Рубрики

Понятие, принципы, функции административного права

Система регуляторов общественных отношений развивалась на протяжении всей человеческой истории. Потому что люди – это сугубо социальные существа, которые не могут жить вне своей среды. Отношения, возникающие в ней, имеют свою специфику и характерные особенности, что обуславливает потребность специального регулятора. Наиболее первыми способами влияния на социальные отношения некогда были насилие и религия. Но обе представленных категории не принесли должного эффекта в процессе реализации. Ведь насилие действует лишь в руках сильного и властного лидера, а религия распространяется исключительно на верующих людей.функции административного права Таким образом, с течением времени было изобретено право. На сегодняшний день оно регулирует практически все существующие сферы человеческой жизнедеятельности. Однако в данной статье мы хотели бы раскрыть суть правового регулирования управленческого процесса. Потому что эта сфера деятельности человека играет достаточно весомую роль в процессе его непосредственного развития.

История административного права

Понятие и функции административного права можно рассматривать только через призму истории развития этой отрасли. Потому что в отличие от иных юридических сфер регулирование, административная появилась не сразу. Долгое время её практически никто не признавал. По сути, регулирование не нуждалось в правовом обрамлении, потому что люди слепо подчинялись диктату власти. Однако с развитием демократических веяний в Европе начинается теоретическое осмысление власти как объекта и её характерных особенностей. Вдобавок к этому, большое значение имела сфера охранительных правоотношений, которые в процессе непосредственной реализации выходили за рамки дозволенного, тем самым нарушая права и свободы людей.социальная функция административное право

Появление административного права на территории России

Что касается Российской Федерации, то на просторах этой страны управленческая отрасль зародилась достаточно давно, еще во времена Российской империи. Однако её положения были распределены между разными правовыми отраслями. Таким образом, существовала целая группа различных правовых сфер регулирования, а именно: образовательная, таможенная, медицинская и т. п. Тем не менее многие ученые считают, что главным «пращуром» административного права является полицейское. Ведь именно в нем наиболее полно используются методы властного влияния на соответствующие общественные отношения. Постепенное развитие юридической науки привело к тому, что были разработаны функции, нормы административного права и иные элементы отрасли. Таким образом, уже в СССР не существовало разных сфер правового регулирования. Была одна-единственная отрасль – административная.функции государственного управления административное право

Понятие административного права

Функции административного права напрямую связаны с понятием этой отрасли и её предметом. Но будем рассматривать по порядку. Долгое время ученые не могли прийти к единому мнению о том, что собой представляет административное право. Однако с течением времени было выяснено, что эта отрасль представляет собой структурированную совокупность правовых норм, которыми регулируются общественные отношения в сфере деятельности управленческого характера. Помимо этого, важным элементом является субъектный состав отрасли, который, как правило, составляет государство и должностные лица официальных органов.функции нормы административного права

Отраслевая наука

Административное право существует не только в виде регулирующей отрасли, но также имеет свою науку. Именно благодаря деятельности ученых данная сфера юридического регулирования развивается и расширяет спектр своих предметных отношений. Вдобавок к этому, многие функции и принципы административного права появляются именно в научной среде, а уже потом непосредственно реализуются в практической отрасли. Что касается большого количества различных идей, теорий и концепций, которые накапливаются в науке, то они находят свое применение в учебной литературе. Она, в свою очередь, используется для подготовки профессиональных юристов-практиков.функции управления административное право

Предмет регулирования

Административно-правовое регулирование распространяется на конкретные общественные отношения, которые составляют предмет данной отрасли. Однако они не являются однородными между собой, что обуславливает потребность их классификации, для более качественной организации процесса регулирования. На сегодняшний день ученые выделяют три основных признака, согласно которым предметные отношения делятся на отдельные группы.

  • Если рассматривать все общественные отношения на основе их юридического характера, то они делятся на материальные и процессуальные. Первая группа, как правило, закрепляет конкретные права и обязанности. Процессуальные отношения, в свою очередь, регулируют динамические явления в административном праве.
  • Значительным классификационным признаком является соотношение прав и полномочий сторон в правоотношениях. Согласно этому фактору, все они делятся на равноправные и разноправные. Последний вид подразумевает собой ситуации подчинения, когда один субъект, наделен обязанностью подчинятся другому. Примером тому является взаимодействие конкретного гражданина и органов государственной власти или же их представителей. Равноправные отношения, в свою очередь, возникают в большей части случаев между органами государственной власти.
  • Согласно характеру различных юридических факторов, предмет делится на правоотношения правомерного и негативного, то есть неправомерного характера.функции и принципы административного права

Функции административного права

Существует множество научных споров по поводу характеристики конкретных направлений деятельности отрасли. Все эти направления, по сути, не что иное, как функции государственного управления. Административное право имеет достаточно большой круг влияния, на совершенно разные сферы жизнедеятельности человека. Их существование обусловлено спецификой предмета и методов регулирования. На сегодняшний день выделяют следующие функции административного права:

  • Правоисполнительное направление деятельности свидетельствует о том, что административное право – это форма реализации исполнительной ветви власти в государстве.
  • Правотворческая функция показывает возможность субъектов представленной в статье сферы регулирования осуществлять нормотворчество для оперативного решения тех или иных ситуаций.
  • Что касается организационной функции, то именно благодаря ей административное право упорядоченно, а его нормы находятся в строгой иерархии между собой.
  • Координационная функция существует для обеспечения разумного и эффективного взаимодействия всех элементов данной отрасли между собой.
  • Объединение и управление людьми осуществляет социальная функция. Административное право в данном случае играет роль «универсального психолога», которые регулирует общество для того, чтобы в нем царила законность и правопорядок. Данная функция во многом обуславливает тесное взаимодействие административного и уголовного права. Однако это уже не тема данной статье.
  • Правоохранительная функция непосредственно обеспечивает соблюдение населением государства конкретных норм и правил.

Следует отметить тот факт, что методы и функции административного права – это понятия, тесно связанные между собой. Причем первая категория обуславливает существование второй, о чем пойдет речь далее. Потому что именно за счет методов, реализуются на практике функции управления. Административное право в данном случае является лишь обособляющим "ящиком" всех представленных институтов.

Методы правового регулирования

Для непосредственной реализации своих положений административное право использует ряд методов, аналогов которым нет в иных юридических отраслях. Данный факт обусловлен прежде всего спецификой предмета. Если проанализировать отрасль с точки зрения общеправовых показателей, то в ней можно увидеть превалирование императивного метода регулирования. Он, в свою очередь, подразумевает собой наличие предписаний властного характера. С учетом правовой характеристики отношений предмета отрасли, которые строятся, как правило, на принципе подчинения сторон, их организация без властного веления государства просто невозможна.

Источники отрасли и принципы

Административное право проявляется посредством официальных документов, а именно нормативных актов. За время существования отрасли была разработана целая система источников, которые состоят из следующих актов, а именно:

  • Конституция Российской Федерации.понятие и функции административного права
  • Нормы и принципы международного права, легализированные в РФ.
  • Законы и кодексы.

В свою очередь, все представленные источники в той или иной степени содержат различные принципы данной отрасли. Подобными являются принципы законности, демократизма, справедливости и гуманизма.

Заключение

Итак, в статье мы рассмотрели функции административного права, а также понятие и методы отрасли. В заключение следует отметить, что роль данной сферы регулирования просто неоценима с учетом развитости управленческих отношений на сегодняшний день. Поэтому требуется постоянное развитие теоретических положений и практических механизмов административного права.