Рубрики
...

Ст. 149 УК РФ: особенности ответственности

По ст. 31 Конституции гражданам разрешается собираться без оружия, мирно проводить митинги и демонстрации, собрания, пикетирования и шествия. Однако в связи с рядом событий данное право было детализировано в ФЗ № 54. В частности Закон "О митингах" предусматривает, что нормативные акты, регламентирующие условия организации указанных мероприятий, принимаются президентом, правительством, а также региональными исполнительными госорганами. Положения ФЗ обязательны для исполнения всеми субъектами на территории РФ. Для обеспечения соблюдения предписаний в Уголовном кодексе устанавливается ответственность за незаконное воспрепятствование проведению массовых мероприятий. Рассмотрим подробнее особенности ее применения.

ст 149 ук рф

Ст. 149 УК РФ

Данная норма определяет наказание для лиц, которые незаконным образом препятствуют гражданам, решившим выйти на шествие, пикетирование или собрание. Уголовная ответственность предусматривается и для субъектов, принуждающих к участию в указанных мероприятиях. Наказание применяется к должностным лицам, использовавшим при совершении неправомерных действий служебное положение, а также к другим гражданам, если их деяния сопровождались насилием или угрозой его применения.

Ответственность

Субъекты, нарушающие Закон "О митингах", а также ст. 31 Конституции, наказываются:

  1. Денежным взысканием в сумме до 300 тыс. руб. или равным зарплате/другому доходу за 2 года.
  2. Принудительными работами продолжительностью до 3 лет.
  3. Тюремным заключением на тот же срок.

В качестве дополнения к последним двум санкциям суд может вменить запрет заниматься конкретной деятельностью или находиться на определенной должности в течение 3 лет.

закон о митингах

Пояснения

В действовавшем раньше Уголовном кодексе (1960 г.) присутствовал аналог ст. 149 УК РФ. В соответствии с ней наказание вменялось не только за неправомерное воспрепятствование проведению массовых мероприятий, в том числе и должностными лицами. Ответственность устанавливалась и за те же деяния, сопровождающиеся применением насилия, уничтожением имущества, повлекшие для потерпевших тяжкие последствия. Ст. 149 УК РФ не содержит части указанных обстоятельств. Между тем основной состав преступления сохранен в норме. Более того, по мнению экспертов, действующая редакция статьи ориентирует граждан именно на мирное проведение массовых мероприятий.

митинги и демонстрации

Специфика преступления

Незаконное воспрепятствование проведению пикетирований, шествий, собраний и прочих массовых мероприятий, а также участию в них может проявляться действием или бездействием. Например, должностное лицо, уполномоченное принимать решения об их организации, может вынести акт, неправомерно запрещающий гражданам реализовывать свое конституционное право. Действие может проявляться в создании реальных барьеров на пути людей. Это могут быть как материальные объекты, так и заслоны из сотрудников органов правопорядка. Бездействие проявляется, например, в непредоставлении помещения для собрания.

Обязательные признаки

В ст. 149 УК РФ указывается на два вида субъекта преступления. Им может являться должностное лицо, которое воспользовалось своим служебным статусом. В качестве субъекта выступает и гражданин, не занимающий никаких ответственных постов. В этом случае он может привлекаться к ответственности, если его действия сопровождались насилием либо угрозой его использования. Таким образом, в преступлении выделяется общий и специальный субъект. Последним является вменяемый гражданин, достигший шестнадцати лет. Суть насилия либо угрозы его применения та же, что и при воспрепятствовании реализации избирательных прав либо функционированию выборных комиссий.

проведение массовых мероприятий

Субъективная часть

Она предполагает наличие прямого умысла в действиях. Должностное лицо, виновное в преступлении, понимает, что неправомерно препятствует проведению мероприятия или участию в нем граждан, и желает этого. Субъект, не занимающий никаких постов и не использующий служебный статус, осознает, что применение насилия или угрозы является незаконным и не позволяет гражданам реализовать свои конституционные права, однако он хочет наступления соответствующих последствий.