Ключевая роль среди всех поступлений государства принадлежит налогам. Кроме этого, данные отчисления имеют и социальное значение. За счет взимания налогов государство оказывает воздействие на ряд общественных процессов, реализует свои контрольные функции, обеспечивает гарантии соблюдения конституционных прав.
Специфика отчислений
В правовом смысле налог представляет собой определенную форму отчуждения собственности граждан и организаций в пользу субъектов власти. Она предусматривается в законодательном порядке. Вместе с этим налог - индивидуально-безвозмездное отчисление. Он взыскивается в порядке безвозвратности с использованием методов государственного принуждения. Однако налог не обладает характером контрибуции или наказания. Установление обязательных платежей производится в одностороннем порядке. Права субъектов-плательщиков формулируются в ст. 21, а обязанности - в ст. 23 НК РФ.
Признаки плательщиков
В качестве таких субъектов выступают граждане и юрлица, на которых, согласно Налоговому кодексу, возлагается обязанность осуществлять регулярные отчисления в бюджет. Филиалы и прочие обособленные подразделения отечественных организаций уплачивают налоги по месту своего расположения. Обязанности, сформулированные в ст. 23 НК РФ, возникают, прекращаются или изменяются при наличии оснований, установленных в Кодексе и прочих отраслевых нормах, то есть, если существует объект налогообложения. В качестве него, по ст. 38, могут выступать:
- Операции по реализации работ/услуг/изделий.
- Прибыль/доход.
- Имущество.
- Стоимость проданных товаров, реализованных работ/услуг.
- Другой объект, обладающий стоимостной, физической или количественной характеристикой.
Иностранные субъекты
Они также могут выступать в качестве плательщиков налогов и обретать обязанности, формулируемые ст. 23 НК РФ. Так, в частности, производить отчисления в бюджет должны созданные на территории страны компании с иностранными инвестициями, объединения и организации международного типа, ведущие предпринимательскую деятельность. Кроме этого, плательщиками выступают предприятия, фирмы иные юрлица, которые образованы в соответствии с положениями иностранных законодательств, но работают в России через постоянные представителей.
Ст. 23 НК РФ (действующая редакция)
В первом пункте указаны основные обязанности плательщиков:
- Отчислять установленные законом налоги.
- Вставать на учет в уполномоченных органах, если это предусматривается иными статьями кодекса.
- Осуществлять учет своих расходам/доходам в установленном порядке, если это предписывается законодательством.
- Предоставлять контрольному органу по месту учета декларации (расчеты), если это предусмотрено в кодексе.
- Направлять в налоговую инспекцию по адресу проживания частнопрактикующего нотариуса, индивидуального предпринимателя, адвоката, учредившего кабинет, по запросу КУДР и хозяйственных операций; по месту расположения юрлица представлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность не позже 3-х мес. со дня окончания года. Исключением в последнем случае выступают организации, которые по ФЗ № 402 не обязаны вести бухучет либо являются религиозными объединениями, на которые за отчетные периоды не возлагалось налоговое бремя.
- Направлять в налоговые инспекции и должностным лицам документы, необходимые для расчета сборов, в установленном порядке и в случаях, которые предусмотрены в кодексе.
- Исполнять требования уполномоченной инстанции об устранении обнаруженных нарушений положений законодательства о налогах, не создавать препятствия для служащих контрольных структур исполнять их должностные обязанности.
- Обеспечивать на протяжении 4-х лет сохранность сведений налогового и бухгалтерского учетов, прочих документов, которые требуются для исчисления бюджетных платежей. К ним, в числе прочего, относят бумаги, подтверждающие расходные операции и поступление доходов (для ИП и организаций), выплату налогов, если другое не устанавливается кодексом.
- Осуществлять прочие обязанности, предусмотренные отраслевым законодательством.
Участие в других организациях
Кроме обязанностей, предусмотренных в п. 1 ст. 23 НК РФ, плательщикам надлежит предоставлять сведения в налоговую службу по месту своего жительства или расположения определенные сведения. В частности, субъектам надлежит проинформировать контрольные структуры о своем участии в отечественных организациях, если доля превышает 10%. Это необходимо сделать в течение месяца с даты подписания соответствующего соглашения. Исключением из п. 2 ст. 23 НК РФ являются случаи участия в ООО и хозяйственных товариществах.
Сведения о подразделениях
Помимо обязанностей, приведенных в п. 1 ст. 23 НК РФ, плательщики должны предоставить сведения об обособленных структурных единицах отечественной компании, созданных в пределах территории России. Исключением выступают представительства и филиалы. Об изменениях в сведениях об обособленных структурных единицах следует проинформировать:
- Не позже месяца с даты образования подразделения.
- В течение 3-х дн. с момента изменения данных об обособленной структурной единице.
Кроме того, плательщик, наряду с исполнением обязанностей по п1 ст. 23 НК РФ, должен сообщить сведения обо всех подразделениях, через которые прекращается работа организации (которые ею закрываются):
- В трехдневный срок с даты принятия о завершении деятельности через представительство/филиал (или их закрытии).
- В течение 3-х дн. со дня окончания работы организации через обособленное подразделение (ликвидации структурной единицы).
Имущество
Плательщики-физлица, кроме обязанностей, предусмотренных в ст. 23 ч. 1 НК РФ, должны сообщать в налоговый орган о наличии у них недвижимости/транспортных средств, признаваемых по законодательству в качестве объектов обложения. Информирование осуществляется по месту проживания или расположения имущества при не получении соответствующих уведомлений и, соответственно, неуплаты сборов по нему за время владения. Данное сообщение вместе с копиями правоустанавливающих документов на недвижимость или бумагами, подтверждающих регистрацию ТС, направляется однократно до 31 декабря периода, идущего за прошедший отчетный год. Информирование налогового органа не осуществляется, если лицо:
- Получало уведомления об уплате.
- Пользовалось налоговой льготой.
Участие в иностранных компаниях
Ст. 23, 31 НК РФ касаются взаимодействия налоговой инспекции и плательщика. Первая, в частности, устанавливает обязанность уведомлять налоговую инспекцию по месту проживания/адресу расположения:
- О зарубежных фирмах, в отношении которых они выступают как контролирующие лица.
- Об учреждении зарубежных структур без создания юрлица. В налоговый орган также предоставляются сведения о фактическом праве на прибыль, которую получает такой субъект или контроле со стороны плательщика над ним. К таким случаям, в том числе, относят ситуации, когда лицо является учредителем или имеет фактическую возможность получать доход при его распределении.
- Об участии в зарубежных организациях, если доля превышает 10%. Определение последней осуществляется в порядке, сформулированном в ст. 105.2 кодекса.
Материальные ценности иностранной организации
Зарубежные предприятия, а также структуры, действующие без создания юрлица, имеющие имущество, которое относится к объектам обложения по ст. 374 Кодекса, обязаны в предусмотренном отраслевым законодательством порядке извещать налоговую инспекцию данные об участниках указанных хозяйствующих субъектов. Уведомление осуществляется по месту расположения материальных ценностей. Структурам, работающим без создания юрлица, надлежит сообщать данные об управляющих, учредителях и бенефициарах. В случае если у субъекта хозяйствования в наличии имеется несколько объектов, уведомление налогового органа осуществляется по адресу расположения одного из них по выбору плательщика.
Ответственность
Плательщики должны исполнять обязанности, установленные ст. 23, 45 НК РФ. Им также надлежит выполнять предписания, определенные в положениях иных законодательных актах по сборам и налогам. В случае ненадлежащего соблюдения или уклонения от погашения своих обязанностей субъект будет нести ответственность в установленном нормативными документами порядке. Факт формирования обязательств предусматривается в ст. 23 НК РФ. Непосредственно само исполнение предписаний закона освящается во второй, указанной выше норме.
Декларация
Вопросы, касающиеся сдачи документа в налоговый орган, разъясняются в п. 5.1 ст. 23 НК РФ. В частности, субъекты, на которых возлагается обязанность предоставлять налоговый расчет (декларацию) в электронном виде, обязаны обеспечить ее получение уполномоченной структурой в указанной форме по каналам телекоммуникационной связи. Ст. 23, пункт 5.1 НК РФ предписывает, что сдача отчетности осуществляется через оператора оборота документов, которые применяются налоговой инспекцией при реализации полномочий в рамках отношений, регламентируемых отраслевым законодательством. Плательщики обязаны предоставить квитанцию о том, что декларация (расчет) была принята в электронном виде по каналам телекоммуникационной связи. В положении 5.1 ст. 23 НК РФ предписано, что сделать это необходимо в течение шести дней с даты отправки.
Отправка сообщений
В п. 7 ст. 23 НК РФ указано, что уведомления, предусмотренные в рассматриваемой норме кодекса, могут направляться через представителя или лично, заказной корреспонденцией, в электронном виде по каналам телекоммуникационной связи или из личного кабинета субъекта. Форматы и формы сообщений, вне зависимости от носителя, на которых они представлены, порядок их заполнения утверждаются исполнительной федеральной структурой, уполномоченной в сфере контроля и надзора по сборам и налогам. Если уведомления направлены с помощью каналов телекоммуникационной связи, они должны заверяться усиленной электронной квалифицированной подписью заявителя или его представителя. Порядок предоставления указанных сообщений определяется исполнительным (федеральным) органом уполномоченным осуществлять надзор и контроль в сфере обложения.
Налоговые агенты
Они также рассматриваются в качестве участников соответствующих правоотношений. К налоговым агентам относят лиц, на которых, согласно НК, возлагаются обязанности по начислению, удержанию у плательщика и перенаправлению в бюджет (внебюджетный фонд) налогов. К примеру, в качестве таких субъектов выступают работодатели. Они осуществляют начисление и удержание, а также перечисление во внебюджтеный фон ли бюджет соответствующего уровня (федеральный/региональный/муниципальный) сборов, взимаемых с зарплаты и прочих доходов сотрудников предприятия. Налоговым агентам предоставляются те же права, которые предусмотрены для плательщиков, если другое не устанавливается Кодексом.
Обязанности агентов
Этим субъектам налоговых правоотношений надлежит:
- Своевременно и правильно осуществлять исчисление, удержание из средств, которые выплачиваются плательщиками, направлять во внебюджетные и бюджетные фонды соответствующего уровня налоги.
- Не позже месяца сообщать письменно в контрольную инстанцию по адресу постановки на учет о невозможности осуществить списание с дохода и сумме задолженности.
- Вести учет поступлений налогоплательщика, удержанных и направленных в бюджетные/внебюджетные фонды обязательных платежей, в том числе индивидуально по каждому лицу.
В случае невыполнения указанных обязанностей или ненадлежащего их исполнения налоговые агенты несут ответственность по установленному в законодательстве порядку.
Заключение
Налогообложение представляет собой одну из ключевых сфер государственной деятельности. От того, насколько четко регламентированы обязанности и права субъектов, участвующих в правоотношениях, будет зависеть не только достижение главных целей - полное и своевременное получение средств от организаций и граждан. Регулирование налоговых правоотношений позволяет обеспечить защиту имущественных прав плательщиков. Обязательство по отчислению платежей, более чем другие, содержит противоречие, которое выражается в столкновении общественного и частного интереса.
В этой связи в качестве ключевой задачи на этапе формирования и введения налоговых сборов, законодательных предписаний, регламентации содержания правоотношений выступает поиск оптимального баланса между ними. Именно для этого приняты основы кодекса. В законодательстве четко регламентируется процесс осуществления прав и исполнения обязанностей всех субъектов налогообложения. Жесткая взаимосвязь между юридическими возможностями и обязательствами, четким регулированием вопроса об их реализации обусловили возникновение процедурных предписаний.
Сегодня в действующей редакции кодекса этих норм достаточно много. Вслед за ними в рамках налогового обязательства возникли правоотношения процедурного характера. За счет жесткой регламентации содержания бремени исключается возможность злоупотребления со стороны любого субъекта, участвующего в них. Немаловажно и то, что тщательная проработка предписаний и правил, осмысленное их внедрение в общественную жизнь, сферу хозяйствования позволяет осуществить надлежащий контроль соблюдения законодательства, полнотой и своевременностью направления отчислений в бюджет. Неисполнение предусмотренных нормативными документами обязательств влечет ответственность виновных лиц.
Уполномоченные инстанции обладают правом применять меры государственного принуждения, в числе которых, например, блокирование расчетных счетов должника, штрафы, пени. Наложение санкций при этом не избавляет должников от обязанности погасить основную задолженность. Отдельное внимание уделяется в законодательстве предоставлению отчетной документации. Она отражает реальное положение дел на предприятии или у ИП. Декларация также выступает в качестве эффективного контрольного инструмента.