Среди механизмов госрегулирования рыночной экономики особое место занимают формы и методы налогообложения. В рамках развивающегося хозяйственного сектора они выступают в качестве инструментов воздействия на негативные явления, возникающие в процессе товарооборота. Рассмотрим далее основные методы налогообложения.
Общие сведения
От того, насколько четко отлажено функционирование системы налогообложения, будет во многом зависеть эффективность экономических решений. Она выступает в качестве обязательного элемента хозяйствования с момента формирования государственности. Ее изменение и совершенствование всегда сопровождается корректированием системы налогообложения. Эти поступления считаются в современном обществе одним из главных источников дохода государства.
Методы и способы налогообложения
В практике используется несколько вариантов формирования системы обязательных платежей. Наиболее распространенные методы налогообложения - это:
- Равный.
- Пропорциональный.
- Прогрессивный.
- Регрессивный.
Первый считается самым простым и удобным. Остальные методы налогообложения требуют более сложных расчетов.
Фиксированная сумма
Метод равного налогообложения предполагает установление твердой суммы сбора по одной ставке для плательщиков. В данном случае между тарифами и базой зависимость отсутствует. Этот вариант использовался на тех или иных этапах развития государства в виде чрезвычайных либо целевых сборов. Он, таким образом, дополнял другие методы налогообложения. Установление фиксированной суммы не предполагает учет ни имущественного статуса, ни величины дохода плательщика. В качестве примера можно привести подушный налог, который считается одним из самых ранних сборов. При равном обложении бедные слои несут такое же налоговое бремя, как и богатые. Если величина отчисления 1000 руб., то при получении годового дохода в 10 тыс. руб. изъятие составит 10% (10 000 / 1000), а если 100 тыс., то 1% (100 000 / 1000).
Пропорциональная система
Она предполагает установление фиксированных ставок в процентах либо долях для каждого плательщика. Таким образом, налог увеличивается пропорционально росту облагаемой базы. В течение более 200 лет принцип справедливости выступает в качестве главного критерия построения схемы обязательных бюджетных отчислений. Как отмечал А. Смит, граждане государства должны по своим силам, способностям и возможностям участвовать в содержании власти, то есть соответственно своему доходу. Он считал, что этот принцип реализуется именно в пропорциональной системе.
Окончательно она была закреплена после французской революции. Эта система базировалась на провозглашенной в то время идее равенства. Платежеспособность определяли в соответствии с доходами граждан. В отечественной практике большинство налогов устанавливаются по пропорциональному методу. Например, по НДС существует 3 ставки - 0%, 10% и 18%. При этом ни одна из них от базы не зависит. С 2001 года с граждан взимается НДФЛ по ставке 13%.
Прогрессивная система
Она включает в себя методы налогообложения прибыли, при котором ставка возрастает вместе с увеличением базы. Сегодня выбор этой системы главным образом основывается на таком понятии, как "дискреционный доход". Он представляет собой прибыль, которая используется по собственному усмотрению. В теории дискреционный доход - это разница между общими поступлениями и средствами, расходуемыми на удовлетворение жизненно важных, первоочередных нужд.
Таким образом, именно он, а не общая прибыль является критерием определения платежеспособности. При увеличении доходов снижается доля затрат на жизненно важные продукты (питание, одежду, прочие товары первой необходимости, транспорт и так далее). При этом размер дискреционных поступлений растет. Пропорциональные методы налогообложения общего дохода - менее состоятельные плательщики несут более тяжелое бремя. Это обусловлено тем, что доля свободных средств у них меньше, а величина отчислений за счет них, соответственно, больше. В этой связи необходимо разделение налога в соответствии с потребностями лица.
Несмотря на то что разные плательщики осуществляют различные по величине отчисления, будут выдержаны принципы справедливости и равенства. Другими словами, субъекты, отличающиеся высокой платежеспособностью, должны нести большее бремя, чем имеющие меньший дискреционный доход.
Простые виды прогрессии
Существуют следующие методы налогообложения:
- Простой поразрядный. Он предполагает разделение на ступени (разряды). Для каждого уровня устанавливается фиксированная сумма. К примеру, 1 разряд - от 1 до 1000 р., 2 - от 1001 до 5000, 3 - от 5001 до 10 тыс., 4 - от 10 001 до 15 тыс. и так далее. Для каждого из них устанавливается твердая сумма отчисления. К примеру, для 1 - 1 руб., 2 - 100 р., 3 - 500 руб. и так далее. Этот метод налогообложения предприятия или физлица отличается удобством расчета. То есть здесь достаточно определить разряд, чтобы получить необходимую величину отчисления. Недостатком системы является то, что чем шире будут пределы разрядов, тем неравномернее станет налогообложение лиц, которые получают доходы, прилегающие к различным границам. При этом незначительно отличающаяся прибыль, относящаяся к разным уровням, будет иметь существенную разницу по налогообложению. Сегодня эта система практически не применяется, так как в процессе ее построения нельзя обеспечивать прогрессивность в пределах разрядов. Чем шире их границы, тем менее справедливым будет налогообложение, поскольку нарушается принцип равенства.
- Простой относительный. В рамках этого метода устанавливаются фиксированные пропорциональные (как процентные, так и твердые) ставки и разряды. Тарифы применяются ко всей сумме базы по каждому уровню. Ставки увеличиваются при переходе от низшего к высшему разряду. Методы двойного налогообложения используются при исчислении транспортного сбора. По ст. 361 НК при мощности мотора автобуса до 200 л. с. отчисление осуществляется по ставке 10 руб. с каждой лошадиной силы, при мощности более 200 л. с. - 20 руб. Владелец ТС с двигателем 200 л. с. выплачивает, таким образом, 2000 руб., а с 201 л. с. - 4020 руб. Повышенную ставку применяют ко всей увеличившейся базе, а не к отдельной ее части. При простом относительном методе налогообложения величина отчисления повышается пропорционально. Вместе с этим сохраняется недостаток, характерный для поразрядной системы, выраженный в резкости перехода. В приведенном выше примере при повышении базы на 0.5% размер налога увеличился в 2.01 раза. В практике имеют место случаи, когда у плательщика с большим доходом после совершения обязательного отчисления остается меньше средств, чем у лица с низкой платежеспособностью.
Сложная прогрессия
Ее именуют также каскадной системой, или обложением террасами. Сложная прогрессия обеспечивает большую плавность исчисления. Она зависит от числа разрядов и постепенности увеличения ставки. В качестве яркого примера может служить шкала обложения, действовавшая до 2001 года, по подоходному налогу для физлиц. Вся величина общих поступлений граждан разделялась на 3 части:
- До 50 тыс. руб. Она облагалась 12%.
- От 50 001 до 150 тыс. руб. Для нее предусматривалась ставка 20%.
- Более 150 тыс. руб. Она облагалась 30%.
В современной практике такая схема не используется.
Скрытая прогрессия
В некоторых случаях для доходов, которые относятся к разным разрядам, устанавливаются неодинаковые суммы: для низкой прибыли - большие, для высокой - меньшие. В таком случае изменение базы будет непропорциональным. Соответственно, таким же образом будет меняться и сам налог. Прогрессия может быть достигнута посредством предоставления категориям населения с низкой платежеспособностью льгот, разных вычетов из базы либо, наоборот, введением дополнительных сборов.
Регрессивная система
Она представляет собой самостоятельное направления налогообложения. Регрессивную систему можно рассматривать как вид прогрессивной, но в которой предусматривается отрицательный коэффициент. При этой схеме ставка не увеличивается при повышении базы, а снижается. В современной практике такая система используется очень редко. Принципиальное значение отводится установлению единого порядка расчета базы для всех плательщиков-работодателей. В качестве нее выступает общая величина дохода, включающая выплаты, вознаграждения и прочие поступления наемным работникам. Снижение налоговых сумм, рассчитываемых от объемов расхода на з/п, предусмотренное НК, ориентировано на стимулирование легализации действительных затрат организаций на оплату труда сотрудников и расширение на этой основе облагаемой базы для НДФЛ.