Рубрики

Разрешение на выбросы в атмосферу загрязняющих веществ: образец, порядок получения, продление, переоформление

Разрешение на выбросы в атмосферу выдается с целью обеспечения государственного регулирования того, насколько хозяйственная и другая деятельность может воздействовать на окружающую среду, что гарантирует поддержку благоприятного ее состояния и экологическую безопасность.

В соответствии с законами, охрана окружающей среды со стороны государства обеспечивается за счет установления определенных нормативов качества, а также допустимого воздействия на нее в процессе занятия хозяйственной или другой деятельности, что закрепляется нормативными документами. Среди наиболее важных нормативов допустимого воздействия, предусмотренных для природопользователей, стоит выделить нормативы ПДВ, при соответствии которым выдается разрешение на выбросы в атмосферу.

Что это такое?

разрешение на выбросы в атмосферу

По закону, выброс каких-либо загрязняющих веществ в воздух стационарным оборудованием предусматривается только в том случае, если территориальный орган выдал на это соответствующее разрешение. При этом стоит сказать, что процесс утверждения нормативов и предоставление такого документа, как разрешение на выбросы в атмосферу – это абсолютно разные административные процедуры, каждая из которых требует отдельных затрат времени.

Сама процедура проверки является достаточно длительной и тщательной. Чтобы местный орган Росприроднадзора предоставил разрешение на выбросы в атмосферу, нужно к заявлению прилагать большое количество нормативов по отношению к каждому отдельному стационарному устройству, которое будет представлять собой источник выбросов, или же по отдельным производственным территориям. Именно по этой причине у многих людей возникает масса вопросов, связанных с получением всех документов.

В связи с этим, если у предприятия имеются какие-либо организованные или же неорганизованные стационарные источники вредоносных выбросов, оно в обязательном порядке перед началом своей работы должно получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, а получить его можно только основываясь на утвержденных нормативах ПДВ.

Регулирование

Правовое регулирование охраны атмосферы проводится в соответствии с действующим федеральным законодательством. Таким образом, какие-либо выбросы могут осуществляться только при наличии соответствующего разрешения, которое выдается территориальными органами в области защиты окружающей среды. По полученному разрешению впоследствии устанавливаются максимально возможные нормы выбросов и прочие условия, которые позволяют обеспечить эффективную охрану атмосферы.

Если такие разрешения отсутствуют, и при этом нарушаются условия, соответствующие органы должны ограничить, приостановить или полностью прекратить выбросы в соответствии с законами.

Выдача разрешения

разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу

Государственная услуга, обеспечивающая разрешение на выбросы в атмосферу в России, предоставляется по действующему административному регламенту. Данная услуга обеспечена различным частным предпринимателям или же юридическим лицам, которые используют в своей работе мобильные или стационарные источники выбросов, и при этом находятся на объектах хозяйственной или какой-либо другой деятельности, подлежащих экологическому надзору.

При наличии предварительно согласованных нормативов ПДВ, а также их соблюдения в процессе работы всего оборудования, разрешение на выбросы в атмосферу (образец выше) выдается на срок их действия. При этом стоит отметить тот факт, что если впоследствии нормативы ПДВ не будут обеспечиваться, а также при наличии использующихся ВСВ срок действия полученного разрешения не может быть более одного года с даты его предоставления.

Для различных хозяйствующих субъектов, которые вводят в эксплуатацию какие-либо новые или же реконструированные объекты со стационарными источниками выбросов при соответствии установленным нормативам ПДВ (включая также на этап проведения строительных работ), в утвержденную проектную документацию строительства или реконструкции зданий разрешение на выбросы предоставляется на срок проведения строительных работ, учитывая данные, предоставленные проектом, или же пока не будут достигнуты указанные в проекте показатели (не более двух лет).

Полномочия представителей, которые выступают от имени хозяйствующих субъектов, должны быть подтверждены соответствующей доверенностью, которая оформляется с учетом требований действующего законодательства. За выдачу подобных разрешений предприятие должно заплатить государственную пошлину в размере 3500 рублей. При этом стоит отметить, что госпошлина за разрешение на выбросы в атмосферу выплачивается до того, как будет подано заявление.

Нужно ли это делать?

Требования к юридическим лицам, имеющим рабочие стационарные источники выбросов, устанавливаются действующим законодательством, и одним из них является обеспечение проведения тщательной инвентаризации выбросов с последующим составлением ПДВ.

ПДВ устанавливаются действующими территориальными органами в сфере ООС для определенного стационарного источника, а также всей организации в целом. По закону, если юридические лица или частные предприниматели, использующие источники выбросов, не могут соблюдать ПДВ, то у территориальных органов в сфере ООС появляется возможность установить для этих источников ВСВ с предварительным согласованием с аналогичными органами других федеральных структур.

Как его получить?

разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу образец

Не все знают о том, как получить разрешение на выбросы в атмосферу, хотя в преимущественном большинстве случаев это достаточно простая и быстрая процедура. Для того чтобы получить его, заявителем должны быть предоставлены следующие бумаги:

  • заявление с просьбой выдать разрешение (данный документ обязательно должен подаваться в двух экземплярах);
  • нормативы ПДВ или ВСВ, которые предварительно были утверждены Росприроднадзором, а также лимиты на выбросы по отношению к каждому установленному источнику выбросов в воздух данного хозяйствующего субъекта или же отдельных производственных территорий;
  • документ, который подтверждает оплату государственной пошлины.

При этом стоит отметит, что внутри помещения территориального органа Росприроднадзора в преимущественном большинстве случаев размещают специальные информационные стенды, содержащие в себе достаточно большое количество информации по поводу того, как оформляется разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, кто должен получать его и еще множество других фактов. В частности, вы можете ознакомиться с текстом регламента с различными приложениями, получить детальное описание итогового результата предоставления государственной услуги и предельно исчерпывающую информацию касательно порядка ее исполнения с предоставлением ссылки на действующий Регламент.

Предельно допустимый выброс

ПДВ представляет собой норматив, который определяется по отношению к стационарному источнику и в соответствии с которым выдается разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Он устанавливается в соответствии с техническими нормативами выбросов, а также фоновым загрязнением атмосферного воздуха при условии того, что данным источником не превышаются экологические и гигиенические нормативы качества, а также предельно возможные нагрузки на экологические системы и прочие нормы.

Временно согласованный выброс

ВСВ – это временный лимит, установленный для рабочих стационарных источников выброса в соответствии с качеством атмосферного воздуха, а также различными социально-экономическими условиями развития данной территории с целью поэтапного достижения норм ПДВ. Как говорилось выше, данная норма должна устанавливаться в том случае, если юридическое лицо не имеет возможности на данный момент обеспечить согласование ПДВ.

Когда нужно это оформлять?

разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферу

Для того чтобы определить, нужно ли данному предприятию исполнять указанные обязанности, изначально следует разобраться с тем, присутствуют ли какие-либо источники выбросов, которые представляют собой стационарные объекты негативного воздействия.

В соответствии с действующим законодательством существует два определения передвижных и стационарных объектов, к которым должно прилагаться разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферу:

  • Стационарный. Объект, которым в окружающую среду выбрасываются загрязняющие вещества и прочно связанный с землей (то есть если перемещение его невозможно без несоразмерного ущерба его основной функции), а также взрывы или объекты размещения производственных и потребительских отходов.
  • Передвижной. Транспортное средство, морское или воздушное судно, а также всевозможные суда внутреннего плавания, оснащенные двигателями, работающими на длительном топливе, бензине, керосине, а также природном или сжиженном газе.

Передвижные источники

В наши дни государственный учет частных предпринимателей и юридических лиц, которым выдается разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферу, ведется Росприроднадзором в полном соответствии с установленным порядком. При этом стоит отметить тот факт, что при предоставлении сведений о передвижных источниках нужно в документе указать:

  • тип данного источника, то есть водный, железнодорожный, автомобильный или авиационный транспорт;
  • регистрационный номер, присвоенный передвижному источнику;
  • экологический класс этого транспортного средства;
  • вид используемого топлива и его расход.

Таким образом, в процессе выбора передвижного объекта в качестве основного критерия принято использовать конкретный вид топлива, а расчет платы за выбросы таких объектов осуществляется в соответствии с объемом его расхода. При этом стоит отметить тот факт, что передвижные источники включают в себя только всевозможные транспортные средства, в то время как различные мобильные установки, использующиеся только в пределах территории конкретного предприятия, принято в основном относить именно к стационарным.

Что нужно оформлять?

получение разрешения на выбросы в атмосферу

После того как на территории предприятия определяются используемые стационарные источники, нужно определиться с тем, должны ли они учитываться государством и требуется ли им разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу (образец выше).

К источникам, подлежащим государственному учету, относятся осуществляющие выброс в воздух любых видов вредных веществ. При этом есть определенный перечень загрязняющих элементов, которые не должны нормироваться и учитываться, а также данные процедуры не применяются по отношению к тем источникам, которые полностью соответствуют одному из указанных далее критериев:

  • показатель опасности, установленный приложением 1 к Порядку, превышает или равен 0.1;
  • приземные концентрации вредных выбросов превышают 5% от установленного гигиенического норматива качества воздуха.

Таким образом, если в выбросах из стационарных источников есть вещества, установленные перечнем, или же они соответствуют одному из указанных выше критериев, то есть подлежат нормированию и государственному учету, им требуется разработка ПДВ, а также обязательное утверждение нормативов и разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу (образец выше).

Согласование и установка нормативов

продление разрешения на выбросы в атмосферу

После окончания разработки проекта нужно его согласовать и определиться с нормативами ПДВ, и только потом уже оформлять получение разрешения на выбросы в атмосферу. При этом стоит отметить тот факт, что руководство предприятия должно понимать, в какие сроки могут выливаться все процедуры согласования и какие есть основания для того, чтобы предприятию могли отказать.

На данный момент нормативные правовые акты никоим образом не регламентируют порядок получения разрешения на выбросы в атмосферу и формирования нормативов по ПДВ. В связи с этим общий срок утверждения и какие-либо основания для отказа в процессе утверждения проекта ПДВ также не предусматриваются.

При этом стоит отметить, что сами нормы по отношению к конкретным стационарным источникам определяются территориальными органами Росприроднадзора (если речь идет не о радиоактивных веществах), если эти источники полностью соответствуют этим правилам и об этом есть санитарно-эпидемиологическое заключение.

В соответствии с законами общий срок проведения различных санитарно-эпидемиологических экспертиз по предоставленному заявлению гражданина, предпринимателя или юридического лица устанавливается в зависимости от общего объема исследований конкретного типа продукции и ее объема, а также вида деятельности. При этом данный срок не может быть более двух месяцев.

Работа с документами

разрешение на выброс в атмосферу загрязняющих веществ на предприятии

На основании проведенного заключения экспертами территориальный орган под руководством Роспотребнадзора должен будет выдать санитарно-эпидемиологическое заключение, причем срок его выдачи также никоим образом не регламентируется. Только потом уже можно рассчитывать на оформление или переоформление разрешения на выбросы в атмосферу.

Нормативы ВСВ и ПДВ должны устанавливаться территориальными органами под контролем Росприроднадзора к каждому стационарному источнику или же их совокупности. Единственным исключением в данном случае являются радиоактивные веществ.

В соответствии с законами заявителю должен быть направлен ответ со стороны руководителя территориальных органов Росприроднадзора или его заместителя на протяжении 30 дней с того дня, как обращение было зарегистрировано, если в поручении не устанавливаются другие сроки. В случае необходимости общий срок рассмотрения таких заявлений может продлеваться еще на 30 дней, но при этом заявитель в обязательном порядке получает уведомление об этом факте и о причинах такого решения.

Таким образом, общий срок утверждения нормативов составляет 30 дней.

Проект ПДВ должен разрабатываться в полном соответствии с установленной Методикой расчета концентрации в воздухе различных вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, а также рекомендациями по созданию и содержанию нормативного проекта и прочими методическими и нормативно-правовыми документами.

Так как на данный момент законодательство не определяет никаких оснований для того, чтобы отказывать в утверждении проекта ПДВ, это говорит о том, что при соответствии данного проекта всем требованиям и при получении санитарно-эпидемиологического заключения вам не могут отказать в установлении ПДВ.

После того как оформляется такое заключение на проект, а также полностью утверждаются все необходимые нормативы, предприятие должно обратиться в территориальный орган, работающий под контролем Росприроднадзора, чтобы было проведено оформление или переоформление разрешения на выбросы в атмосферу.

Единственным основанием, которое может быть использовано для отказа в выдаче разрешения, является присутствие в составе предоставленных заявителем материалов недостоверной информации. Каких-либо других причин того, чтобы выдавались отказы на оформление или продление разрешения на выбросы в атмосферу, сегодня не устанавливается.

Зачем их оформлять?

Если данное разрешение отсутствует, то в таком случае выбросы могут ограничиваться, приостанавливаться или полностью прекращаться в порядке, определенно действующими законами. При этом стоит отметить тот факт, что все лица, которые виновны в нарушении действующего законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, несут административную, уголовную и другую ответственность в зависимости от тяжести преступления.

Таким образом, в соответствии с действующим Кодексом об административных правонарушениях вредное физическое воздействие на воздух или же выбрасывание в него каких-либо вредных веществ без ранее оформленного разрешения влечет за собой наложение административного штрафа, размер которого составляет:

  • 2000-2500 – для граждан;
  • 4000-5000 – для должностных лиц;
  • 4000-5000 – для частных предпринимателей, ведущих свою деятельность, не имея образования юридического лица (при этом деятельность приостанавливается на 90 дней);
  • 40 000-50 000 – для юридических лиц (при этом деятельность приостанавливается на 90 дней).

Учитывая это, правильное оформление всех документов позволяет предприятию сэкономить немало денег.

Таким образом, разрешение на выброс в атмосферу загрязняющих веществ на предприятии представляет собой обязательный документ, без которого правомерное ведение своей деятельности невозможно, и в конечном итоге она просто-напросто будет приостановлена, а владелец источников получит соответствующий штраф.