В настоящее время возникает много дискуссий и споров на тему образовательной деятельности. Это неслучайно, ведь именно в процессе получения образования закладываются многие черты характера личности, происходит ее физическое, нравственное и умственное совершенствование. Очень важно, чтобы ребенок вырос как можно более адаптированным к современным реалиям жизни и мог с помощью своих способностей приносить наибольшую пользу обществу. Для этого необходимо непрерывное развитие образовательной деятельности как системы в целом и полная вовлеченность в процесс всех субъектов образования.
Основные понятия
Целью процесса образования является обучение и воспитание человека в любом возрасте. Воспитание необходимо для правильного становления и развития личности, выработки нравственных и духовных ценностей, приучения к принятым нормам поведения в социуме. Обучение позволяет овладеть необходимыми умениями, навыками или знаниями, развить определенные способности и научиться практически применять полученные сведения в повседневной жизни.
Для понятия «образовательная деятельность» определение используется, чтобы обозначить процесс образования и следования в обучении людей специально созданным программам обучения. Образовательная программа чаще всего представляется как совокупность различных методических и оценочных материалов, программ ведения учебных дисциплин и предметов, календарного графика обучения и прочего и образует единый комплекс, который включает в себя планируемые результаты, содержание и объем.
Лицо, осваивающее рекомендованную образовательную программу, является обучающимся. Оно получает новые знания чаще всего под непосредственным контролем и руководством педагогического работника, заключившего договор с образовательной организацией на выполнение обязанностей по обучению и воспитанию.
Процесс передачи знаний осуществляется с помощью различных средств образования. Сюда входят разнообразное оборудование, приборы, компьютеры, визуальные и аудиосредства, информационные ресурсы и прочие необходимые объекты.
Принципы
Политика образовательной деятельности включает в себя следующие положения об образовании в РФ:
- получить образование может каждый человек;
- образование должно носить гуманный характер и объединять в себе свободное совершенствование личности и воспитание любви к родине, ответственности, трудолюбия, разумного отношения к природе;
- каждый может получить образование, соответствующее его склонностям и потребностям, выбирая форму обучения и образовательное учреждение в зависимости от личных предпочтений;
- образовательные организации обязаны носить открытый информационный характер и формировать публичную отчетность, однако они сохраняют право на автономию и демократичный характер управления образованием;
- все отношения в области образования регулируются государственным путем и с помощью договоров;
- педагогические работники вольны самостоятельно выбирать методы обучения и воспитания;
- недопустимы какие-либо ограничения или отсутствие конкуренции между обучающими организациями.
Структура системы образования
Образование можно получить путем усвоения одной образовательной программы или сразу нескольких. В процессе обучения обычно учитывается уже имеющееся образование, а также практический опыт и квалификация.
Выделяются следующие уровни образования:
1) Общее:
- дошкольное;
- начальное (начинается с семилетнего возраста ребенка, длится обычно 4 года);
- основное (5 лет обучения);
- среднее (рассчитано на 2 года).
2) Профессиональное:
- среднее (продолжительность обучения зависит от образовательного учреждения);
- высшее – бакалавриат (4 года обучения), специалитет (5 лет), магистратура (2-2,5 года);
- высшее – подготовка кадров, обладающих высшей квалификацией;
3) Дополнительное образование.
Формы образования
Граждане РФ, согласно ФЗ 273 об образовании, имеют право получить образование двумя способами:
- С помощью образовательной организации.
- Путем самообразования или обучения в семье.
Обучение в организациях учитывает потребности и возможности каждого обучающегося и объем занятости работника-педагога. Проходить оно может в заочной, очно-заочной или очной форме.
Самостоятельное получение образования возможно, если впоследствии будут пройдены промежуточная и итоговая аттестация в образовательном учреждении. Разрешается сочетать различные формы обучения.
Субъекты
Выделяются следующие субъекты, осуществляющие образование и образовательную деятельность:
- образовательные учреждения;
- педагогические работники;
- обучающиеся.
Организации
Образовательная деятельность – это процесс, который могут осуществлять индивидуальные предприниматели, образовательные и обучающие учреждения.
В наименовании каждой организации обязательно указывается ее тип и организационно-правовая форма. Дополнительно в названии можно использовать указания на особенности предоставляемого образования и дополнительные функции, применяемые для ведения образовательной деятельности.
В зависимости от реализуемой программы образования, выделяются следующие типы организаций:
- ДОУ. Осуществляют дошкольное образование, присмотр за детьми и их воспитание.
- Общеобразовательные. Для их работы используется программа образовательной деятельности начального уровня, основного и/или среднего.
- Профессиональные. Проводят профобучение и образование.
- Вузы. Готовят кадры высшего образования, ведут научную деятельность.
Устав и управление организацией
Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность, - это организации, действующие на основании утвержденного устава. В каждом уставе содержатся сведения о:
- типе учреждения;
- его учредителе;
- программах образования;
- органах управления организацией.
Работники организации, обучающиеся и их родители имеют право на ознакомление с ее уставом.
Порядок создания органов управления учреждением, их компетенция и срок действия полномочий прописываются в уставе. Работают они на основе принципов коллегиальности и единоначалия.
Текущее руководство и регулирование выполняет единоличный руководитель (директор, заведующий), осуществляющий функции исполнительного органа.
Коллегиальных органов управления может быть несколько, каждый из них имеет свою область компетенции. Могут формироваться такие коллегии, как общее собрание работников, ученый или педагогический совет, попечительский, управляющий и наблюдательный советы, и другие, в том числе и создаваемые с целью учета мнений представителей несовершеннолетних учеников и самих обучающихся по осуществлению образовательной деятельности.
Педагогические работники
Право на преподавание имеют лица, обладающие высшим или средним профобразованием и отвечающие профстандартам и требованиям квалификационных справочников. Каждый специалист получает некоторые свободы и права, соцподдержку, государственные гарантии, направленные на повышение значимости преподавательской работы.
Для ведения основной образовательной деятельности педагогическим работникам предоставляются определенные полномочия:
- свободный выбор форм и методов преподавания;
- самостоятельный подбор методических пособий и информационных материалов;
- сопричастность к управлению образовательным учреждением, вхождение в состав коллегий;
- осуществление научной, экспериментальной, творческой, исследовательской и других видов деятельности;
- защита чести и достоинства, обращение в комиссию по спорным вопросам, участие в деятельности общественных профорганизаций;
- участие в выработке календарных графиков и учебных планов.
Педагогические работники обязаны:
- относиться с уважением к другим работникам и обучающимся;
- воспитывать и давать образование, развивать у обучающихся творческие способности, инициативность, самостоятельность, патриотизм, трудолюбие;
- повышать свой профуровень;
- периодически проходить проверки на соответствие занимаемой должности;
- соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения и его устав.
Обучающиеся
Образовательная деятельность – это процесс, в который вовлечены не только педагогические работники, но и обучающиеся - физические лица, занимающиеся освоением образовательной программы. В зависимости от выбранной организации, уровня получаемого образования и формы обучения, обучающиеся могут называться:
- воспитанниками, обучающимися в ДОУ или получающими общее образование с одновременным проживанием в организации;
- учащимися – лицами, получающими общее образование;
- студентами, осваивающими профессиональное или высшее образование;
- аспирантами и ординаторами – лицами, обучающимися в аспирантуре и ординатуре;
- экстернами, зачисленными в организацию для прохождения аттестации.
Каждый обучающийся имеет право на:
- самостоятельный выбор организации и формы обучения, в том числе и сразу нескольких при желании;
- отсрочку от призыва в армию;
- каникулы – перерывы, запланированные для отдыха и других целей;
- получение бесплатного образования в порядке, установленном ФЗ № 273 об образовании;
- участие в управлении организацией;
- пользование всеми информационными и библиотечными ресурсами, объектами культуры и спорта и прочими возможностями, предоставляемыми организацией;
- совмещение учебы с работой.
Обучающиеся должны:
- соблюдать дисциплину, выполнять внутренние правила распорядка и требования устава;
- аккуратно относиться к имуществу учреждения;
- добросовестно изучать образовательную программу;
- заботиться о своем нравственном, физическом и умственном самосовершенствовании;
- с уважением относиться к другим обучающимся и работникам организации.
Процесс обучения
Образовательная деятельность включает в себя работу по обучению и воспитанию детей. Проявляется она в разных формах: коммуникативной, игровой, исследовательской, музыкальной, трудовой, художественной и т. д. Образовательная деятельность – это совместный труд обучающихся и педагогических работников, направленный на освоение учениками преподаваемого материала.
Методы
Образовательная деятельность может осуществляться по-разному, каждый ее аспект имеет свои особенности. В зависимости от поставленных задач и преследуемых целей выделяются несколько способов обучения:
- Методы воспитательной деятельности. Они направлены на формирование нравственных и духовных ценностей обучающихся. Это могут быть, например: самооценка, раскаяние, подражание, поступок, побуждение. Эти действия можно подразделить на две группы: теоретические и практические. Теоретическая деятельность применяется для нахождения и обоснования практической деятельности, которая, в свою очередь, позволяет сознательно менять элементы мира.
- Методы учебной деятельности. Они по своей природе близки к научно-исследовательской деятельности ученого. Подразделяются на теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы используются для осуществления различных мыслительных операций (например, анализ, сравнение, индукция, фантазия) и позволяют на их основе выстраивать гипотезы, заниматься постановкой проблем, выявлять противоречия, выдвигать научные теории. Эмпирические методы направлены на ведение практической деятельности (написание сочинений, проведение опытов и экспериментов, конспектирование, выполнение упражнений).
- Метод развития обучающегося. Используется для совершенствования психических процессов. Развитие происходит либо целенаправленно с помощью тренировок памяти, эмоций, внимания и т. д., либо попутно при воспитании и обучении.
Средства
Для осуществления образовательной деятельности используются различные средства обучения. Информационные и материальные средства представляют собой игры, учебные пособия, специальное оборудование и прочие предметы, созданные другими людьми для ведения образовательной деятельности.
Остальные средства изучения используются обучающимися самостоятельно. Это языковые средства, включающие в себя разговорные языки (родной и иностранный) и специализированные (дорожные знаки, чертежи, электросхемы), специфические научные (математические, физические).
Логические средства позволяют проявить умственные способности. Они формируются путем образного восприятия и наглядно-действенного. Благодаря этим средствам личность учится задавать вопросы и давать на них ответы, решать проблемы, делать выводы, совершать различные умственные операции.
Действие математических средств начинается с формирования представлений о числах и умении счета. Впоследствии происходит развитие математических средств при дальнейшем изучении точных наук.
Совершенствование процесса образовательной деятельности является одной из актуальных и насущных проблем современного мира. Неслучайно законы об образовании в РФ подвергаются постоянным изменениям с целью развития образовательной системы.
Минимальными знаниями об образовательной деятельности должен обладать каждый человек, неважно, является ли он педагогическим работником или обучающимся. Это позволит правильно воспитать и вырастить будущее поколение, обладающее духовными ценностями, развитым интеллектом и хорошими физическими данными.