Марина Бенитес, журналист и историк искусства, создатель журнала Pez Magazine, который рассматривает социальные и культурные аспекты, отмечает, что сегодня в рабочем языке используется много нечетких терминов и англицизмов, которые призваны искажать реалии и скрытно вводить новые требования. Вместо «увольнения» говорят об «офсайде», а работники уходят в отставку не из-за чрезмерного стресса, а из-за «выгорания».
Рабочая среда как независимый контекст
Во многих случаях рабочая среда рассматривается как независимый контекст в нашем обществе. Когда мы вступаем на территорию определенных бизнес-пространств, социальные нормы, которые до этого момента определяли наше существование, остаются позади. Человек становится работником с трудовым договором, по которому он посвящает свое время мотиву, лежащему в основе его существования: делать что-то продуктивное.
Этот контекст наполнен собственными словами, которые он определяет сам, и этот контекст постоянно меняется. Создается современный сленг, который полон эвфемизмов, позволяющих преобразовать многие рабочие места в мир симуляций. В нем либерализм замаскирован под токсичный позитив. Большинство работников это понимают, но страх потерять свое место в компании часто ослабляет сопротивление.
«Мне кажется, что использование таких стратегий неэтично, а с другой стороны, это техника манипулирования», — говорит Элиза Санчес, психолог, консультант и тренер в области человеческих ресурсов и гигиены труда с более чем 20-летним опытом.
К работникам применяется мягкое влияние
В настоящее время от человека требуется не только работать, но и быть счастливым и проявлять определенные специфические качества на своей должности. Здесь используется такой эвфемизм, как soft skills, то есть мягкие навыки, умения, не связанные напрямую с профессиональными компетенциями.
Они направлены на построение отношений в коллективе и являются частью тимбилдинга. Этот термин применим к широкому диапазону действий, связанных с созданием и повышением эффективности работы команды.
Марина Бенитес рассматривает термины-эвфемизмы, наиболее распространенные в рабочей культуре.
«Адаптация»
Одним из основных эвфемизмов, которые используются в современных рабочих пространствах, является слово «оффбординг» (offboarding), означающее адаптацию. Оно применяется для обозначения момента, когда человек приходит в компанию. Этот эвфемизм помогает снизить резонанс от бюрократических процедур, которые иногда могут длиться месяцами, пока сотрудник не адаптируется к своей должности.
То, что скрывается за термином «адаптация», — это процесс, который может занять несколько месяцев и во многих случаях привести к отчаянию. Многие молодые люди покидают компании после нескольких месяцев работы, потому что процесс перехода оказывается настолько неприятным, что они не хотят продолжать испытывать трудности, с которыми им приходится сталкиваться.
«Тихое увольнение»
Еще один из эвфемизмов, наиболее популярных в средствах массовой информации, — это quiet dismissal, что переводится как «тихое увольнение». Оно относится к ситуации, когда работодатель или менеджер плохо обращается с сотрудником, чтобы заставить его уйти с работы. Примерами могут служить задержка продвижения по службе, предъявление нереалистичных требований, отсутствие обучения.
При этом, когда человек вынужден уволиться, о нем говорят, что он, например, не прошел адаптацию. Тогда как на самом деле он доведен до состояния, когда он хочет как можно быстрее молча покинуть компанию, а не бороться за свои права.
Сара А., руководитель отдела продаж с 15-летним опытом работы в компаниях национального и международного уровней отмечает, что не раз сталкивалась с ситуацией, когда начальник отказывал сотруднику в возможности попрощаться со своими коллегами. Тем самым он хотел отстранить последних от влияния на них. Это позволяет руководителям еще больше нивелировать неприглядную реальность.
Благодаря подобной тактике с применением эвфемизмов людей стремятся превратить в послушные винтики, не реагирующие на несправедливые шаги в отношении других работников.
«Тимбилдинг»
Еще один эвфемизм, который, казалось бы, обозначает простые действия, способствующие сближению команды, а на самом деле маскирует создание контекста для достижения высоких результатов сотрудниками и их измерения. Таким образом, работник подвергается дополнительному стрессу, участвуя в разного рода соревновательных играх, конференциях и совместных обедах. Рабочая и социальная жизнь становятся взаимосвязанными, граница между ними размывается.
«Баланс между работой и личной жизнью»
По словам Рольфа Ципфа, основателя Rindus, компании по разработке технологий, базирующейся в Испании, говорит, что, когда компания использует этот эвфемизм, она хочет создать впечатление, что существует баланс между жизнью и работой. Но на самом деле на многих предприятиях этот баланс нарушен. В процессе работы проходит множество совещаний, и руководители ожидают, что третья часть персонала будет работать после восьми вечера, чтобы задокументировать или обработать результаты. В итоге у людей нет никаких шансов отключиться от работы.
«Человеческие ресурсы»
Рольф Ципф добавляет, что во многих испанских компаниях к сотрудникам относятся как к инструментам, как к абстрактным показателям, называя их «человеческими ресурсами». Он призывает задуматься над этим выражением, которое, по его признанию, он просто ненавидит. Ципф возражает: «У нас есть опыт, знания, но в первую очередь мы люди, а не ресурсы».
Маскировка неприглядной реальности
По словам психолога Элизы Санчес, эвфемизмы, характерные для рабочей среды, служат для того, чтобы отвлечь нас от реальности. Они относятся к манипулятивному позитиву. Цель их употребления — помешать человеку осознавать все, что происходит. Это инфантилизирует и лишает людей сил. Но для того чтобы человек мог нести ответственность за последствия своих действий, он должен принимать эти решения без манипуляций, четко осознавая реальность. В противном случае решения принимаются на основе предвзятой информации.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание