КАСКО, в отличие от ОСАГО, является добровольным страхованием машины. Автовладельцы оформляют его по собственному желанию и исходя из необходимости. Каждая компания вправе устанавливать свои условия договора. Но все же они должны соответствовать нормам, которые содержат «Правила КАСКО», Гражданский кодекс, закон «Об организации страхового дела» и закон «О защите прав потребителей». КАСКО не регламентируется специальным законом. Рассмотрим в связи с этим общую правовую базу, которой этот вид страхования подчиняется.
Выплаты
Существует Постановление Пленума Верховного суда от 27 июня 2013 года под номером 20. На его основе и осуществляется страховая выплата. В документе изложены разные положения, в числе которых следующие.
Если СК отказалась выплачивать компенсацию автовладельцу, она может быть оштрафована. Кроме того, выгодоприобретатель вправе потребовать возмещение морального ущерба. Если суд решит удовлетворить требования автовладельца, то на компанию будет наложен штраф — 50% от той суммы, которую суд присудил выгодоприобретателю.
За каждый день, когда срок выплаты по КАСКО по закону просрочен, СК обязана выплачивать страхователю 1% от суммы всей страховой выплаты.
Несколько слов можно сказать и о перспективах. В настоящее время готовятся поправки в закон о страховании КАСКО, касающиеся штрафов для страховых компаний. От 1 до 2 миллионов рублей предполагается взыскивать за неправомерный отказ в выплате или занижение таковой, и от 3 до 4 миллионов рублей — за навязывание дополнительных услуг. Кроме того, штраф от 500 до 700 тысяч рублей будет налагаться на того, кто несвоевременно или не в полном объеме предоставляет информацию по договорам страхования в РСА.
Отказ от выплат считается неправомерным в случаях, например, если у автовладельца, который забыл ключи в замке или регистрационные документы в автомобиле, угнали транспортное средство, или ссылаясь на то, что за рулем на момент аварии был не собственник машины.
Важно знать, что страховые компании нередко занижают выплаты в случаях, когда на ремонт требуется от 70% до 75% от стоимости самого автомобиля. Они считают, что сюда входит и амортизация. Но, столкнувшись с такой ситуацией, водителю лучше всего отказаться от годных остатков. Тогда страховая выплата будет ему перечислена в размере полной суммы.
Занижение
Рассмотрим наиболее частые ситуации, когда страховые компании стараются снизить выплату.
Во-первых, это возможно сделать за счет тех поврежденных деталей, которые не были указаны в справке ГИБДД. В таких случаях рекомендуется написать заявление о дополнениях к факту ДТП и перечислить все поврежденные элементы машины. Также можно потребовать от СК, чтобы была проведена экспертиза.
Во-вторых, как экспертом, так и штатным сотрудником компании, может завышаться сумма ремонта. Страхователь вправе потребовать проведения независимой экспертизы. И если заключения экспертов у страхователя и страховщика будут отличаться, то на судебном разбирательстве должна быть проведена еще одна, судебная экспертиза.
В-третьих, могут быть разные толкования словосочетания "рыночная цена". Лучше всего, еще когда подписывается договор КАСКО, определиться с этим понятием.
Отказ в выплатах
Бывает и так, что страховщик отказывает в выплате страховки автовладельцу. Тогда он выдает письменный отказ, а также обоснование расчета.
Закон о КАСКО, как мы выяснили, не утвержден, но положения в правилах страхования, ГК РФ, и законе от 27 ноября 1992 года, содержат перечень оснований для отказа.
Одним из них является совершение ДТП в состоянии алкогольного опьянения. В таком случае страховщик вправе отказаться от выплаты, и страхователю придется возмещать весь ущерб самостоятельно.
Виды страхования
Какой вид страхования выбрать — решать владельцу ТС. Можно поделить добровольное страхование на:
- полное;
- частичное.
Первый вариант включает в себя страховку как от угона, так и от ущерба. Договор может также содержать дополнительные опции, например, выезд на место происшествия комиссара, сбор справок и прочее.
При втором варианте транспортное средство страхуется только от ущерба. При этом можно хорошо сэкономить на цене страховки. Особенно это касается случаев, когда автомобиль не относится к числу наиболее угоняемых и имеет надежную сигнализацию.
Стоимость КАСКО: от чего зависит?
Каждая страховая компания устанавливает тарифы по своему усмотрению. Какой бы то ни было закон о КАСКО не используется. При этом СК применяет коэффициенты, разработанные на базе цен запасных частей, статистики угонов и ДТП, а также работ на СТО в той или иной местности.
Полис КАСКО обычно стоит от 5% до 10% от цены машины. Основные элементы, из которых выстраивается цена страховки, это:
- условия, предусмотренные договором;
- характеристики автомобиля;
- данные водителя;
- сама СК.
Договор, например, может быть заключен как на год, так и на меньший период времени. В последнем варианте он обойдется дороже. При этом может быть предусмотрена рассрочка платежа, различные риски, дополнительные услуги. Чем их больше, тем цена выше.
Стоимость страховки также зависит от класса автомобиля, его марки, года выпуска и наличия (отсутствия) противоугонных систем.
Важен и стаж водителя. Чем больше лет он проездил без аварий, тем ниже будет применяться коэффициент.
Кому подходит КАСКО?
В крупных страховых компаниях может быть предложена франшиза. Закон о КАСКО (в частности, о страховании) под нею понимает часть убытков, не подлежащих возмещению. Она может быть:
- условной;
- безусловной;
- динамической.
Первая предполагает случай, когда от ДТП автомобиль пострадал на сумму меньшую, чем предусмотрена франшизой. Тогда выгодоприобретатель не получает ничего.
Во втором случае вычисляется разница между убытком и франшизой.
А третий предполагает вариант, при котором сумма страховки будет зависеть от количества страховых случаев, произошедших в течение действия договора.
К варианту франшизы стоит приглядеться лишь опытным и осторожным водителям, которые полностью разобрались в этом механизме и могут незначительные повреждения оплачивать самостоятельно.
Особые предложения по КАСКО
В компаниях можно найти специальные предложения, которые предназначены для различных категорий водителей. Для них страховка может обойтись дешевле за счет каких-то ограничений.
Льготы часто могут распространяться на:
- новые автомобили;
- те, что находятся под залогом банка;
- определенные модели;
- фешенебельные машины;
- оснащенные особыми противоугонными системами.
Экономия
Финансовый кризис, рост цен вынуждают СК искать более легкие варианты договоров. К ним относятся следующие:
- Упомянутая выше франшиза.
- Ограничение рисков и суммы покрытия (на усмотрение страхователя).
- Внедрение спутникового мониторинга. Тогда тариф будет устанавливаться индивидуально, исходя из стиля вождения конкретного автовладельца. Вся информация будет передаваться через устройство, которое установлено на испытательный срок в машине.
2016 год — что нового?
В текущем году обычно стоимость полиса рассчитывается, исходя из стоимости машины, запчастей и ремонта. Вместе с выдачей автокредита, как правило, заключается и договор добровольного страхования.
Так как цены на машины повысились, а в сфере автокредитования наметился устойчивый спад, цены на КАСКО планируют повысить незначительно. Страховые компании изыскивают возможности снижать тарифы за счет внедрения различных дополнительных механизмов. Это и пролонгация без убытков, и франшиза, и ограничение рисков, и телематика.
Так как специальный закон о КАСКО не принят, страховщики могут изыскивать для себя лазейки. Но и страхователь не остается незащищенным. Если, к примеру, сроки ремонта по КАСКО задерживаются по различным причинам, выгодоприобретатель вправе действовать на основании закона «О защите прав потребителей» и даже обращаться в суд.