самоуправления за частичное или полноценное финансирование: содержание жилищного фонда, учреждений, относящихся к социальной сфере, нежилых помещений, систем снабжения территории водой, газом, теплом, организация транспортного, информационного обслуживания, противопожарной безопасности и др.

Второе направление деятельности ориентировано на реализацию определенных функций другими субъектами деятельности при отсутствии обязательного финансирования. Речь идет о содействии занятости населения, обеспечении необходимыми услугами питания, бытового обслуживания, торговли, социально-культурном и жилищном строительстве, а также деятельности СМИ.

Итоги

В качестве заключения стоит повторить ту мысль, что видами муниципальных образований являются сельские, городские и другие поселения, которые объединены общей территорией с реализованной системой местного самоуправления.

городской округ как вид муниципального образования

И это достаточно эффективная форма административного деления, которая предполагает определенную автономность посредством формирования собственного устава и бюджета.