Основополагающим элементом в процессе формирования и реализации главного государственного плана расходов и доходов считают сбалансированность бюджета. Профицит бюджета при этом будет наилучшим вариантом развития финансовых событий в экономической жизни страны.
Стремление России к сбалансированному бюджету
Хотя за последние годы такого явления правительству РФ добиться не удается, власти делают все возможное для достижения максимального равновесия между статьями расходов и источниками их финансового обеспечения. Разрабатывая бездефицитный годовой план, следует помнить, что величина расходной части не должна превышать доходную. Это означает, что все затрачиваемые средства на обслуживание и погашение государственных долгов (как внутренних, так и внешних), на социальные пособия населения, выплату заработной платы работникам некоммерческой сферы и т. д. не должны идти вразрез с объемом доходов.
Как достигнуть профицита в бюджете?
Профицит бюджета, как правило, трудно досягаем. К тому же во многих экономически развитых державах не всегда при составлении финансового расчета страны удается исключить дефицит.Зачастую стандартных источников покрытия расходов может быть недостаточно, и тогда руководство страны принимает решение о заимствовании денежных ресурсов у партнерских государств, финансовых международных организаций. Но если даже искусственно сократить вероятный дефицит, профицит федерального бюджета даже в таком случае вряд ли будет достигнут. Единственным правильным решением властей будет стремление к наибольшей сбалансированности бюджета. Крайне важным фактором при установлении расходно-доходного баланса считается профессионализм работников местных органов власти, их ответственность за финансовое обеспечение своего региона и устойчивость в ходе выполнения плана и затрачивания государственных денежных средств.
Система налогообложения в бюджетном профиците
Профицит бюджета России может явиться следствием превышения доходной составляющей страны, в результате которого происходит вполне ожидаемое сокращение дефицита. Однако в случае появления непредвиденных государственных расходов происходит снижение бюджетного профицита, которое чаще всего компенсируют увеличением налоговых платежей. Удержание более высоких фискальных сборов является нормой при большей прибыли, которая, в свою очередь, вызывается дополнительным совокупным спросом.
Отсюда следует, что в процессе подобных расчетов и для страны, и для её отдельных административно-территориальных подразделений огромную роль играет именно сбалансированность бюджетов. Дефицит, профицит – результаты зависимости державной политики в сфере сборов и налогообложения. Наличие каждого из них является главным показателем экономической активности страны. Ведь и расходная часть, и основная прибыль от подоходных налогов оказывают непосредственное воздействие на объемы промышленного производства.
Бюджетный профицит при полной занятости
Профицит бюджета, образовавшийся во время нахождения экономики государства в состоянии максимальной занятости, считают идеальным методом управления финансовой политикой страны. Имея массу преимуществ над способом обыкновенного учёта дефицита и профицита на всех уровнях хозяйственной деятельности, такой подход способствует оптимальной оценке утвержденного бюджета. По сути, главным разграничением между двумя понятиями выступает налог. В случае экономического спада производственные объемы останутся примерно на том же уровне, а профицит полной занятости будет по-прежнему превышать фактический.
В понятие профицита бюджета власти РФ закладывают и некоторые особенности. Например, позиция президента заключается в том, что ежегодный финансовый план государства при любых условиях не должен ощущать негативное воздействие от изменений стоимости российских товаров, поставленных на экспорт в различные точки мира.Поэтому федеральный бюджет должен иметь неординарную конструкцию и механизмы распределения профицита.
Куда направляются дополнительные средства?
Как правило, дополнительные профицитные средства федерального бюджета распределяют в направлениях:
- замещения внутригосударственных источников, покрывающих дефицит (сюда включают и прибыль, полученную на фондовом рынке ценных бумаг, от продажи государственного имущества);
- замещения финансовых источников, покрывающих дефицит госбюджета на внешней международной экономической арене;
- оплаты государственного долга.
Иногда резервные средства, полученные вследствие бюджетного профицита, содержатся в высоколиквидных облигациях, векселях и других ценных бумагах.
Деятельность министерства финансов в вопросах профицита
Основная часть управленческих функций и контроля за финансовым резервом находится в компетенции Министерства финансов РФ.Постановление правительства определяет порядок реализации данным ведомством своих полномочий, среди которых:
- Размещение профицитных средств на международных финансовых биржах путем создания ценных бумаг РФ и вложения части средств в иностранные облигации, акции, векселя. При выборе партнеров преимущество отдается странам, обладающим высочайшими рейтингами фондовых индексов.
- В случае неблагоприятной динамики котировок ценных бумаг возможна их продажа с целью финансирования дефицита федерального бюджета за счет вырученных средств.
- Установление определенных цен, объемов и сроков продажи и покупки государственных бумаг.
Польза бюджетного профицита для экономики страны
Избежать вероятного появления бюджетного дефицита можно, не используя финансовый резерв, который нередко формируется благодаря некоторым остаткам денежных средств предыдущего годового плана. В таком случае профицит бюджета и финансовый резерв должны будут сформироваться для создания базиса, способствующего постепенному погашению государственного долга.При этом некоторые специалисты в области финансов полагают, что от стремления к формированию профицитных бюджетов стоит отказаться. Однако аргументировать необходимость именно традиционного профицита можно такими фактами:
- Если полученный профицит распределить в финансовые запасы, то степень зависимости экономики государства от внешних воздействий заметно снизится. Особо актуален такой вариант управления профицитом в случае максимального подчинения конъюнктуре цен на энергетические носители. Попросту накопления помогут пережить трудную экономическую ситуацию в государстве в сложные для него периоды.
- Профицит бюджета позволяет погашать внешний долг согласно графику, который более удобен стране.
- Профицитное развитие бюджетного сценария иногда рассматривают в качестве метода более лояльного регулирования денежных оборотов, спроса и предложения. Изымая часть финансовых средств из экономической системы государства, вполне возможно дождаться укрепления курса национальной валюты и снижения уровня инфляции.
Важно отметить, что таким образом внешнее воздействие мировых экономических факторов не отражается в значительной мере на экономической политике РФ. Соответствующие меры, как правило, должны направляться на существенное снижение обременяющих налоговых поборов. Однако по факту при формировании профицита происходит лишь препятствие ведению бизнеса и деловой активности.
Бюджетный профицит в России и США
Взяв некоторые примеры из мирового опыта, можно с уверенностью сказать, что без развитого на должном уровне предпринимательского сектора скорейшего развития экономики не стоит ожидать.Профицит бюджета РФ на данный момент практически невозможен из-за жесткой политики, направленной на создание значительной разницы между доходами и расходной частью.
Например, преобладание на протяжении многих лет дефицита в бюджете США принудило руководство страны стимулировать деловую активность множества экономических агентов с помощью предоставления государственной поддержки наиболее приоритетных отраслей.
Проблемы в случае возникновения профицита в федеральном бюджете
Проблемным можно считать тот факт, что профицит бюджета в нынешней существующей форме является натянутым, искусственно созданным образованием. Во-первых, это связано с весьма нереалистичным подходом правительства к основным показателям как в доходной, так и расходной части финансового плана страны. Во-вторых, на законодательном уровне институты резервных средств и профицита не отображены. Бюджетный кодекс РФ содержит только некоторые положения о запланированном профиците и ни одного слова о профиците, складывающемся по факту.