Разрешение на выбросы в атмосферу выдается с целью обеспечения государственного регулирования того, насколько хозяйственная и другая деятельность может воздействовать на окружающую среду, что гарантирует поддержку благоприятного ее состояния и экологическую безопасность.
В соответствии с законами, охрана окружающей среды со стороны государства обеспечивается за счет установления определенных нормативов качества, а также допустимого воздействия на нее в процессе занятия хозяйственной или другой деятельности, что закрепляется нормативными документами. Среди наиболее важных нормативов допустимого воздействия, предусмотренных для природопользователей, стоит выделить нормативы ПДВ, при соответствии которым выдается разрешение на выбросы в атмосферу.
Что это такое?
По закону, выброс каких-либо загрязняющих веществ в воздух стационарным оборудованием предусматривается только в том случае, если территориальный орган выдал на это соответствующее разрешение. При этом стоит сказать, что процесс утверждения нормативов и предоставление такого документа, как разрешение на выбросы в атмосферу – это абсолютно разные административные процедуры, каждая из которых требует отдельных затрат времени.
Сама процедура проверки является достаточно длительной и тщательной. Чтобы местный орган Росприроднадзора предоставил разрешение на выбросы в атмосферу, нужно к заявлению прилагать большое количество нормативов по отношению к каждому отдельному стационарному устройству, которое будет представлять собой источник выбросов, или же по отдельным производственным территориям. Именно по этой причине у многих людей возникает масса вопросов, связанных с получением всех документов.
В связи с этим, если у предприятия имеются какие-либо организованные или же неорганизованные стационарные источники вредоносных выбросов, оно в обязательном порядке перед началом своей работы должно получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, а получить его можно только основываясь на утвержденных нормативах ПДВ.
Регулирование
Правовое регулирование охраны атмосферы проводится в соответствии с действующим федеральным законодательством. Таким образом, какие-либо выбросы могут осуществляться только при наличии соответствующего разрешения, которое выдается территориальными органами в области защиты окружающей среды. По полученному разрешению впоследствии устанавливаются максимально возможные нормы выбросов и прочие условия, которые позволяют обеспечить эффективную охрану атмосферы.
Если такие разрешения отсутствуют, и при этом нарушаются условия, соответствующие органы должны ограничить, приостановить или полностью прекратить выбросы в соответствии с законами.
Выдача разрешения
Государственная услуга, обеспечивающая разрешение на выбросы в атмосферу в России, предоставляется по действующему административному регламенту. Данная услуга обеспечена различным частным предпринимателям или же юридическим лицам, которые используют в своей работе мобильные или стационарные источники выбросов, и при этом находятся на объектах хозяйственной или какой-либо другой деятельности, подлежащих экологическому надзору.
При наличии предварительно согласованных нормативов ПДВ, а также их соблюдения в процессе работы всего оборудования, разрешение на выбросы в атмосферу (образец выше) выдается на срок их действия. При этом стоит отметить тот факт, что если впоследствии нормативы ПДВ не будут обеспечиваться, а также при наличии использующихся ВСВ срок действия полученного разрешения не может быть более одного года с даты его предоставления.
Для различных хозяйствующих субъектов, которые вводят в эксплуатацию какие-либо новые или же реконструированные объекты со стационарными источниками выбросов при соответствии установленным нормативам ПДВ (включая также на этап проведения строительных работ), в утвержденную проектную документацию строительства или реконструкции зданий разрешение на выбросы предоставляется на срок проведения строительных работ, учитывая данные, предоставленные проектом, или же пока не будут достигнуты указанные в проекте показатели (не более двух лет).
Полномочия представителей, которые выступают от имени хозяйствующих субъектов, должны быть подтверждены соответствующей доверенностью, которая оформляется с учетом требований действующего законодательства. За выдачу подобных разрешений предприятие должно заплатить государственную пошлину в размере 3500 рублей. При этом стоит отметить, что госпошлина за разрешение на выбросы в атмосферу выплачивается до того, как будет подано заявление.
Нужно ли это делать?
Требования к юридическим лицам, имеющим рабочие стационарные источники выбросов, устанавливаются действующим законодательством, и одним из них является обеспечение проведения тщательной инвентаризации выбросов с последующим составлением ПДВ.
ПДВ устанавливаются действующими территориальными органами в сфере ООС для определенного стационарного источника, а также всей организации в целом. По закону, если юридические лица или частные предприниматели, использующие источники выбросов, не могут соблюдать ПДВ, то у территориальных органов в сфере ООС появляется возможность установить для этих источников ВСВ с предварительным согласованием с аналогичными органами других федеральных структур.
Как его получить?
Не все знают о том, как получить разрешение на выбросы в атмосферу, хотя в преимущественном большинстве случаев это достаточно простая и быстрая процедура. Для того чтобы получить его, заявителем должны быть предоставлены следующие бумаги:
- заявление с просьбой выдать разрешение (данный документ обязательно должен подаваться в двух экземплярах);
- нормативы ПДВ или ВСВ, которые предварительно были утверждены Росприроднадзором, а также лимиты на выбросы по отношению к каждому установленному источнику выбросов в воздух данного хозяйствующего субъекта или же отдельных производственных территорий;
- документ, который подтверждает оплату государственной пошлины.
При этом стоит отметит, что внутри помещения территориального органа Росприроднадзора в преимущественном большинстве случаев размещают специальные информационные стенды, содержащие в себе достаточно большое количество информации по поводу того, как оформляется разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, кто должен получать его и еще множество других фактов. В частности, вы можете ознакомиться с текстом регламента с различными приложениями, получить детальное описание итогового результата предоставления государственной услуги и предельно исчерпывающую информацию касательно порядка ее исполнения с предоставлением ссылки на действующий Регламент.
Предельно допустимый выброс
ПДВ представляет собой норматив, который определяется по отношению к стационарному источнику и в соответствии с которым выдается разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Он устанавливается в соответствии с техническими нормативами выбросов, а также фоновым загрязнением атмосферного воздуха при условии того, что данным источником не превышаются экологические и гигиенические нормативы качества, а также предельно возможные нагрузки на экологические системы и прочие нормы.
Временно согласованный выброс
ВСВ – это временный лимит, установленный для рабочих стационарных источников выброса в соответствии с качеством атмосферного воздуха, а также различными социально-экономическими условиями развития данной территории с целью поэтапного достижения норм ПДВ. Как говорилось выше, данная норма должна устанавливаться в том случае, если юридическое лицо не имеет возможности на данный момент обеспечить согласование ПДВ.
Когда нужно это оформлять?
Для того чтобы определить, нужно ли данному предприятию исполнять указанные обязанности, изначально следует разобраться с тем, присутствуют ли какие-либо источники выбросов, которые представляют собой стационарные объекты негативного воздействия.
В соответствии с действующим законодательством существует два определения передвижных и стационарных объектов, к которым должно прилагаться разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферу:
- Стационарный. Объект, которым в окружающую среду выбрасываются загрязняющие вещества и прочно связанный с землей (то есть если перемещение его невозможно без несоразмерного ущерба его основной функции), а также взрывы или объекты размещения производственных и потребительских отходов.
- Передвижной. Транспортное средство, морское или воздушное судно, а также всевозможные суда внутреннего плавания, оснащенные двигателями, работающими на длительном топливе, бензине, керосине, а также природном или сжиженном газе.
Передвижные источники
В наши дни государственный учет частных предпринимателей и юридических лиц, которым выдается разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферу, ведется Росприроднадзором в полном соответствии с установленным порядком. При этом стоит отметить тот факт, что при предоставлении сведений о передвижных источниках нужно в документе указать:
- тип данного источника, то есть водный, железнодорожный, автомобильный или авиационный транспорт;
- регистрационный номер, присвоенный передвижному источнику;
- экологический класс этого транспортного средства;
- вид используемого топлива и его расход.
Таким образом, в процессе выбора передвижного объекта в качестве основного критерия принято использовать конкретный вид топлива, а расчет платы за выбросы таких объектов осуществляется в соответствии с объемом его расхода. При этом стоит отметить тот факт, что передвижные источники включают в себя только всевозможные транспортные средства, в то время как различные мобильные установки, использующиеся только в пределах территории конкретного предприятия, принято в основном относить именно к стационарным.
Что нужно оформлять?
После того как на территории предприятия определяются используемые стационарные источники, нужно определиться с тем, должны ли они учитываться государством и требуется ли им разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу (образец выше).
К источникам, подлежащим государственному учету, относятся осуществляющие выброс в воздух любых видов вредных веществ. При этом есть определенный перечень загрязняющих элементов, которые не должны нормироваться и учитываться, а также данные процедуры не применяются по отношению к тем источникам, которые полностью соответствуют одному из указанных далее критериев:
- показатель опасности, установленный приложением 1 к Порядку, превышает или равен 0.1;
- приземные концентрации вредных выбросов превышают 5% от установленного гигиенического норматива качества воздуха.
Таким образом, если в выбросах из стационарных источников есть вещества, установленные перечнем, или же они соответствуют одному из указанных выше критериев, то есть подлежат нормированию и государственному учету, им требуется разработка ПДВ, а также обязательное утверждение нормативов и разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу (образец выше).
Согласование и установка нормативов
После окончания разработки проекта нужно его согласовать и определиться с нормативами ПДВ, и только потом уже оформлять получение разрешения на выбросы в атмосферу. При этом стоит отметить тот факт, что руководство предприятия должно понимать, в какие сроки могут выливаться все процедуры согласования и какие есть основания для того, чтобы предприятию могли отказать.
На данный момент нормативные правовые акты никоим образом не регламентируют порядок получения разрешения на выбросы в атмосферу и формирования нормативов по ПДВ. В связи с этим общий срок утверждения и какие-либо основания для отказа в процессе утверждения проекта ПДВ также не предусматриваются.
При этом стоит отметить, что сами нормы по отношению к конкретным стационарным источникам определяются территориальными органами Росприроднадзора (если речь идет не о радиоактивных веществах), если эти источники полностью соответствуют этим правилам и об этом есть санитарно-эпидемиологическое заключение.
В соответствии с законами общий срок проведения различных санитарно-эпидемиологических экспертиз по предоставленному заявлению гражданина, предпринимателя или юридического лица устанавливается в зависимости от общего объема исследований конкретного типа продукции и ее объема, а также вида деятельности. При этом данный срок не может быть более двух месяцев.
Работа с документами
На основании проведенного заключения экспертами территориальный орган под руководством Роспотребнадзора должен будет выдать санитарно-эпидемиологическое заключение, причем срок его выдачи также никоим образом не регламентируется. Только потом уже можно рассчитывать на оформление или переоформление разрешения на выбросы в атмосферу.
Нормативы ВСВ и ПДВ должны устанавливаться территориальными органами под контролем Росприроднадзора к каждому стационарному источнику или же их совокупности. Единственным исключением в данном случае являются радиоактивные веществ.
В соответствии с законами заявителю должен быть направлен ответ со стороны руководителя территориальных органов Росприроднадзора или его заместителя на протяжении 30 дней с того дня, как обращение было зарегистрировано, если в поручении не устанавливаются другие сроки. В случае необходимости общий срок рассмотрения таких заявлений может продлеваться еще на 30 дней, но при этом заявитель в обязательном порядке получает уведомление об этом факте и о причинах такого решения.
Таким образом, общий срок утверждения нормативов составляет 30 дней.
Проект ПДВ должен разрабатываться в полном соответствии с установленной Методикой расчета концентрации в воздухе различных вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, а также рекомендациями по созданию и содержанию нормативного проекта и прочими методическими и нормативно-правовыми документами.
Так как на данный момент законодательство не определяет никаких оснований для того, чтобы отказывать в утверждении проекта ПДВ, это говорит о том, что при соответствии данного проекта всем требованиям и при получении санитарно-эпидемиологического заключения вам не могут отказать в установлении ПДВ.
После того как оформляется такое заключение на проект, а также полностью утверждаются все необходимые нормативы, предприятие должно обратиться в территориальный орган, работающий под контролем Росприроднадзора, чтобы было проведено оформление или переоформление разрешения на выбросы в атмосферу.
Единственным основанием, которое может быть использовано для отказа в выдаче разрешения, является присутствие в составе предоставленных заявителем материалов недостоверной информации. Каких-либо других причин того, чтобы выдавались отказы на оформление или продление разрешения на выбросы в атмосферу, сегодня не устанавливается.
Зачем их оформлять?
Если данное разрешение отсутствует, то в таком случае выбросы могут ограничиваться, приостанавливаться или полностью прекращаться в порядке, определенно действующими законами. При этом стоит отметить тот факт, что все лица, которые виновны в нарушении действующего законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, несут административную, уголовную и другую ответственность в зависимости от тяжести преступления.
Таким образом, в соответствии с действующим Кодексом об административных правонарушениях вредное физическое воздействие на воздух или же выбрасывание в него каких-либо вредных веществ без ранее оформленного разрешения влечет за собой наложение административного штрафа, размер которого составляет:
- 2000-2500 – для граждан;
- 4000-5000 – для должностных лиц;
- 4000-5000 – для частных предпринимателей, ведущих свою деятельность, не имея образования юридического лица (при этом деятельность приостанавливается на 90 дней);
- 40 000-50 000 – для юридических лиц (при этом деятельность приостанавливается на 90 дней).
Учитывая это, правильное оформление всех документов позволяет предприятию сэкономить немало денег.
Таким образом, разрешение на выброс в атмосферу загрязняющих веществ на предприятии представляет собой обязательный документ, без которого правомерное ведение своей деятельности невозможно, и в конечном итоге она просто-напросто будет приостановлена, а владелец источников получит соответствующий штраф.