Работа любой компании невозможна без финансовых средств. Это самый надежный и ликвидный актив организации, наличие и количество которого всегда указывает на уровень ее финансовой устойчивости и служит индикатором платежеспособности. Действующим законодательством утвержден целый блок нормативных актов, регулирующих учет финансов: установлен бухгалтерский счет 50, на котором собираются и обобщаются все сведения о наличии денег в кассе, их поступлении, расходовании и остатке. О правилах ведения учета денег в компании пойдет речь в этой статье.
Что такое касса?
Святая святых каждого предприятия – это касса, счет 50 в бухгалтерском учете. Здесь аккумулируется информация о денежной наличности, подбиваются промежуточные итоги произведенной работы и планируются финансовые операции. Грамотный руководитель всегда знает, какой суммой располагает, а для этого необходим строгий учет всех поступающих потоков. Именно поэтому необходим счет 50 «Касса», по дебету которого отображаются все доходные поступления, а по кредиту – расход (выдача) денег и равноценных документов. Все подобные операции оформляются правильно заполненными первичными учетными документами типовой формы.
Субсчета 50 счета
Поскольку источники поступлений доходов могут быть разными, для удобства учета и упрощения анализа в предприятии могут быть открыты субсчета. Например, на субсчете 50-1 учитывают деньги в стационарной кассе компании. Если организация взаимодействует с иностранными контрагентами и оперирует зарубежной валютой, то на отдельных субсчетах учитывается каждый вид валюты.
Логистические предприятия или организации связи счет 50 дополняют субсчетами для операционных касс (например, 50-2). На них отражается движение денег от продажи билетов, проездных документов и провозной платы, т. е. кассовых операций, осуществляемых в кассах товарных контор, речных переправ, судов, вокзалов, камер хранения, отделений связи и т.п.
Отдельные субсчета используют для учета денежных документов, имеющихся в кассе компании. Это почтовые марки, векселя, оплаченные проездные документы и др. Учитываются они в стоимостном выражении по цене произведенных расходов на их покупку. Аналитический учет осуществляется по каждому виду документов.
Учет денег в кассе: первичные документы
Любая кассовая операция, будь то оприходование или выдача денег, оформляется первичным документом с заполнением всех необходимых реквизитов и разрешительными подписями руководства компании. Госкомстат утвердил такие бланки:
• ордера - приходный (ПКО) ф-мы КО-1 и расходный (РКО) ф-мы КО-2;
• журнал учета/регистрации ПКО и РКО ф-мы КО-3;
• кассовая книга ф-мы КО-4;
• книга учета поступлений и выплат ф-мы КО-5.
Приходные операции
Дебетуется счет 50 в бухгалтерском учете при оприходовании денег в кассу. Лицо, вносящее деньги, предоставляет в финансовую службу компании сопроводительные документы как основание для подобной операции и доверенность, если действует от имени юрлица. Приход оформляется оформлением ПКО, заполненным бухгалтером и подписанным главным бухгалтером организации. Подтверждением получения денег является квитанция к ПКО. После проверки и пересчета денег кассир подписывает ордер и проставляет штамп «Получено».
Расходные операции
Выплата денег из кассы (счет 50 кредитуется) оформляется РКО, но предварительно руководством компании определяется целесообразность выплаты и подписывается РКО. Кассир принимает документ, выплачивает указанную в нем сумму, а получатель средств подтверждает операцию, расписываясь в ордере и указывая реквизиты удостоверяющего личность документа.
Кассир ведет кассовую книгу, листы которой должны быть пронумерованы, сшиты, скреплены оттиском печати организации и подтверждены росписями руководства и главного бухгалтера компании. По окончании дня кассир заносит все произведенные операции, выводит остаток денег на конец периода и, прикладывая к кассовому отчету все ордера, сдает отчет на проверку в бухгалтерию, оставляя в книге второй экземпляр кассового отчета.
При механизированных методах учета оформление кассовых документов осуществляется в компьютерном виде. Листы ф-мы КО-4 распечатываются на бумаге в конце дня в двух экземплярах и также сдаются бухгалтеру. Сшивают кассовую книгу обычно в конце финансового года.
Нумеруют ПКО и РКО отдельно с 1-го января каждого года, начиная с №1. Фиксируют оформленные документы в журнале регистрации ПКО и РКО.
Счет 50: проводки
Корреспондируется со счетом «Касса» большое количество балансовых счетов. Вот основные проводки, в которых участвует счет 50 (содержание произведенной операции, дебет-кредит):
- Оприходованы деньги с р/счета - 50 51.
- Возврат средств от поставщика - 50 60.
- Приход от покупателей - 50 62.
- Оприходован выданный банком заем - 50 66.
- Возврат подотчетных сумм - 50 71.
- Сотрудником внесена оплата в возмещение ущерба - 50 73.
- Оприходование выручки от реализации - 50 90-1.
- Поступление выручки от прочих доходных операций - 50 91-1.
- Внесено из кассы на счет банка - 51 50.
- Приобретение ценных бумаг за наличный расчет - 58 50.
- Погашен долг поставщикам - 60 50.
- Возврат денег покупателю - 62 50.
- Погашен краткосрочный кредит наличными - 66 50.
- Выдача путевок, оплаченных ФСС, - 69-1 50.
- Выплата зарплаты - 70 50.
- Выдача под отчет - 71 50.
- Выплата дивидендов - 76-1 50.
- Оплата за акции компании, выкупленные у сотрудников, - 81 50.
- Внесена недостача, выявленная ревизией в кассе, - 94 50.
Таковы типовые бухгалтерские записи, необходимые для контроля за денежными средствами компании.