Понятие «уставные грамоты» имеет несколько значений. Сам термин впервые стал использоваться еще во времена средневековой Руси. Однако данный тип источников оказался настолько актуальным для российской действительности, что его стали применять и в XIX веке при обозначении явлений тогдашней жизни.
История возникновения понятия
Применительно к периоду Московского царства XIV–XVI веков оно означает документ, фиксировавший правила и принципы местного правительственного управления, а также земского самоуправления. Уставные грамоты первого типа (наместничьи грамоты) определяли функции и полномочия местных управителей: наместников, волостелей, тиунов, судей. Документы строго фиксировали размер их кормлений, судебные, торговые пошлины и другие повинности населения той или иной области.
В некотором смысле средневековые уставные грамоты ограничивали произвол управителей на местах и в этом смысле защищали права населения. От данного периода дошло несколько таких грамот, самыми известными из которых являются Двинская уставная грамота 1397 года и постановление конца XV века.
Документы о местном самоуправлении
С середины XVI века в связи с реформами Ивана IV Грозного понятие «уставные грамоты» несколько изменилось. Царь решил предоставить ряду областей право на самоуправление, что и зафиксировали данные источники. В 1550-х годах под руководством Ивана Васильевича и его кружка, Избранной рады, была проведена целая серия мероприятий по улучшению административного правления, в том числе и земская губная реформа. Ее основные положения сводились к тому, чтобы местные общества сами выбирали себе выборных представителей, которые бы осуществляли судебные функции.
Планы реформ государственного управления в 1801—1810-х годах
Рассматриваемый термин сохранился и в императорской России: в годы правления Александра I им называли план конституционного устройства, который был подготовлен ближайшим помощником и другом императора Н. Н. Новосильцевым. Но прежде чем приступить к анализу содержания грамоты необходимо вкратце обозначить предпосылки этого важнейшего проекта реформ.
Еще в самом начале своего царствования Александр I взял курс на глубокие политические и социально-экономические преобразования в стране. Вокруг молодого правителя сложился кружок, подучивший название Негласного комитета (1801—1803 годы). В него вошли молодые и энергичные приближенные и доверенные лица государя: Чарторыйский, Кочубей, Строганов, они были настроены поддержать планы императора. Видный государственный деятель М. М. Сперанский подготовил проект по реформированию государственного аппарата. Но все эти начинания так и не были воплощены в жизнь: война 1812 года, выступление русской армии против Наполеона, а также опасение самого Александра I в том, что радикальный характер реформ плохо скажется на состоянии российского общества, приостановили их претворение в жизнь.
Предпосылки создания проекта конституции
Из-за незавершенности реформирования государственного аппарата Александр I снова вернулся к мысли о необходимости преобразований. В 1815 году он подписал указ о введении конституции в Царстве Польском, которое тогда входило в состав Российской империи. Согласно этому документу его правителем оставался российский император, однако на месте создавался выборный законодательный сейм.
В 1818 году Александр I сделал революционное заявление о том, что он намерен ввести конституцию во всей России по образцу Польши. Подготовкой документа занялся Н. Н. Новосильцев, который, вероятнее всего, был автором польской конституции, поскольку возглавлял российскую администрацию в этой стране. Новый проект получил название «Уставная грамота Российской империи», поскольку предполагал изменение принципов государственного управления.
Подготовка плана
Работа над реформой продолжалась два года. В ней принимали участие также члены канцелярии: П. А. Вяземский и П. И. Дешан. Последний написал проект конституции Российской империи на французском языке, а перевод на русский был осуществлен Вяземским. За основу был взята польская уставная грамота 1815 года. Первоначальный вариант проекта был отдан императору и получил его одобрение.
Основные положения плана Новосильцева
План состоял из шести глав и включал в себя важнейшие положения относительно разделения властей и прав человека. Согласно документу, в России создавался двухпалатный Государственный сейм, который состоял из Сената и Посольской палаты. Страна делилась на двенадцать наместничеств, те, в свою очередь, — на губернии, губернии — на уезды, уезды — на округа.
Уставная грамота Российской империи предусматривала создание на местах аналогичных государственных сеймов, куда входили две трети избранных депутатов и послов. Избирательные права имели лица старше 25 лет, избираться могли люди начиная с 30 лет. Впервые уставная грамота Российской империи провозглашала принцип отделения судебной власти от административной. Исполнительные функции осуществляли Государственный совет, министерства во главе с императором.
Уставная грамота Российской империи 1820 года зафиксировала неприкосновенность личности, собственности, а также свободу печати. Для своего времени это был революционный шаг, поскольку ничего подобного прежде в нашей стране не было. Возможно, именно поэтому царь заколебался в необходимости претворения в жизнь своей задумки. Несмотря на то что уставная грамота Новосильцева не была претворена в жизнь, она знаменовала важный этап в реформировании государственного аппарата в первой четверти XIX века.