Налоговый агент – это субъект, осуществляющий расчет и выплату сумм, установленных законодательством, в бюджет. Данные платежи представляют собой определенную часть дохода работающих у него лиц (в качестве штатных сотрудников, например).
Отличие от плательщика
Налоговый агент – это, проще говоря, наниматель (работодатель). В отличие от плательщика (сотрудника), он не осуществляет отчисление НДФЛ с собственных доходов. При этом он должен рассчитать налог, удержать его при выплате зарплаты служащему. Эта сумма должна быть направлена в бюджет.
Обязанности и права
Агент обладает теми же юридическими возможностями, что и плательщик, если другое не предусматривается в Налоговом кодексе. Субъект осуществляет расчет, взимание и отчисление установленных сумм в бюджет, вне зависимости от того, выплачивает ли он сам НДФЛ. Кроме этого, налоговый агент должен:
- Своевременно и правильно рассчитывать, взимать и направлять в бюджет установленные суммы.
- Сообщать контрольным органам о невозможности осуществить удержание налога (данное уведомление направляется в письменном виде).
- Учитывать начисленные и выплаченные доходы, налоги по каждому плательщику отдельно.
- Предоставлять территориальному подразделению ФНС документацию, необходимую для обеспечения контроля за расчетом, взиманием и направлением установленных сумм в бюджет.
- Сохранять отчетность на протяжении 4-х лет.
Ответственность
За невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и/или перечислению налогов предусматривается санкция. Она выражена в деньгах. Устанавливается штраф ст. 123 НК РФ. Его размер составляет 20% от суммы, подлежащей взиманию или отчислению в бюджет. Рассмотрим далее ст. 123 НК РФ с комментариями.
Особенности нормы
Санкция по рассматриваемой статье назначается за неполное удержание или отчисление установленной суммы в бюджет. Субъект недоплачивает работнику часть его дохода. Эта сумма направляется в бюджет в качестве НДФЛ.
Если у нанимателя отсутствует возможность удержать налог, он должен сообщить об этом в контрольный орган. Уведомление направляется в течение месяца. Если доход плательщика, выступающий в качестве объекта обложения, заключается в экономической выгоде либо предоставляется в натуральной форме, при том что денежных выплат в соответствующем периоде не осуществлялось, у лица отсутствует обязанность удерживать налог с плательщика.
В такой ситуации работодатель предоставляет информацию в орган ФНС по правилам, установленным ст. 24 (п. 3, подп. 2) Кодекса.
Объект нарушения
Взыскание штрафа в соответствии с рассматриваемой нормой осуществляется, если был нарушен порядок отчисления установленных сумм в бюджет, предусмотренный в Кодексе. В данном случае виновное лицо допускает нарушение нескольких статей. В частности, им не соблюдаются положения норм 46, 47, 24, 23 и 9.
В качестве непосредственного объекта нарушения, ответственность за которое определена ст. 123 НК РФ, выступают отношения, касающиеся выполнения предписаний законодательства по расчету, взиманию и отчислению установленных сумм в бюджет.
Объективная часть
Опасность нарушения, наказываемого по ст. 123 НК РФ, заключается в том, что данное деяние подрывает систему финансового обеспечения функционирования государства либо МО. Это обуславливается тем, что плательщик, хотя и не по собственной вине, не соблюдает положения ст. 57 Конституции и ст. 3 Кодекса.
При характеристике объективной стороны нарушения, санкция за которое устанавливается ст. 123 НК РФ, следует отметить несколько важных моментов:
- Предписания, которые не соблюдает субъект, определяются не только Кодексом, но и прочими нормативными актами.
- Из всех обязанностей, предусмотренных для агента, рассматриваемая статья охватывает полное или частичное неудержание налога. При этом, для взимания установленной суммы, необходимо сначала ее рассчитать. Согласно правилам ст. 52-56, эту процедуру осуществляет не плательщик, а налоговый агент.
Нюансы
Несмотря на то что в ст. 123 НК РФ речь идет о безналичном отчислении сумм, необходимо учитывать, что в некоторых случаях Кодекс допускает внесение наличных денег. Соответственно, ситуации, когда и это действие не было осуществлено, также охватываются рассматриваемой нормой.
Объективная часть нарушения имеет место и тогда, когда виновное лицо одновременно не удержало, не перечислило (не внесло) соответствующий налог в бюджет, не выполнило одну из указанных обязанностей либо реализовало их частично. При этом для привлечения субъекта к ответственности во внимание не принимается величина невыплаченной суммы в бюджет. Но вместе с тем, незначительный размер налога может учитываться в качестве смягчающего обстоятельства.
Субъективная часть
Ответственность по рассматриваемой норме наступает только в отношении налоговых агентов-юрлиц. Наказание применяется к гражданам, если в нарушении отсутствуют признаки преступления. Привлечение к ответственности агента-юридического лица не освобождает руководителя организации или иного субъекта, реализующего управленческие функции, от уголовных, административных и иных мер, при наличии к тому достаточных оснований.
Данное положение закреплено статьей 108 (часть 4) НК. Кроме этого, субъект, привлеченный к ответственности по рассматриваемой норме, должен отчислить в бюджет невыплаченные суммы. Субъективная часть нарушения характеризуется наличием неосторожной формы вины и умысла.
Дополнительно
В соответствии с Постановлением Президиума ВАС №15483/11 от 03.04.2012 г., если иностранное лицо не состоит на учете в российском территориальном органе ФНС, независимо от условий оформления договора с ним, за невыполнение отечественным предприятием, зарегистрированным в налоговой инспекции, обязанности по удержанию НДС из выплачиваемых средств контрагенту не освобождает последнее от расчета этого налога и перечисления его в бюджет. В случае, если общество не рассчитает и не отчислит причитающуюся с зарубежной компании сумму, контрольный орган вправе привлечь его к ответственности. Наказание наступает в соответствии со ст. 123 НК.
Особенности санкции
В рассматриваемой норме установлено, что виновному лицу назначается штраф, размер которого составляет 20% от той суммы, которая не была рассчитана и отчислена в бюджет с дохода плательщика. При этом величина санкции может изменяться.
В частности, как выше указывалось, при рассмотрении вопроса о привлечении виновного к установленной ответственности могут быть учтены смягчающие обстоятельства. Кроме незначительной суммы, невыплаченной в бюджет, на размер санкции может повлиять тот факт, что субъект допустил нарушение впервые. В результате, по решению уполномоченного органа размер штрафа может быть уменьшен.
Однако во внимание могут быть приняты и отягчающие обстоятельства. К ним относят большую сумму, неотчисленную в бюджет, многократность нарушения и пр. В таких случаях величина санкции может быть увеличена. При наличии достаточных оснований субъект дополнительно может быть привлечен к административной, уголовной или иной ответственности, установленной в законодательстве.
Заключение
Руководитель любого предприятия, набирая штат сотрудников или заключая договоры с физлицами на производство тех или иных работ, должен понимать ответственность за невыполнение требований налогового законодательства.
В Конституции установлено, что каждое лицо должно выплачивать определенную часть своего дохода в бюджет. За работников данную обязанность исполняет наниматель. Именно он рассчитывает, взимает и переводит установленные суммы в бюджет. Во избежание привлечения к ответственности по рассматриваемой норме, руководителю необходимо своевременно и в полной мере выполнять свои обязанности.