Рубрики

Территориальное общественное самоуправление (ТОС). Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Местное самоуправление может реализовываться разными способами. Порядок его осуществления регламентируется федеральными и муниципальными нормативными актами. Участие населения в делах МО может осуществляться в форме ТОС - территориального общественного самостоятельного управления. Рассмотрим этот институт подробнее. территориальное общественное самоуправление

Общая характеристика

Общие правила, в соответствии с которым реализуется местное самоуправление, установлены в ФЗ № 131. Участие населения в делах муниципального образования может выражаться через представительный институт власти, референдум, публичные слушания. Еще одним способом привлечения граждан к администрированию является территориальное общественное самоуправление. В сравнении с остальными, этот институт представляется более самостоятельным. Он предполагает самоорганизацию граждан по месту их проживания на определенной части поселения. Объединение людей осуществляется для реализации собственных инициатив, касающихся решения вопросов муниципального значения.

Нормативная база

Система территориального общественного самоуправления не находится в сфере правового регулирования субъектов. Этот институт формируется исключительно в соответствии с федеральным законодательством. ФЗ № 131 существенно расширил область правового регулирования организации территориального общественного самоуправления, его деятельности в пределах МО. В нормативном акте также предусматривается, что такое объединение граждан может выступать в качестве юрлица. При этом его функционирование осуществляется в соответствии с собственными нормативными документами, а не по уставу МО. органы территориального общественного самоуправления

Специфика

Развитие территориального общественного самоуправления осуществляется в границах, определенных представительным институтом поселения в соответствии с предложениями граждан, проживающих в нем. Актуальные вопросы решаются непосредственно населением. Закон предусматривает разные формы территориального общественного самоуправления. Например, это могут быть собрания или конференции граждан. Законодательство предусматривает участие граждан в пределах следующих участков проживания:

  1. Подъезды многоквартирных домов.
  2. Село или иной населенный пункт, не отнесенный к категории поселений.
  3. Многоквартирный дом.
  4. Жилой микрорайон.
  5. Группа домов.

На собраниях или конференциях граждане могут формировать органы территориального общественного самоуправления.

Особенности создания

Территориальное общественное самоуправление будет считаться образованным с момента регистрации его учредительного документа уполномоченной исполнительной структурой соответствующего МО. Правила, по которым проводится данная процедура, устанавливается нормативными актами представительного института муниципалитета. Порядок регистрации может также предусматриваться в уставе МО. Сформированное объединение граждан может являться юрлицом и должно быть поставлено на учет в качестве некоммерческой структуры.

Кворум

Собрание граждан для решения вопросов организации и реализации территориального самоуправления будет признано правомочным, если присутствует не меньше половины всех жителей соответствующего населенного пункта. Допустимый возраст участников – от 16 лет. Кворум конференции – не меньше 2/3 делегатов, выбранных на собраниях и представляющих не меньше половины населения территории. организации территориального общественного самоуправления

Полномочия

Конференции и собрания, осуществляющие территориальное общественное самоуправление:

  1. Определяются основные направления работы.
  2. Выбираются органы ТОС, устанавливается их структура.
  3. Утверждается расходно-доходная смета, отчет о ее выполнении.
  4. Принимается устав территориального общественного самоуправления.

На конференциях и собраниях также рассматриваются и утверждаются отчеты избранных структур ТОС.

Деятельность

Органы ТОС:

  1. Представляют интересы граждан, которые проживают в пределах соответствующего населенного пункта.
  2. Обеспечивают реализацию решений, принятых на конференциях и собраниях.
  3. Имеют право обеспечивать содержание жилфонда и вести иную хоз. деятельность, которая направлена на удовлетворение социально-бытовых нужд населения. Необходимые мероприятия проводятся как за счет средств самих граждан, так и в соответствии с договором между органами ТОС и администрацией МО с привлечением бюджетных средств.
  4. Могут вносить на обсуждение проекты муниципальных нормативных актов. Они должны быть рассмотрены органами и должностными лицами, к компетенции которых относится их принятие.  формы территориального общественного самоуправления

Учредительный документ

Устав ТОС устанавливает:

  1. Задачи, цели, основные направления и способы осуществления деятельности.
  2. Территорию, в границах которой осуществляется ТОС.
  3. Порядок, в соответствии с которым принимаются решения.
  4. Правила образования и прекращения работы, права, обязанности, срок полномочий органов ТОС.
  5. Порядок приобретения и распоряжения материальными ценностями, а также денежными средствами.
  6. Правила, по которым прекращается реализация ТОС.

Дополнительные требования к учредительному документу устанавливаться не могут.

Комментарии

Представительными органами МО устанавливается порядок организации и реализации ТОС. Так, например, в Москве действует специальный Закон № 26-77. В соответствии с ним, территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно гражданами, через общину или формируемые ею структуры. В нормативном акте также установлено, что принимать участие в ТОС могут москвичи, достигшие 18 лет. Гражданин, проживающий в любой части столицы, может стать инициатором и принять участие в учреждении ТОС, присутствовать на собраниях, опросах, конференциях, выбирать делегатов и быть избранным в административную структуру.

Важный момент

Органы местной и государственной власти не могут запретить населению осуществлять общественное самоуправление, если их деятельность не противоречит установленным законодательством требованиям. Защита интересов и гарантия прав граждан в вопросах реализации ТОС обеспечивается федеральными и муниципальными нормативными актами. система территориального общественного самоуправления

Община

Она представляет собой некоммерческую структуру, не имеющую членства. Она формируется на добровольной основе. Территориальное общественное самоуправление в таком виде может инициироваться гражданами, проживающими в микрорайоне, на улице, в квартале, отдельном доме. Люди объединяются на основе единства интересов и для реализации задач, сформулированных учредительным документом. Границы той территории, на которой осуществляется общественное самоуправление, устанавливаются гражданами с учетом культурных, социально-экономических, исторических и прочих признаков целостности местности. В качестве высшей руководящей структуры выступает конференция или сход (собрание). Для непосредственного выполнения обязанностей, принятых на себя общиной, выбираются подотчетные органы ТОС. В качестве них выступает комитет (совет) и контрольно-ревизионная комиссия. В случае небольшой численности граждан могут избираться контролер и староста.

Компетенция

Территориальная община вправе решать вопросы, касающиеся интересов жителей соответствующего участка. К ним, в частности, можно отнести:

  1. Проведение акций благотворительности и милосердия, оказание содействия в их организации структурами власти, гражданами и их объединениями, фондами, участие в распределении и предоставлении гуманитарной и другой помощи.
  2. Защиту интересов и прав граждан в городских и районных органах.
  3. Обеспечение контроля владения, распоряжения, аренды, приватизации, пользования муниципальной собственностью.
  4. Содействие правоохранительным службам в поддержании порядка.
  5. Контроль над соблюдением торговыми и обслуживающими предприятиями прав потребителей, закрепленных в законодательстве в порядке, согласованном с администрацией МО.
  6. Работу с подростками и детьми, оказание помощи в проведении лечебно-оздоровительных, культурно-массовых и прочих мероприятий.
  7. Защита интересов граждан как потребителей бытовых и коммунальных услуг в соответствующих районных службах.  развитие территориального общественного самоуправления
  8. Содействие в решении жилищных проблем, проведение консультаций, подготовку ходатайств.
  9. Содействие проведению мероприятий эпидемиологического, санитарного, пожарного и экологического контроля и безопасности.
  10. Внесение предложений в администрацию МО по вопросам, касающимся интересов жителей. К ним, например, относят проблемы использования участков для строительства, сооружение оздоровительных и детских площадок, скверов, мест для выгула собак и пр. Предложения могут касаться вопросов образования и ликвидации торговых объектов, предприятий общепита, здравоохранения, бытового обслуживания и пр.
  11. Оказание содействия администрации в решении проблем капремонта и реконструкции жилых сооружений, а также связанного с этим отселения, участие в составлении договоров на выполнение необходимых работ.
  12. Помощь населению в соблюдении правил по эксплуатации жилфонда, участие в мероприятиях, направленных на благоустройство.
  13. Информирование граждан о решениях администрации по предложениям или принятым по согласованию с ТОС. устав территориального общественного самоуправления

Кроме перечисленных, к полномочиям общин могут относиться и иные вопросы, в числе которых могут быть и переданные органами власти либо добровольно принятые гражданами. Список основных задач должен быть зафиксирован в учредительном документе. Инициативная группа принимает решения о проведении конференции или схода в зависимости от количества граждан, проживающих в пределах данной территории.